– Я – классный руководитель и с 2006 года получаю дополнительно за это тысячу рублей. Так было предусмотрено в рамках нацпроекта. Но для меня дело не только в материальном вознаграждении, хотя и это очень важно. В рамках нацпроекта были разработаны методические рекомендации о классном руководстве и критерии оценки деятельности классного руководителя, это очень помогает нам в работе. Сегодня классные руководители постоянно обучаются современным методикам и технологиям воспитания, для нас регулярно проводятся семинары, «круглые столы», идет обобщение опыта работы округов, например, недавно в Северном округе прошел «круглый стол» «Роль классного руководителя в современной школе», а в Восточном – «Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной школе», регулярно проходят конкурсы программ воспитания («Панорама воспитательных систем» и «Все начинается с детства»), создан электронный банк данных современных классных воспитательных систем, который постоянно пополняется и развивается, изданы сборники, лучшие инновационные разработки, новинки и идеи классных руководителей публикуются в методических журналах.
Нас не может не радовать, что Департамент образования совместно с окружными методическими центрами организует и проводит московский конкурс «Самый классный классный», в этом году я стала победителем этого конкурса и впервые получила грант правительства Москвы. Однако для дальнейшего повышения качества и статуса классного руководителя хотелось бы видеть такую же номинацию в рамках конкурса «Учитель года России».
Работу с классными руководителями курирует каждое окружное управление образования, лаборатории воспитания методических центров, шире стали использоваться для повышения квалификации возможности московских городских педагогических вузов, открыто много тематических курсов по классному руководству, во многих округах, например, в Северном, где я работаю, на протяжении трех лет существует опыт обучения методистами всего состава классных руководителей новым технологиям воспитания школьников на базе их же школ, однако нужно было бы предусмотреть в учебных планах педагогических вузов изучение технологии деятельности классного руководителя в современной школе и введение отдельной специализации «классный руководитель» с квалификационной записью в дипломе «учитель-предметник, классный руководитель».
В нашей работе очень важна позиция администрации, ее поддержка, но, к сожалению, сегодня нет системы аттестации классных руководителей, поэтому нередки ситуации, когда прекрасные «предметники» – слабые классные руководители и наоборот. Руководителям школ нужно дать больше полномочий с тем, чтобы у них был инструмент для стимулирования работы педагога, ввести дифференцированный подход к оплате за классное руководство, поощрять инновационную и экспериментальную работу.
Воспитание – повседневная совместная работа учащихся, родителей, педагогов и классных руководителей, но часто именно классный руководитель берет на себя ответственность за воспитание ребенка. Однако в первую очередь его развитием должны заниматься родители, но школе не хватает рычагов воздействия на семью. Может быть, ввести некую систему поощрения родителей за качественное выполнение своего родительского долга?!
Для качественной работы с семьей школе необходима профессиональная помощь лекторов и других специалистов. Сегодня для современной профориентации детей целесообразно было бы привлечь и столичный бизнес. Его помощь понадобилась бы для разработки и создания, широкого внедрения компьютерного сопровождения работы классного руководителя, например, 1-С «Классный руководитель», обеспечения воспитательного процесса мультимедийными средствами, которых, к сожалению, в наших школах все еще не хватает.
В Москве благодаря городскому правительству есть программа «Школьный автобус», однако возникает парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, говорят, что мы не используем автобусы в полном объеме, а с другой стороны, нам их реально не хватает, потому что график использования автобусов предусматривает поездки в утренние часы. А это невозможно, так как в первой половине дня идет учебный процесс. Вот и приходится нам записываться на поездки за несколько месяцев вперед и подстраивать время проведения мероприятия под время подачи автобуса!
Хорошо было бы решить вопрос об оплате проезда организованных групп учащихся на городском транспорте в учебное время, эта проблема отлично решается в каникулярное время, но хотелось бы иметь такой сертификат на целый год.
Воспитанием в образовательных учреждениях занимаются все педагогические работники, однако основная роль в этой работе принадлежит именно классному руководителю. Сегодня существует проблема перегрузки такого учителя, ведь он еще ведет преподавание своего предмета. Думаю, при разработке отраслевой системы оплаты труда нужно приравнять оплату классного руководителя к ставке учителя, повысить качество его работы можно только тогда, когда будет конкурс на эту должность. Тогда и возродится на качественно новом уровне работа методических объединений классных руководителей.
Комментарии