search
main
0

Родина романтизма

Звук воодушевления и оков

Год Германии в России подарил столице замечательную выставку «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», ибо нет одновременно более благодатной и противоречивой темы в культуре, чем романтизм. Великая французская революция породила масштабные изменения в социальной, политической, экономической и, конечно, культурной сферах Европы второй половины XIX столетия. Четыре художника – Александр Иванов, Алексей Венецианов, Каспар Давид Фридрих и Карл Густав Карус – в центре лабиринта-экспозиции, окруженные собратьями-романтиками в литературе, музыке, общественной и философской мысли. Произведения изобразительного, графического и декоративно-прикладного искусства, предоставленные музейными собраниями 38 стран, дополнены историческими артефактами и архивными документами. Выставка – крупнейший проект Государственной Третьяковской галереи и Государственных музейных собраний Дрездена.

Арсений ТРОПИНИН изображен своим отцом-художником. Около 1818 г.
Изображение предоставлено пресс-службой Государственной Третьяковской галереи

С какими самыми знаковыми именами и событиями связан романтизм во всем мире? Это немецкие философы братья Август и Фридрих Шлегели и русский поэт-балладник Василий Жуковский, Фридрих Даниэль Эрнст Шлейермахер и Владимир Одоевский, поэты-декабристы и Джордж Гордон Байрон, австрийские «Назарейцы» и английская «Озерная школа», музыка Франца Шуберта, поляка Фредерика Шопена и романсы Александра Даргомыжского. То была эпоха художников-мыслителей-мятежников. Экспозиция насыщена не только изобразительным и предметным рядом (живопись, скульптура, экспонаты научно-технического характера), но и цитатами, побуждающими к размышлению о мировосприятии и мироощущении, постоянном выборе.

Родина романтизма – Германия, и многие из нас знакомы с творчеством Новалиса (настоящее имя – Георг Фридрих Филипп фрайхерр фон Харденберг), Эрнста Теодора Вильгельма (Амадея) Гофмана или Людвига Иоган­на Тика. Кем были герои их романтических повестей, стихотворений, новелл? Художники, поэты, юноши, одним словом – творцы, находящиеся в вечном поиске красоты и гармонии. Такими были Генрих фон Офтердинген – главный герой одноименного романа Новалиса, Франц Штернбальд – художник, ученик Альбрехта Дюрера из романа Людвига Тика «Странствия Франца Штернбальда», или студент-мечтатель Ансельм из повести Гофмана «Золотой горшок».

Непрекращающиеся странствия героев эпохи романтизма в их внешнем и внутреннем проявлении были странны, запутанны, полны дивных приключений и мистических совпадений. Будто бы все науки и все искусства переплавились в их волшебном жизненном путешествии. Произведения художников-романтиков нельзя назвать идиллическими, ибо всегда в них будет место поиску и разлому, молнии и грому, лучу солнца и тут же надвигающейся грозе. Двоемирие – черта, объединяющая представителей данного направления, породившая синтез искусств.

Таким двоемирцем был и Карл Густав Карус (1789-1869) – немецкий художник, врач, теоретик романтизма в искусстве и ученик Лейпцигской школы Святого Фомы (ранее там служил кантором другой великий немец – композитор Иоганн Себастьян Бах). Творцом и мыслителем называл Каруса его друг Иоганн Вольфганг фон Гете – поэт и мыслитель, открывший романтику ужасного в балладе «Лесной царь». Вместе со своим учителем в живописи Каспаром Давидом Фридрихом (1774-1840) Карус совершил путешествие на остров Рюген – место, где первозданная природа подарила вдохновение, позже претворившееся в дивные пейзажи, полные глубокого философского размышления. Мечтателем и одновременно мыслителем был и Каспар Давид Фридрих, дружеские отношения с которым связывали русского поэта Василия Жуковского (по смерти художника Жуковский добился пенсионного содержания для его вдовы, картины же самого Фридриха были приобретены для собрания Николая I и русской аристократии). Поиск и обретение гармонии в окружающем мире отразились и в работах Алексея Венецианова (1780-1847), и если у Каруса в работах пейзаж по преимуществу горный, лесной или морской, то у его русского современника – крестьянский.

Тяготение к соединению мастерства представителей Средневековья и раннего Ренессанса объединило немецких и австрийских художников-назарейцев. Их полотна написаны на христианские сюжеты, само же название группы дано по месту рождения Иисуса Христа – города Назарета. Дух старых мастеров XV века Пьетро Перуджино, Рафаэля Санти, Альбрехта Дюрера явлен в картинах Фридриха Овербека (1789-1869), в качестве примера «Италия и Германия», символизирующая дружбу двух стран (картину можно увидеть на выставке).

С Италией – меккой европейского искусства – связаны судьбы и биографии многих русских художников и поэтов. В Италии жили и работали Карл Брюллов и Иван Айвазовский, поэт Константин Батюшков в Риме встречался с Орестом Кипренским и Сильвестром Щедриным. В итальянской столице долгое время жил Николай Гоголь, друживший с художником Александром Ивановым (1806-1858). В 1830 году Иванов прибыл в Рим, долгих 28 лет прожил он в Италии. Знаменитое полотно «Явление Христа народу», портрет Николая Гоголя, картины на многие библейские сюжеты были написаны в солнечной и теплой стране.

Идеи романтизма первой половины XIX столетия не забыты, они живы и по сегодняшний день. Художники и мыслители современности продолжают неизбежный и неизменный поиск красоты и гармонии в мире. Так, например, шотландская художница Сьюзен Филипс создает звуковые инсталляции из поврежденных войнами музыкальных инструментов (художница их находит сама). Их звук, печальный, но не набатный, разлит над всей экспозицией на Крымском валу, словно метафора победы и поражения, воодушевления и оков, свободы и волнений.

Выставка продлится до 8 августа 2021 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте