В прошлом выпуске «Методической кухни» были подведены итоги конкурса «Школьный музей: новый ракурс» – совместного проекта некоммерческого партнерства «Стоик» и «Учительской газеты» (№8, 2007 г.). В этом номере мы публикуем лучшие эссе по всем пяти номинациям команды школьного музея гимназии №12 города Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. За творческий подход, искренность и верность музейному делу конкурсанты премируются полугодовой подпиской на «УГ». Поздравляем! А публикацию лучших эссе мы продолжим в следующих выпусках «Методической кухни».
Состав команды: Стрельцова Валентина Николаевна (руководитель), Аникеенко Александра, Стрельцова Алина, Чернова Тамара (ученицы 8-го класса)
Номинация «Война остается в прошлом»
Нет-нет, здесь нет никакой ошибки! Я хотела представить вашему вниманию именно этот экспонат нашего музея. Что? Не видите связи между бюстом Александра Сергеевича Пушкина и Великой Отечественной войной? Не стану вас разубеждать. Хоть у меня и «4» по истории, но все же Пушкина в
1941-й отправить – это, конечно, слишком… Вижу ваши недоумевающие лица и спешу объяснить сложную траекторию моих мыслей: конечно же, данный экспонат (бюст А.С. Пушкина) к войне никакого отношения не имеет, а вот его создатель, напротив… Ветеран Великой Отечественной войны Андрей Павлович Ёлкин.
Детство Андрея Павловича не было легким. Рано ушел из жизни его отец, мать тяжело болела. Работать начал с детства, работал где придется – лишь бы не быть голодным. Жизнь не была для мальчика «доброй матерью», не баловала и не ласкала. Но вместе с тем сделала его смышленым, предприимчивым. Свое боевое крещение пулеметчик Андрей Ёлкин получил в тяжелых боях под Новоржевом весной 1943 года. И сразу был отмечен орденом Красной Звезды и первым, сержантским званием. А было ему в ту пору всего 18 лет.
Уже в ранге армейского разведчика Андрей Павлович участвовал в дерзкой операции по захвату немецкого майора, руководившего сооружением важного военного объекта, со всеми документами. И в числе других был награжден орденом Красного Знамени. Среди наград Андрея Павловича Ёлкина есть и орден Великой Отечественной войны II степени, и медали «За отвагу», «За боевые заслуги», и знак «Отличный разведчик». Но война оставила и другие «регалии»: одно тяжелое и четыре легких ранения, контузию, обернувшуюся частичной потерей слуха. Они все чаще дают знать о себе, сказываясь на здоровье. Но Андрей Павлович по-прежнему молод душой. Каждое утро он торопится в свою мастерскую, ведь творчество не знает возраста, доказательство тому – дипломы, грамоты, благодарности и, конечно, экспонаты, подаренные Андреем Павловичем нашему музею.
Когда я провожу экскурсию в нашем школьном музее А.С.Пушкина, я начинаю ее с представления гипсового бюста Александра Сергеевича работы Андрея Павловича Ёлкина и люблю рассказывать нашим гостям об этом особенном человеке. А он и правда особенный – милый старичок с седой бородой, добрый, приветливый, охотно рассказывает о делах давно минувших лет. И его рассказы, простые и незатейливые, проникают в наши сердца, оставляя в них неизгладимый след.
Номинация «Объединяя поколения»
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь
небрежно,
Глаза и кудри опустя, –
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..
На дворе 2007-й, уже несколько лет мы живем в третьем тысячелетии. Вокруг нас непрестанно меняется мир: появляются новые умные машины, облегчающие нашу жизнь, изменяются взаимоотношения между людьми и жизненные ценности. Одно остается неизменным – желание сохранить красоту и гармонию в себе и вокруг себя. Может быть, по этой простой причине в последние годы женщины вновь вернулись к древнему, проверенному тысячелетиями занятию, – вышиванию крестиком. Точнее, они не забывали про него, только оставляли ненадолго, увлекаясь время от времени чем-то другим: игрой в «боевых командиров», «первооткрывателей» и «бизнес-леди».
Нет, наверное, более популярного вида рукоделия, чем вышивание крестиком. Даже такая непоседливая девушка, как я, меняюсь, садясь за вышивание, становлюсь аккуратнее и терпеливее. Все чаще и чаще, отложив домашние задания, я сажусь у окна, отключаю мобильник (пусть весь мир подождет) и… Да-да, вы не ошиблись – вышиваю крестиком. В одной руке у меня нитка, вставленная в иголку, а в другой – канва с незаконченным петербургским пейзажем. Он почему-то очень напоминает мне XIX век – пушкинский. Так и кажется, что за домами барышни ходят в кринолинах, держа под руку галантных кавалеров, где-то готовятся к балу, а в гостиной юная особа, как и я, сидит у окна с пяльцами в руках, и сам поэт посвящает ей стихи…
Между нами сотни лет, тысячи событий, миллионы мгновений. Мы такие разные: ей бы в самых смелых фантазиях не представились мои новенькие джинсы и временная «татушка» на плече. А я бы ни за какие коврижки не позволила затянуть себя в корсет, во-первых, дышать невозможно, а во-вторых, – я и так ничего! У нас разные желания, разные вкусы, мысли разные, но обе мы держим в руках не измененную даже веками иголку, пяльцы и… вышиваем крестиком!
Номинация «С чего начинается Родина»
Россия начинается от сердца,
С рождения влюбленного
в нее…
М.Небогатов
С чего начинается Родина? Для кого-то с первой картинки в новеньком букваре; для другого – со стройной березки, что росла под окном; для третьего – с песенки, которую мама пела по вечерам в детстве. Для меня Родина начинается с Пушкина…
Помню, у меня было полно книжек с цветными картинками, я часто просила бабушку почитать мне сказку на ночь. Бабушка всегда улыбалась, поднималась на цыпочки и с трепетом, и с нежностью доставала большую красную книжку. Каждый вечер я попадала в страну с волшебным названием «Лукоморье». Вот кот на золотой цепи у дуба сидит, вот старик невод в бурное море закидывает. А тут рядом и шатер, из которого девица неземной красоты выходит. Сказки завораживали меня своей напевностью, слова в этих сказках были чудные, но необычайно красивые. Когда была ребенком, я не понимала значения некоторых слов и просила бабулечку объяснить мне, что такое «оброк», кто такой «поп», что значит «воротился старик» и как это «пуще прежнего бранить»? Когда мне исполнилось пять, я научилась читать (по слогам, конечно же, кое-как). Однажды я рассматривала книжки и случайно заметила знакомую красную, на которой было что-то написано золотыми буквами. Я взяла ее в руки и громко прочитала: «Сказки А.С. Пушкина». Теперь уже не бабушка, а я сама читала по вечерам завораживающие сказки. Таким было мое знакомство с великим поэтом. Немного позже, уже школьницей, я познакомилась с Пушкиным и его творчеством ближе. Узнала Пушкина-сказочника, Пушкина-романтика, Пушкина-мечтателя, Пушкина-реалиста, Пушкина-декабриста, а главное: Пушкина-поэта!
С чего начинается Родина? Для кого-то с дружбы, любви, первого свидания; для другого – с пятерки в дневнике; для третьего – с успеха в бизнесе…
Для меня Родина начинается с Пушкина!
Пушкин – наше небо.
Все под ним.
С тем, что мы имеем
и умеем –
С маленьким багажником
своим, –
Смотрим в это небо
и немеем.
«Что главное в музее»
Прежде чем начать разговор о том, что главное в музее, нужно понять смысл слова «главное». Что значит «главное», что за ним скрывается?.. В словаре Ожегова слово «главное» толкуется как что-то самое важное, основное, что-то, что подчеркивает особую важность.
Я думаю, все экспонаты нашего пушкинского музея имеют свою особую важность и значимость. Нельзя их поделить на главные и второстепенные.
Наверное, вам покажется странным, что в сибирской глубинке находится музей, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. У вас может сложиться впечатление, что в нашем музее нет интересных экспонатов, связанных с именем любимого поэта. Но это вовсе не так, приезжайте – убедитесь сами!
Вот, например, один из них – копия свидетельства А.С.Пушкина об окончании Царскосельского лицея, подаренная нашему музею Институтом литературы Академии наук СССР. Совершим экскурс в прошлое, в историю и узнаем, что Пушкин высоко ставил любимую школу, воспитавшую его. До конца дней Александр Сергеевич хранил верность своим лицейским друзьям и посвящал им чудесные строки. Свидетельство об окончании Царскосельского лицея Александр Пушкин держал на самом видном месте.
Скоро мы тоже будем учиться в выпускном классе, выдержим экзамен и получим аттестат – значимый в нашей жизни документ. Потом будут другие учебные заведения, другие знания, другая жизнь. Но самое главное мы получим здесь, в нашей школе, от наших учителей, от товарищей…
Мой аттестат не будет хранить музей (хотя, как знать), но для меня он будет самым важным «экспонатом» моей жизни, напоминающим о том, что забыть невозможно, – о школе, о детстве…
Нет главных и второстепенных экспонатов в нашем музее, есть те, что помогают нам помнить о главном!
Номинация «Экспонат для урока»
Обычный провинциальный городок, обычная гимназия, обычный 8-й класс, вот только урок не совсем обычный. Проходит он не просто в кабинете, а в классе-музее А.С.Пушкина. Обстановка музея, каждый экспонат помогают нам понять, почувствовать пушкинскую эпоху. А «главный герой» сегодняшнего урока – это веер. Наверное, многие подумали: что же здесь интересного, обычный веер, – на что я вам, конечно же, возражу. Как оказалось, у веера совсем непростое прошлое…
В России XIX века веер служил неотъемлемым предметом жизни высшего света. Мы смотрим фрагмент фильма – бал. Медленная музыка, танцы, девушки в роскошных бальных платьях. Я заметила, что каждая дама на балу держала в руке веер, один из самых важных предметов женского туалета. Кавалеры приглашают дам, и они кружатся в танце. И тут я заметила одну пару: они пристально смотрели друг на друга, хотя находились в разных концах зала. Девушка легонько махнула веером, кавалер тут же подошел к ней и пригласил на танец.
На уроке я узнала, что это был не просто взмах веером, а настоящее послание. Да-да! Дело в том, что существовал «язык» веера. Он был столь строг и однозначен, что каждая пара могла вести свой, только ей понятный разговор, без слов… Да, хотелось бы мне так пообщаться. Хотя думаю, что не только мне. К вееру была обычно приложена инструкция, которую, по-видимому, тщательно изучали красавицы того времени. Прелюбопытный, скажу я вам, документ. Мы, кстати, с ним познакомились. Например, «чтобы выразить ДА», следует приложить веер левой рукой к правой щеке. «НЕТ» – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке. И еще куча тайных знаний и посланий.
В конце урока у нас была возможность поупражняться с веером. Мы попытались разговаривать друг с другом на языке веера. Было гораздо интереснее, чем SMSки посылать. Как жаль, что времена, когда миром правили девушки с веерами, закончились. Вот такой необычный урок был в обычном провинциальном городе, в обычной гимназии, в обычном восьмом классе!
«Экспонат для урока»
Комментарии