search
main
0

Родителей учеников волнует цифровизация школы и зарплата педагогов

Как сделать, чтобы родители не платили за охрану школы и рабочие тетради? Запретят ли гаджеты школьникам? Не мешает ли высокая наполняемость классов выявлению талантов? Когда окончательно сформируют новый федеральный перечень учебников? Эти и другие вопросы задали родители из разных регионов министру просвещения РФ Ольге Васильевой.

За время собрания глава профильного министерства ответила на полтора десятка вопросов, которые поступили в основном от представителей Национальной родительской ассоциации в регионах, – с ними было организовано прямое включение. Вопросы родители присылали и по интернету, сбор был объявлен задолго до события. По словам модератора собрания, ведущего телепрограммы «Умницы и умники» Юрия Вяземского, всего поступило порядка двух тысяч обращений. Из них в эфире зачитали всего три. Еще один вопрос поступил из зала.

Учебники: сколько и за чей счет

Член Совета отцов Максим Скворцов из Нижнего Новгорода поинтересовался у Ольги Васильевой, возможно ли обеспечить охрану школ, а также покупку учебников и рабочих тетрадей за счет бюджетных средств, а не сборов с родителей.

– Все, что касается системы охраны – это муниципальные деньги, – заявила Ольга Васильева, отвечая на вопрос в части охраны школ. При этом она добавила, что главы всех регионов уже направили в федеральный центр заявки на финансирование обеспечения безопасности.

«Главы регионов знают, сколько требуется сейчас средств на то, чтобы школа была в огромном объеме оснащена Мы говорим о том наборе, который должен быть у каждой школы», – подчеркнула министр.

Она также напомнила, что учебники, которые входят в федеральный перечень, являются бесплатными для учеников, так же, как и рабочие тетради. «Я постоянно слышу вопросы про эти тетради, – отметила министр. – Я обращаюсь к руководству школ: с 2015 года рабочие тетради входят в обязательную покупку».

Завершая разговор о том, откуда школы должны брать средства, Ольга Васильева призвала директоров быть более требовательными к муниципальным руководителям, которые «прекрасно знают, как и в каком объеме они должны помогать».

Вопрос, поступивший от родителей Приморского края, также касался учебников. Министра спросили, когда будет готов новый федеральный перечень и войдут ли в него учебники по русскому языку Р.Н. Бунеева, окружающему миру А.А. Вахрушева и математике Л.Г. Петерсон.

Ольга Васильева сообщила, что формирование федерального перечня учебников завершится к концу этого календарного года. Существующий перечень сократят на 30%. Примерно столько изданий не прошли повторную экспертизу, в том числе и перечисленные приморскими родителями учебники.

«Я сама с большим пиететом отношусь к учебникам Петерсон по математике. Мы еще раз проанализируем ситуацию с этим учебником по региону», – добавила министр.

Пятидневка и запрет гаджетов

«Почему школа не переходит на пятидневную рабочую неделю?» – один из вопросов, поступивших по интернету.

– Каждая школа, согласно закону об образовании, вправе сама принять решение, шесть дней ей учиться или пять, – напомнила Ольга Васильева. – По моему убеждению, малышам не надо учиться шесть дней: должно быть два дня для общения с родителями, с семьей. Что касается старшеклассников, то, может быть, [6-дневная учебная неделя] им необходима. Есть школы, в которых малыши учатся пять дней, а старшеклассники шесть.

Родителей волнует и цифровизация школы, в том числе использование электронных устройств в процессе обучения. Не навредит ли внедрение цифры здоровью учеников?

Ольга Васильева процитировала высказывание Андреаса Шляйхера, главы PISA (международная программа по оценке учебных достижений), который, ссылаясь на данные исследований, заявил, что ребенок, работающий за компьютером три раза в неделю, показывает результаты лучше, чем тот, кто сидит за ним каждый день.

По словам министра, не должно быть «цифровизации ради цифровизации», необходимо, чтобы она стала инструментом. Ольга Васильева сообщила о том, что сейчас в одной из сельских школ (министр отказалась называть регион) идет эксперимент. Там создают цифровую школу с электронной системой безопасности, делопроизводством и облачной бухгалтерией, а также оснащением современным оборудованием – электронными досками, высокоскоростным интернетом и т.п. Одним из важных элементов этой системы должна стать Российская электронная школа, создаваемая на базе Московской электронной школы.

Родители напомнили министру о запрете, который ввел парламент Франции на использование смартфонов в школах с 1-го по 9-й классы. Ольга Васильева заметила, что и в России многие школы уже пошли по такому пути, организовав отдельные ящички для телефонов учеников.

– Мое мнение такое: французы делали это долго, но правильно. У нас это школы делают, и мы будет это поощрять. Я считаю, что рано или поздно мы придем к такому же решению, – заявила она.

Министр также упомянула о необходимости провести в России масштабное исследование влияния интернета и использования гаджетов на здоровье ребенка. В рамках реализации национального проекта «Образование» на это будут выделены большие средства.

Проблемы семейного обучения

Елена Майсюк, секретарь Тюменского регионального отделения Национальной родительской ассоциации, рассказала о проблемах детей, находящихся на семейном обучении. По ее мнению, этот вопрос «не очень хорошо урегулирован на федеральном уровне».

– Эти дети не имеют льготы на проезд в железнодорожном транспорте, на городских маршрутах тоже бывают проблемы, – пояснила Елена Майсюк. – Они не могут участвовать в различных федеральных конкурсах и олимпиадах, в положениях которых написано «дети, обучающиеся в общеобразовательных организациях».

При этом, по словам представителя тюменского отделения, среди таких ребят много одаренных. Какие перспективы у них?

Ольга Васильева не согласилась с тем, что вопрос семейного обучения плохо урегулирован. Она напомнила, что существуют две формы такого получения образования – экстернат и надомное обучение.

При экстернате, по словам министра, ребенок может прикрепиться к определенной школе и участвовать в интеллектуальных состязаниях наряду с остальными учениками, а также имеет все права, включая льготный проезд на пригородном железнодорожном транспорте. При надомном обучении, когда педагоги посещают ребенка, ученик также прикреплен к школе.

– Они имеют такой же правовой статус, как любой ученик в стенах школы, – подчеркнула министр, говоря о детях, обучающихся на дому.

Не обижать учителей

Дина Юркина из Ижевска задала два вопроса, один из которых касается наполняемости классов, а второй – зарплаты учителей. По ее мнению, большое число учеников в классе может помешать выявлению педагогом одаренных детей.

Ольга Васильева назвала формулировку «выявление» некорректной.

– Дети талантливы все изначально. Задача учителя посмотреть, к чему они склонны и как их дальше вести. Я убеждена, что количество сидящих за партами никак не влияет на выявление таланта никогда и нигде, – резко выразила свое мнение глава Минпросвещения России.

Второй вопрос, который поступил от родителей Ижевска, затронул необходимость повышения зарплаты учителей. Министр отреагировала на него эмоционально и вновь обратилась к директорам школ:

– У вас есть базовая часть 70%, которую вы должны неукоснительно выполнять, и у вас есть надбавки, которые должны также быть очень объективны и взвешены, – заявила она.

Министр напомнила, что сейчас зарплата учителей зависит от средней по региону, а также призвала «не обижать учителей» и четко подходить «к распределению тех денег, которые есть».

Кроме того, в ходе Общероссийского родительского собрания министр развеяла некоторые слухи. Например, заверила, что никогда не предлагала отказаться от уроков письма в школе, а также пообещала, что в техникумах и колледжах ЕГЭ вводить не будут.

В конце мероприятия слово взял председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. Он, поздравляя всех с началом нового учебного года, пообещал от лица властей не проводить в ближайшее время кардинальных реформ в системе образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте