Школы Ульяновской области, где краеведение в чести, выполняют очень важную социальную роль: они становятся хранилищем памяти, щедро делятся с окружающими новыми знаниями, неизвестными фактами, документами. Краеведение изучает людей простых и известных, события местные и глобальные. Краеведение – связующая нить времен.
Сотрудники Центра образования и системных инноваций Ульяновской области разработали Концепцию изучения краеведения в организациях региона, осуществляющих образовательную деятельность на уровнях начального и основного общего образования. Была сформулирована главная задача: воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, принимающего деятельное участие в его развитии.В декабре прошлого года прошел первый съезд краеведов региона. Учителя-практики имели возможность встретиться с ведущими учеными, исследователями, авторами краеведческой литературы. Живо и заинтересованно обсуждались вопросы: каким быть новому учебнику краеведения, в каких методических материалах нуждаются учителя, как повысить уровень квалификации организаторов краеведческой работы в школе? И конечно, широко был представлен опыт работы педагогов, энтузиастов краеведения.Учитель гимназии №33 заслуженный работник образования Ульяновской области Ирина Суворова рассказала коллегам о проекте «В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя», которым буквально заболели ее ученики. Школа расположена рядом с улицей Автозаводской, которая построена пленными немцами в 40-е годы, когда в Ульяновск эвакуировали Московский автозавод. Время неумолимо: дома пришли в ветхое состояние. Их стали сносить. И тогда решили: надо успеть записать воспоминания автозаводчан – старожилов улицы, собрать сохранившиеся старые фотографии, документы, газеты той поры. Детям удалось обнаружить фотографию, где запечатлен момент закладки фундамента домов на Автозаводской. А в одной из квартир хозяин протянул детям фотографию, на которой запечатлена Надежда Константиновна Крупская с двумя неизвестными женщинами. Оказалось, что одна из женщин – бабушка хозяина. А сделано фото в Москве, во время съезда учителей, делегатом которого эта женщина была. Родился новый проект: собрать информацию о самом съезде, а также о тех, кто от нашего края был делегирован на него.Педагоги Ульяновского педагогического колледжа вместе со студентами разработали тематические интерактивные занятия, на которых молодежь учится чужую боль переживать как собственную, осознавать цену человеческой жизни, быть безгранично благодарным людям, которые шагнули в бессмертие. Один из таких людей – Дмитрий Разумовский, ученик Людмилы Толстых, заместителя директора колледжа, заслуженного учителя РФ. Подполковник ФСБ РФ, начальник отделения Управления «В» («Вымпел»), Дмитрий Александрович вместе с сослуживцами был командирован в город Беслан Республики Северная Осетия – Алания, где 1 сентября 2004 года 32 террориста захватили свыше тысячи детей и взрослых в здании школы №1. После того как на третий день в школе произошли взрывы, вызвавшие пожар и обрушение части стен, Разумовский во главе группы получил приказ штурмовать здание. Еще на подступах к школе под вражеским огнем Разумовский выявил и уничтожил двух террористов. Затем ворвался в здание. Пробиваясь с боем по помещениям, обнаружил огневую точку террористов и первым ворвался в помещение, где она находилась. Отвлек внимание бандитов на себя и погиб смертью храбрых в этом бою. Своими действиями обеспечил уничтожение всех бандитов. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, указом Президента России от 6 сентября 2004 года подполковнику Разумовскому Дмитрию Александровичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.Мы рассматриваем музейную педагогику как одно из важнейших звеньев системы краеведческой работы региона. Музейная педагогика позволяет соединить освоение теоретического содержания, формирование у учащихся универсальных социально-гражданских компетенций с пробуждением исторического и национального самосознания.В регионе разработана и много лет реализуется программа «Воспитай патриота». Организатор этого проекта – Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И.Ленина». Для реализации проекта музей-заповедник подготовил программу абонементов, рассчитанных на систематическое посещение школьниками музеев с 1-го по 10-й класс. Особенность музеев, входящих в историко-мемориальный комплекс «Родина В.И.Ленина», – их интерактивный характер. Различные игры, в том числе подвижные, заочные путешествия, посиделки, элементы драматизации, конкурсы и викторины позволяют включать ребенка в процесс познания исторической и общественной жизни.Ирина СКВОРЦОВА, начальник отдела реализации системных образовательных проектов Центра образования и системных инноваций Ульяновской области, кандидат педагогических наук
Комментарии