Родители, как правило, заинтересованы в развитии системы образования, потому что от ее работы зависит будущее их детей. Родители – немалая сила, вот только как ее использовать наиболее эффективно? Тут годятся такие формы работы, как управляющие и попечительские советы, родительские комитеты. В Москве школьные комитеты уже давно объединены в окружные советы. А координирует работу советов Городской совет родительской общественности.
Ирина ЯРЧАК, председатель Московского городского совета родительской общественности:
– Многие вопросы (питания, оплаты охраны и так далее), которые возникают у родителей в течение учебного года, могут быть решены и успешно решаются на уровне администрации школ и округов. Но мы хотим привлечь внимание к тем проблемам, которые имеют значение для всего московского образования в целом и в решении которых конкретную помощь может оказать родительская общественность.
В течение этого учебного года состоялись встречи с депутатами Московской городской Думы, мы обратились к председателю Комиссии по науке и образованию Евгению Бунимовичу с просьбой принять дополнения к московскому закону об образовании в той его части, которая касается государственно-общественного управления образовательными учреждениями. Нам хочется, чтобы роль родителей в этом процессе была раскрыта и подтверждена законом. Это даст нам платформу для дальнейшего полноправного участия в решении вопросов, касающихся воспитания и образования детей. Нам предложили участвовать в разработке нескольких законодательных актов: по учреждениям дополнительного образования, по трудоустройству подростков, профессиональной подготовке, организации отдыха учащихся, защите их здоровья и безопасности жизнедеятельности.
В этом году городской родительский совет был включен в состав Московского совета по реализации национального проекта «Образование». Мы работали также в экспертной комиссии по присуждению премии Президента РФ в области образования.
К 75-летию московского Департамента образования городской совет совместно с ученическим активом Москвы подготовили экспозицию «Вместе – в будущее» для выставки на ВВЦ, которая с успехом прошла в апреле 2006 года. Многие родители и учащиеся посетили эту выставку. Экспозиции вузов, техникумов и колледжей Москвы помогли школьникам сориентироваться в выборе дальнейшего места учебы.
На сайте Департамента образования (www.educom.ru), на сайте «Московское образование» (www.mosedu.ru) созданы родительские странички, из которых можно узнать о структуре и работе родительских советов. Информация на страничках периодически обновляется.
В течение предыдущих лет мы совместно с окружными управлениями образования и городским Департаментом образования нарабатывали определенный опыт работы родительской общественности и сейчас, опираясь на него, приняли решение о выделении приоритетных направлений в работе каждого окружного совета родительской общественности. Такая работа позволяет нам более углубленно совместно с органами управления образованием участвовать в решении тех или иных задач, а также дает возможность оказывать консультационную поддержку родительским советам города.
Ирина ВАСИНА, председатель Северо-Восточного окружного совета родительской общественности:
– В законе города Москвы «О развитии образования» закреплен демократический, государственно-общественный характер управления образованием при участии родительских и ученических советов. Совет родительской общественности в нашем округе помогает решать следующие вопросы:
– организации питания (усиление контролирующей роли родителей по выполнению санитарно-гигиенических требований);
– усиления работы по просвещению, повышению психолого-педагогической компетенции родителей;
– организации досуга и отдыха школьников.
Традиционными стали встречи родителей с начальником Северо-Восточного окружного управления образования Валентиной Григорьевной Кобозевой, на таких окружных родительских собраниях мы обсуждаем широкий круг вопросов о развитии сети образовательных учреждений, об обеспечении безопасности детей и так далее. На недавно прошедшей коллегии, посвященной проблемам подготовки к новому учебному году, мы рассмотрели вопросы оснащения школ современными техническими средствами наблюдения, вопросы приема детей в первый и десятый классы, материального обеспечения школ и дошкольных учреждений. В окружном управлении работает постоянная «горячая линия», которая позволяет получать информацию от родителей по самым разным проблемам. Благодаря нформатизации образовательного пространства Управлению образования и совету родителей теперь можно общаться с родителями – пользователями интернета. Ответы специалистов на волнующие вопросы, оперативная информация, сведения о мероприятиях, проводимых для родителей, помещены на сайте Северо-Восточного управления образования.
Татьяна ТАМИЛИНА, председатель Северо-Западного окружного совета родительской общественности:
– Сегодня необходимо развивать взаимоотношения системы образования и родительской общественности. За последние годы многое изменилось в нашем государстве, эти изменения как положительные, так и отрицательные, в первую очередь коснулись семьи, ее материального и нравственного потенциала, моральных ценностей. В связи с этим приоритетными направлениями работы родительской общественности Северо-Западного округа мы считаем:
– содействие развитию и укреплению института семьи, повышение престижа семьи;
– повышение психолого-педагогической компетенции родителей;
– активизацию деятельности родительской общественности по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, предупреждению безнадзорности;
– взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;
– усиление деятельности родительской общественности по созданию попечительских советов;
– привлечение внимания родительской общественности к работе общественных молодежных движений.
Мы постарались, с одной стороны, построить свою работу в соответствии с основными направлениями деятельности окружного управления образования, а с другой, – понимая, что сегодня родительская общественность не может и не должна оставаться в стороне от тех процессов, которые происходят в системе образования, посчитали, что в конечном итоге у педагогов и родителей общие цели и задачи. Выпускник школы должен получить качественное образование и выработать стойкий иммунитет к негативным привычкам, то есть выпускник школы должен стать достойным членом нашего общества. Решить эту задачу можно только общими усилиями. Именно мы, родители, должны быть более всего заинтересованы в том, чтобы школа стала для ребят вторым домом. Поэтому родители в наших школах – активные участники не только всех праздников и спортивных соревнований, но и образовательного процесса. Наши родители участвуют в обсуждении важных руководящих документов в области образования и воспитания подрастающего поколения.
Около 70 процентов школ нашего округа имеют попечительские советы, которые решают проблемы оказания дополнительных образовательных услуг, оказывают содействие в ремонтных работах, помощь в приобретении школьного оборудования. Без материальной поддержки родителей школам сейчас очень непросто – бюджетных средств не хватает. Очень важно выстраивать работу попечительских советов честно и открыто, родители должны знать и видеть, куда идут их деньги. А самое главное – они должны сами принимать решения по сбору добровольных средств!
Сегодня особенно острой стала проблема безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Родительская общественность видит решение этой проблемы во взаимодействии семьи с учреждениями дополнительного образования для организации досуга и получения подростками профессиональных навыков. На базе нашего округа работают восемь учреждений дополнительного образования, в школах есть кружки и секции. Задача родителей и педагогических коллективов – заинтересовать детей, помочь увидеть красоту и сложность этого мира, овладеть культурными ценностями, осознать свое место в обществе.
Родители принимают активное участие в выездных семинарах и родительских всеобучах, проводимых городским Департаментом образования.
Владимир ИЗВЕКОВ, председатель Юго-Западного окружного совета родительской общественности:
– Департамент образования вместе с педагогами, учеными, родителями постоянно работает над программами «Столичное образование». Целевая правительственная программа развития «Столичное образование-4» запустила мощные механизмы, которые строятся на принципах партнерства, целостности и саморазвития. Я помню, как лет семь-восемь назад Любовь Петровна Кезина ставила вопрос о сотрудничестве учителей и родителей, о родительском и ученическом самоуправлении. Теперь все это стало реальностью. Мы идем по пути активного расширения не только самоуправления, но и соуправления в образовательных учреждениях, подъема на новый уровень советов школ и попечительских советов, внедрения управляющих советов.
Нас радует, что городской Департамент образования сделал акцент на инновационную деятельность, что большое внимание уделяется проектным технологиям, ведь без всего этого невозможно дать образование более высокого качества. Городской и окружной совет родительской общественности увидел в социальном проектировании способ объединения усилий детей, учителей и родителей, улучшения отношений между ними, а соответственно и улучшения процесса познания.
В Юго-Западном округе такой системообразующий фактор, как «Ярмарка идей», при поддержке префектуры породил целую проектно-целевую систему организации образовательного процесса. Вместе с детьми заинтересовались и родители: тысячи пап и мам выступают в роли инструкторов и экспертов, руководят проектами или поддерживают их. В школах развивается семейное проектирование, совместно разрабатываются на проектной основе темы, уроки, игры, праздники. Налаживается межшкольное взаимодействие на проектной и профильной основе.
Нам есть чему учиться у соседей. В Центральном округе на высоком уровне решаются проблемы самоуправления. Северный округ силен в этнокультурном направлении, Западный – в социальном проектировании, Южный – ас в исследовательских технологиях.
Городской совет родительской общественности совместно с ученическим советом и Научным институтом инновационных стратегий развития образования провел межокружную кураторскую конференцию, конференцию-презентацию экологических проектов городского значения – речь шла о пришкольных участках, классах на открытом воздухе, фитомодулях. В образовательном пространстве города при поддержке МДО реализуется проект «Городская проектно-деловая палата «Деловая юность», который должен помочь вывести детско-взрослую проектную деятельность на новый уровень.
Мы считаем, что надо создавать новый опыт управления школами, который можно было бы потом обобщить и закрепить в законе, как это неоднократно предлагал сделать депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. Сейчас в стране и в городе начинается освоение целевого управления, реализация массы целевых программ, предусматривающих большое количество самых разных мероприятий, которые все префектуры и управы стараются выполнять, спрос за которые у мэрии очень жесткий. Но для школ работа в таком режиме – проблема, поскольку у них что ни день, то мероприятие (и не одно).
Решить проблему повышения качества работы ни в образовании, ни в стране мы не сможем без самих детей – посредников, организаторов в классах, ассистентов учителей. Надо привлекать как можно больше умных и активных детей, детей-организаторов. В связи с этим сегодня как никогда остро стоит вопрос о союзе поколений, о сотрудничестве, о подготовке ученического актива в классах и в школах.
Комментарии