«А как быть настоящим патриотом?» – этот вопрос прозвучал однажды на уроке от одного моего ученика. Нельзя быть настоящим или ненастоящим. Ты либо патриот и любишь свою Родину, либо нет.
Наша школа №949 воспитала немало призеров и победителей проектов, связанных с патриотическим воспитанием. Наставниками ребят стали преподаватели различных дисциплин: учителя истории и обществознания И.Е.Архипова, Н.И.Потапова, учителя русского языка и литературы Е.В.Соловьева, А.К.Хомутова, С.Ю.Новоселова, Ю.М.Галкова, М.Б.Соколова, офицеры-воспитатели кадетских классов В.Б.Прылипко, А.А.Цветков и многие другие.
Участвуя в проекте «Не прервется связь поколений», ребята выбирают различные темы исследования: «Памятник герою», «Реликвия моей семьи», «Хранители памяти: экспонат школьного музея», «Мой герой», «Места памяти», «Имя героя в названии моей школы». Ученица кадетского класса, проводившая исследование на тему «Памятник «Родина-мать» в Волгограде», написала: «Каждого героя – защитника нашей Родины родила и воспитала мать. В нашем языке и культуре еще предками заложено понимание, что родная страна – это мать для всего народа, подобно матери для отдельного человека. А мать надо любить, слушать и защищать – и воспитавшую тебя женщину, и Родину. Поэтому на Мамаевом кургане в Волгограде (бывшем Сталинграде) в самом центре навеки застывших в камне героев Сталинградской битвы возвышается одетая скульптором Евгением Вучетичем в бетон и железо статуя Родины-матери, призывающей своих сыновей сражаться с врагом. Глядя на мемориал «Герои Сталинградской битвы», невольно начинаешь думать, что твои предки были сделаны из камня и железа, когда стояли насмерть, защищая от врагов свою Родину. Чтобы быть способным на такое мужество, надо и правда относиться к своей Родине как к матери. И я горжусь, что являюсь потомком таких великих героев!»
Другой юный участник проекта всерьез обеспокоился судьбой такого места памяти, как Битцевский парк, где проходила южная линия обороны Москвы, когда обнаружил равнодушное отношение к исторической памяти данного места: «Мне как-то странно и непонятно, даже дико то, что такие памятники времен Великой Отечественной войны, следы непосильного труда наших соотечественников вот так просто гниют в земле, забрасываются мусором. Хочу, чтобы как можно больше людей узнало об этом месте, чтобы сейчас, пока еще земля не совсем скрыла следы событий тех времен, мои дети успели увидеть все это своими глазами. Уверен, что если бы мои ровесники хотя бы на минуту представили, какой подвиг совершили их предки, то прекратили бы швырять в пулеметные колпаки пустые бутылки и расписывать их граффити. Вряд ли кто-то будет это делать, зная, какой ценой и в каких условиях строился московский оборонительный рубеж».
А вот еще один обладатель пытливого юношеского ума в ходе исследовательской работы на тему «Памятник герою: 28 героев-панфиловцев» ответил себе на вопрос «Почему во время такого радостного события, как свадьба, молодожены приезжают возлагать цветы на могилы солдат?» вот так: «Мемориал, памятник от слова «память». Помнить, знать, гордиться, быть благодарными и достойными подвигов наших предков – значит жить! Этой памятью, передающейся из поколения в поколение, сильна Россия. И это прекрасная традиция: в радостный день свадьбы прийти и поклониться предкам, отдавшим свои жизни ради продолжения жизни своего народа».
Одна из школьниц написала исследование по семейному архиву. Ее героем стал прадед Василий Григорьевич Троицкий, участвовавший в том самом знаменитом Параде на Красной площади 7 ноября 1941 года, с которого он отправился на фронт.
А самый юный участник проекта во время обсуждения работы неожиданно спросил:
– Если они смогли, а я их потомок, такой же, как они, то и я смогу?
Конечно, сможешь! И доказательством тому твои современники, совершающие свои подвиги в Сирии и Донбассе, вызывающие огонь на себя, спасающие своих товарищей, освобождающие мирных граждан. Это врожденное чувство долга каждого русского человека перед его прошлым и его будущим. Это и есть патриотизм – любовь к Родине.
Наталья БОЛДЫРЕВА, учитель русского языка и литературы школы №949
Комментарии