Участники образовательного процесса – это не только учителя и ученики, но и родители (законные представители) обучающихся. А потому важно, чтобы всех их объединяли общие дела, задачи и цели. Так, например, семейное сообщество «Движения первых» «Родные – Любимые» организует совместную общественно полезную деятельность для детей и родителей и помогает включить последних в образовательный процесс.
Самира В., ученица 11‑го класса, Великий Новгород:
Настоящие активисты
Мои родители стараются посещать все школьные собрания. Также они активно участвуют в различных внеурочных мероприятиях, субботниках и проектах. Они всегда готовы оказать мне и моему классу любую посильную помощь, поделиться опытом и помочь решить организационные вопросы. Кажется, их можно назвать настоящими активистами!
Никита ЦАРЕВ, ученик 9‑го класса школы №1, Вязьма:
Ничего такого
Мама признается, что уже давно ничего не помнит из школьной программы. Однако это не мешает ей принимать активное участие в разных мероприятиях. Она посещает практически все собрания и вместе с другими родителями занимается организацией туристических поездок класса в другие города.
А еще родительский комитет, куда входят мои родители, взял на себя организацию выпускного. Вроде ничего такого, но у нас, то есть будущих выпускников, теперь есть больше времени на подготовку к экзаменам.
Александр К., ученик 9‑го класса, Псков:
Без нареканий
Конечно, мои родители по мере возможности участвуют в образовательном процессе: помогают с уроками, мы вместе разбираем новые темы и т. д. Иногда они посещают собрания. Мама поддерживает связь с классным руководителем и всегда сообщает, если я по семейным обстоятельствам не могу прийти на занятия.
В общем, родители участвуют настолько, насколько это нужно. Также они почти всегда готовы выделять средства на хозяйственные нужды класса. Однако в основном подобными вопросами занимается родительский комитет.
Роман К., ученик 11‑го класса школы №17, Омск:
Особых поводов нет
Родители не против участвовать в образовательном процессе. Думаю, они очень даже за. Я делюсь с ними новыми знаниями, рассказываю об интересных заданиях, проектах или школьных мероприятиях. В свою очередь мама и папа всегда готовы помочь. Однако зачастую помощь мне не нужна. К тому же в некоторых вопросах, к сожалению, они совсем не разбираются.
Родительских собраний у нас ни разу не было. Недавно классный руководитель попробовал организовать собрание, чтобы обсудить выпускной. Мои родители не успели из-за работы, пробок. Да и какой смысл ехать в школу? Сейчас все вопросы можно решить в групповых чатах.
Людмила СЕВОСТЬЯНОВА, ученица школы №12, Новый Уренгой:
Поддержка и опора
С первого года обучения мама – моя большая поддержка и опора. Она всегда помогала с домашними заданиями, когда было тяжело, и стимулировала продолжать работать, даже если опускались руки. Так сложные задачи становились проще, а невыполнимые – понятными. Считаю, что каждому нужна поддержка именно дома, потому что учитель не всегда может быть на связи, не всегда готов поддержать именно морально.
Также моя мама является членом родительского комитета, всегда проявляет много участия и ответственности, настолько, что классная руководительница в один день даже сказала: «Бери пример со своей матери!»
Конечно, у нас возникали некоторые казусы, потому что иногда участие мамы казалось излишним. Появлялось ощущение, будто она пытается меня контролировать.
Никита РОБЕЙ, ученик школы №2, Собинка:
Родители стараются найти время
Родители спрашивают, есть ли у меня задания, и, если нужно, помогают мне в них разобраться. Они стараются найти время, чтобы объяснить все сложные темы и показать, как решить некоторые задачи. Благодаря их помощи я каждый день получаю хорошие оценки. Кроме того, мои родители регулярно общаются с учителями, ходят на родительские собрания, интересуются оценками и результатами моих тестов.
Также мама и папа стараются участвовать в жизни школы. Они посещают спортивные соревнования, школьные мероприятия и выставки проектов, помогают мне с подготовкой к участию в конкурсах, например со сбором информации или поддержкой с презентацией.
Роман В., ученик 9‑го класса, Москва:
Второй пилот
В этом году я перешел в 9‑й класс. Год только начался, но уже могу сказать, что он самый сложный из всех. Раньше я спокойно и смело выходил на оценки «4» и «5» даже по самым сложным для меня предметам. Однако за первую четверть нынешнего года я уже нахватал приличное количество замечаний, плохих оценок.
Недавно я перебирал в голове возможные причины такого перепада в своей успеваемости и даже обсуждал это со своим единственным репетитором (по английскому языку). Он сразу предположил, что причина в волнении из-за приближающегося ОГЭ, многие начинают больше думать о нем, чем об оценках в четверти. Однако подготовкой к экзаменам я занимаюсь с 8‑го класса. Единственная серьезная причина, которую для себя нашел, – отсутствие мамы. Она всегда была для меня, если можно так выразиться, вторым пилотом, помогала с домашним заданием, знала обо всем, что происходит у меня в школе, с интересом слушала, спрашивала и помогала по учебным вопросам. Даже немного участвовала в моей социализации!
Уже больше месяца мама не со мной, потому что уехала в другой город помогать родственникам. Я чувствую себя куда менее защищенным, чем обычно, и успеваемость ощутимо просела. Но мама совсем меня не ругает. Напротив, подбадривает и говорит, что это просто сложный период, который обязательно пройдет. Она часто звонит по видеосвязи и, как всегда, интересуется тем, как прошел мой день, какие у меня планируются контрольные, спрашивает про друзей и особенно с кем я сейчас общаюсь из девочек…
Нам обоим сейчас непросто, но она не дает мне унывать. Это очень ценно для меня, и я по-настоящему счастлив, что у меня есть такой друг и наставник. Многие друзья даже завидуют, как легко мы с мамой находим общий язык, и сами общаются с ней как со старшей сестрой, умной, доброй, к которой можно обратиться за советом или с которой можно поделиться переживанием.
В школе про нее также знают. До сих пор она исправно ходила на родительские собрания с энтузиазмом и интересом, делилась впечатлениями и не забывала журить меня за какие-то ошибки.
Инга, ученица старших классов, Санкт-Петербург:
Новая роль
Мои родители не участвуют в образовательном процессе. Кажется, им вообще все равно. Даже на собрания к младшей сестре отправляют меня. Не хочется брать на себя роль мамы, но ничего не поделаешь. Хоть кто-то в семье должен заниматься образованием детей. Пусть даже не моим…
Екатерина Р., ученица 7‑го класса, Ярославль:
Ошибаться – нормально
Родители играют очень большую роль в моем образовании. Они всегда поддерживают в учебе, постоянно интересуются успехами и проблемами. Иногда очень тяжело дается контролировать себя во время учебы, но родители всегда готовы помочь.
Папа проверяет, сделала ли я домашнюю работу. И если у меня что-то неправильно, он все объяснит. Также он часто смотрит мои оценки в дневнике. Почти всегда мне тяжело даются алгебра и геометрия… Но папа очень умный, и поэтому ему нипочем любая, даже самая сложная задачка!
Мама тоже не остается в стороне, она объясняет правила русского языка, чтобы я все запоминала и мне стало понятно. Пару недель назад нам дали очень сложную работу по русскому языку. Сначала я думала, что не справлюсь, но в итоге сделала все на «5».
Иногда я не справляюсь с учебой, в такие моменты хочется бросить все и опустить руки. Но родители объяснили, что ошибки – это нормально и даже хорошо. Ведь благодаря ошибкам я могу научиться еще большему.
Дарья Ж., ученица 11‑го класса школы №1, Балтийск:
Нужен ли опыт?
Ну, в старших классах родители уже не так часто участвуют в образовательном процессе. Отец может «погонять» по истории. Мама иногда помогает с химией и немецким языком… В началке же все было иначе. Родители делали со мной уроки, мы вместе что-то мастерили и решали олимпиады.
В школьных мероприятиях моя семья участвует редко. Также помню, что некогда мама состояла в родительском комитете. Правда, роль у нее была незначительная, так как из-за работы не хватало времени… Да и опыта в такой деятельности не имелось.
Светлана Я., ученица 8‑го класса школы №17, Шуя:
Примерная девочка
Папа все время работает. Иногда он спрашивает маму, в каком классе я учусь. А еще в конце мая он интересуется, как я окончила учебный год. Когда узнает, что все хорошо, то хвалит и может дать деньги. Папа зарабатывает на школьную форму и принадлежности. Можно сказать, что так он и участвует в образовательном процессе.
Мама же участвует в образовательном процессе на все сто процентов. Она сама работает в школе учителем. Правда, это осложняет мне жизнь. По ее мнению, я должна быть во всем примером, должна хорошо учиться, носить школьную форму и вообще быть примерной девочкой. Это все для того, чтобы ее не подводить. Мне приходится участвовать во многих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях… Моя мама всегда узнает, что я не выучила урок или получила плохую оценку.
Считаю, что родители не должны активно вмешиваться в мою школьную жизнь. Я чувствую, что нахожусь под постоянным контролем и дома, и в школе. Иногда хочется прийти домой и пожаловаться маме на учительницу, но я не могу этого сделать. Ведь она ее коллега…
В школе у меня друзья. И кроме уроков есть перемены, где я занимаюсь тем, чем захочется. И так иногда не хочется оказаться под строгим маминым взглядом, который говорит: «Веди себя хорошо!» Также мне бывает обидно оттого, что некоторые одноклассники считают, что мне ставят хорошие оценки, потому что у меня мама в школе работает.
Но есть и плюсы в том, что мама работает в школе. Если я забыла записать домашку или не поняла, что задали, то она по моей просьбе всегда может позвонить учительнице. Иногда я первая узнаю новости. Моя мама в курсе всех школьных дел, жизни нашего класса. Она с другими мамами помогает устраивать праздники для нас. Я езжу на все экскурсии и участвую во всех школьных развлекаловках. Мама всегда объяснит то, что я не понимаю. Поможет, подскажет и направит.
Анастасия ГЛУЦКАЯ, ученица 6‑го класса, Владимир:
Нет времени на мероприятия
Родители считают, что образование сейчас – самое важное в моей жизни. Они постоянно оказывают моральную поддержку, всячески мотивируют и поощряют, следят за успехами.
Мама регулярно общается с классным руководителем и предметниками, чтобы узнать о моем прогрессе, слабых и сильных сторонах. Затем, если это необходимо, она ищет репетиторов или договаривается с учителями о дополнительных занятиях.
Папа иногда помогает подготовиться к самостоятельной или контрольной работе, ищет информацию и материалы для проектов, объясняет сложные темы и отвечает на все вопросы. Бабушка с дедушкой всегда готовы подключиться!
А вот что касается участия в школьных или внеурочных мероприятиях… У родителей банально нет столько времени.
Екатерина Н., ученица 7‑го класса школы №1265, Москва:
На защите
Мои родители постоянно заняты. У папы очень ответственная работа, и ему некогда заниматься моими школьными делами. Раньше мама была домохозяйкой. Помню, что она готовила нам вкусную еду. Она ходила в школу на родительские собрания, мы вместе учили уроки. Иногда мама меня ругала, если я не делала домашку или получала плохие оценки. Она все время созванивалась с классным руководителем, узнавала, как дела в школе.
Потом мама устроилась на работу… Возвращается поздно и очень уставшая. Она не всегда теперь может пойти в школу, зато читает чаты. Я должна ждать ее с работы, чтобы узнать домашнее задание, которое скидывают другие родители. Мои одноклассники тоже не всегда записывают его, а в электронном дневнике иногда можно запутаться.
У моей подруги мама ходит в школу каждую неделю. Она проверяет, как нас там учат, кормят, нашу классную. Я тоже хочу, чтобы мои родители ходили и защищали меня от всех учителей и завучей, а не просто читали информацию в чатах и делали какие-то выводы, а потом ругались, даже не разобравшись.
И я тоже устаю. Я хожу в спортивную школу и возвращаюсь домой поздно. А еще нужно делать уроки. И объяснить некому. Хорошо, что сейчас есть сайты с готовыми домашними заданиями. Да и то, что мама стала меньше интересоваться моими школьными делами, для нее только лучше. Пусть лучше зарабатывает деньги.
В общем, мои родители участвуют в образовательном процессе так, как им позволяет свободное время. А у них его немного. Но я знаю, что, если меня кто-то реально обидит в школе, они сразу придут мне на помощь и защитят.
Георгий ЛАРИН, ученик 5‑го класса школы №47, Владикавказ:
Кроме того…
Родители помогают мне в процессе учебы: они могут объяснить тему, если я ее не понял, мотивируют учиться, даже если я испытываю неудачи, оказывают моральную поддержку, ходят на родительские собрания, активно участвуют в мероприятиях класса, помогают с ремонтом класса. Кроме того, родители вместе со мной участвуют в ежегодной акции «Бессмертный полк».
Арина, ученица школы №83, Воронеж:
Все ровно
Родители участвуют в моем образовательном процессе. Помогают с домашним заданием, если требуется, записывают на кружки, которые меня интересуют.
Максим БЕЛОВ, ученик 6‑го класса, Калуга:
Учимся вместе
Я живу с дедушкой и бабушкой. Моя бабушка сейчас на пенсии, но раньше она работала учителем русского языка и литературы, поэтому она принимает активное участие в моем обучении, особенно внимательно следит, чтобы мне давались предметы, которые она преподавала. Бабушка бывает строгой, но всегда радуется моим успехам и говорит, что у меня аналитический склад ума, поэтому мне так легко дается математика. Дедушка подвозит меня в школу, когда на улице холодно. Он меньше времени проводит со мной за уроками, но всегда находит способ подбодрить или поднять настроение. Родительские собрания посещает бабушка. Она часто говорит, что мне повезло с учителями, со многими из них она теперь поддерживает связь.
Я отличник, единственное, что мне дается с трудом, – это английский язык. Дедушка говорит, что в школе учил немецкий, но даже его еле помнит. Бабушка же учится вместе со мной. Так, чтобы я лучше понимал язык, она даже нашла мои любимые басни Ивана Крылова, переведенные на английский.
Иван, ученик 9‑го класса, Краснодар:
Взрослый мальчик
Мама уже давно забыла всю школьную программу. Да и помогать она как-то не стремится, говорит, что я взрослый мальчик и могу сам решить все свои проблемы. В каких-то школьных активностях она тоже не участвует, потому что находится в плохих отношениях с классной руководительницей.
Понимаю, что у мамы много своих забот… Но иногда так хочется, чтобы она хоть немного поучаствовала в моей школьной жизни!
Марина Л., ученица школы №15, Новосибирск:
Жертвуя временем
Моя мама активно участвует в учебном процессе. Мы вместе делаем уроки. Иногда даже подсматриваем ответы в ГДЗ… Мама помогает учить стихотворения, постоянно ищет и предлагает какие-то новые методики, чтобы память работала лучше.
Творческие задания тоже выполняем вдвоем. Мама всегда готова помочь, иногда даже жертвуя свободным временем, лишь бы у меня была лучшая стенгазета.
Иван П., ученик 9‑го класса, Ярцево:
Зеленая история
Мои родители активно участвуют в жизни класса и школьной жизни в целом. Они являются членами родительского комитета и организовывают различные экскурсии и встречи. Разумеется, мама и папа регулярно посещают собрания, на которых обсуждаются вопросы, касающиеся успеваемости, проведения мероприятий, участия в школьных проектах и конкурсах, дополнительного образования. Также они вместе с другими родителями помогают ухаживать за школьным палисадником.
Елизавета, ученица 8‑го класса, Калининград:
Подробнее, чем на уроках
В большинстве случаях я сама выполняю домашнее задание, но, если мне что-то непонятно, родители объясняют материал более подробно, чем на уроках. Также они всегда сначала проверяют готовность домашнего задания, а потом уже я могу заниматься своими делами.
Родители активно участвуют в благотворительных акциях, ходят на собрания и организуют различные мероприятия с другими мамами и папами. А также они состоят в комитете класса.
Алена Ж., ученица 9‑го класса, Киров:
Педагоги жизни
Родители – это первые педагоги жизни. Они участвуют в моем образовательном процессе, оказывая поддержку, делясь личным опытом. Да, они помогают мне во всем. Поэтому я всегда могу подойти и попросить у них совета.
Родители ходят на школьные собрания, им интересно быть в курсе моей жизни в школе. Насчет поездок и экскурсий… Они не могут, потому что много работают.
Кирилл З., ученик школы №55, Ставрополь:
В компании родных
Да, родители активно участвуют в моем образовательном процессе. Они всегда гордятся моими достижениями, помогают добиться новых и интересуются успеваемостью. Мы регулярно обсуждаем и иногда выполняем вместе учебные задания. Например, я люблю в компании родителей придумывать темы для сочинений или презентаций, также часто прошу помощи в решении трудных задач.
Я получаю от родителей помощь и подсказки при необходимости. Они также обеспечивают меня нужными учебными материалами и ресурсами. Благодаря нашему сотрудничеству я чувствую поддержку и мотивацию к учебе.
Степан КОЖУХОВ, ученик 1‑го класса школы «Виндзор», Орел:
Первый раз в первый класс
В этом году я пошел в первый класс. Сейчас у меня были первые каникулы. У нас есть самоподготовка и домашние задания. Нам задают учить слова на английском. Папа возит меня по утрам в школу. Когда мы едем домой, то повторяем английские слова. Папа хорошо знает английский и помогает мне запоминать. Я уже могу посчитать до десяти на английском, знаю части тела и названия игрушек, цветов. Мама помогает учиться писать, хотя мне больше нравится печатать на компьютере. Мне не нравятся некоторые прописные буквы, они какие-то непонятные, а самое сложное – соединения букв, они у меня не получаются. На каникулах я был у бабушки, она показывала, как выводить буквы, и мы с ней оформили целую страницу.
Комментарии