Таганрогская система образования – одна из старейших в стране, первая гимназия была открыта здесь самим императором Александром I в 1806 году. В сравнении с ней школа №35 совсем молодая – она была построена почти на самой окраине города всего тридцать три года назад. Со временем границы Таганрога раздвинулись, вокруг школьного здания выросли многочисленные многоэтажки, и школа стала географическим и культурно-образовательным центром большого жилого микрорайона с красивым названием Русское поле. Во многом благодаря энтузиазму педагогического коллектива школы, возглавляемого на протяжении почти 30 лет Валентиной Гавриловной Федосовой, школа заслужила уважение и любовь жителей. И сегодня учиться в 35-й почетно и престижно – это подтвердил и недавний набор в первый класс. Уже в первые дни было подано свыше 200 заявлений родителей будущих первоклассников.О том, как школе удается поддерживать стабильно высокий уровень образования, мы беседуем с ее директором Галиной ПОЛЯКОВОЙ.
На мой вопрос об отличительных особенностях 35-й школы Галина Александровна ответила притчей:- Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Собрал он всех у двери с огромным замком. «Кто откроет замок без ключа, тот и станет первым помощником». Никто даже с места не тронулся. Лишь один догадался просто дернуть замок. Он тут же открылся, потому что не был заперт на ключ. Тогда царь сказал: «Ты будешь первым помощником, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но не боишься экспериментировать, пробовать, действовать». Эту притчу можно считать своеобразным кредо нашего коллектива. Экспериментировать мы не боимся. Должна сказать, что большая заслуга в этом принадлежит мэру Таганрога Николаю Дмитриевичу Федянину. Администрация города уделяет большое внимание проблемам образования и помогает их решать. На протяжении нескольких лет наша школа работает над развитием интеллектуальных и творческих способностей учащихся – одаренности в широком смысле слова. В основу нашей программы «Развитие рефлексии как одно из направлений развития одаренности школьника в рамках общеобразовательной школы» легла «Рабочая концепция одаренности» Дианы Богоявленской, известного отечественного психолога, доктора наук, профессора МГУ имени Ломоносова, действительного члена РАЕН и РАО. Она трактует понятие одаренности как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. Цель нашей работы – максимальное развитие индивидуально-личностного потенциала ребенка. – Все это звучит очень красиво и заманчиво, думаю, к тому же стремятся многие педагоги, но как желаемого добиться на практике?- Вы правы, механизм достижения очень важен. Мы стараемся предоставить каждому учащемуся максимальное разнообразие возможностей. Понятно, что при этом очень большая роль отводится внеурочной деятельности. На базе школы действует 25 кружков и секций различного направления, мы тесно сотрудничаем с нашими партнерами – учреждениями системы дополнительного образования. Поэтому у нас каждый ребенок может выбрать как направление творческой деятельности, так и своего наставника. Мы придерживаемся принципа индивидуализации и дифференциации обучения. Важен еще один момент: чтобы ребенок смог наилучшим образом познать себя, почувствовать свои скрытые резервы, мы создаем условия для совместной работы ребят при минимальном участии педагога. – Галина Александровна, за счет чего вам это удается?- Мы давно и успешно применяем технологии развивающего, проблемного, проектного и ситуативного обучения, информационно-коммуникативные технологии, способствующие развитию критического и аналитического мышления. При оценке учебных достижений используем инновационные методы, например «Лестницу достижений» и портфолио. Хочу отметить, что стандарты второго поколения, которые в этом году начинают внедрять повсеместно, не являются для нас принципиально новыми, поскольку наша школа была пилотной площадкой по внедрению этого опыта.- Вам можно позавидовать. У руководителей многих образовательных учреждений переход на новые стандарты вызывает определенные сложности. Но все же опять хочу вернуться к теме одаренности. У вас не элитное учебное заведение, нет конкурсного отбора, стало быть, учатся дети с очень разными способностями. Как педагоги учитывают потребности одаренных учеников в условиях общеобразовательной школы?- Мы включаем в учебный процесс образовательные программы, позволяющие развивать способности одаренных детей и одновременно мотивировать интеллектуальное развитие «средних» учеников. Качественно изменяя содержание обучения, внедряя новые методики обучения, мы развиваем как мышление, так и эмоционально-личностную сферу каждого ребенка. Потолок, конечно, у каждого свой, но творчество способно творить чудеса. Еще Наталья Бехтерева писала в своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» о том, что творческая деятельность восстанавливает клетки мозга, заставляет включать в работу даже те участки, которые никогда раньше не работали. То есть творчество, если человек занимается им не эпизодически, а постоянно, развивает интеллект. Нейрофизиологи смогли зафиксировать процесс роста новых цепочек нервных клеток в головном мозге. В результате улучшаются память, способность концентрироваться, отбирать и анализировать информацию – собственно говоря, это как раз то, чего многим школьникам сегодня недостает. – Вы уже видите положительные результаты? – Безусловно, все наши педагоги отмечают позитивные изменения. Они подтверждаются и объективными данными. Благодаря внедрению новых программ, хорошей организации внеурочной деятельности, работе творческих коллективов и научного общества «Хочу все знать!» (оно объединяет семь исследовательских лабораторий) наши ученики добились хороших результатов на олимпиадах, конференциях и в различных конкурсах. Не буду перечислять все победы, назову лишь некоторые. Трое учащихся школы – победители международного игрового конкурса «Золотое руно», пятеро стали призерами муниципального этапа предметных олимпиад. По итогам первого тура Международной предметной олимпиады по основам наук 90 наших учеников получили сертификаты, во втором туре приняли участие 67 человек. У нас с каждым годом растет средний балл ЕГЭ не только по обязательным дисциплинам, но и по остальным предметам. – Уверена, читатели «Учительской газеты» не поймут меня, если я не спрошу директора таганрогской школы о роли Чехова в жизни таганрогских школьников. Как велика эта роль? – В нашем городе к памяти Чехова относятся с особым почтением, я бы сказала – с трепетом. А знаете, как в Таганроге поощряют самых лучших учеников? Делают фотографию в мемориальном гимназическом классе за чеховской партой – это высшая степень отличия, предмет особой гордости и память на всю жизнь. У меня тоже такая хранится. Ежегодно в Таганроге проводится традиционный фестиваль «Мой Чехов», где наши ученики принимают самое активное участие. Готовят и проводят экскурсии по чеховским местам, инсценируют его рассказы, пишут эссе и исследовательские работы по его произведениям. И уже за то, что у каждого из нас, жителей Таганрога, есть повод лишний раз перечитать умную, тонкую и глубокую прозу, можно сказать Антону Павловичу большое спасибо. От редакции Конечно, было бы очень хорошо, если бы ни один талантливый ребенок не был упущен школой, но… Система системой, программа программой, но мы-то с вами хорошо знаем, как много зависит от личности учителя. Повезло ребенку, который встретит на своем пути неравнодушного, внимательного и заинтересованного педагога. Можно не сомневаться – уж он-то точно разглядит, поддержит божью искру, даже самую маленькую и слабенькую, ну а если не увидит ее в своем ученике, то непременно постарается высечь, не жалея для этого ни сил, ни тепла, ни душевной энергии. Таганрог, Ростовская область
Комментарии