search
main
0

Роботы Ивана Грозного Железные мужики подавали царю кафтан и прислуживали за столом

450 лет назад на Руси была открыта первая школа. Это произошло при царе Иване IV Грозном в 1551 году. А в 1859-м появились первые школы для обучения “людей простого звания”, занятия в которых проходили только по воскресеньям, поэтому они назывались “воскресными”.

Отмечая эту знаменательную для нашей страны дату, следует вспомнить об Иване IV (1530-1584), который был личностью незаурядной и прославился не только жесткими мерами к своей оппозиции. Царь был весьма образован и обладал многими талантами.
Эпоха Ивана Грозного, тяготевшего к европейской интеграции, напичкана разного рода “ноу-хау”, в том числе и в области техники. Историки раскопали письма голландского купца Йохана Вема, который неоднократно приезжал в гости к царю. Этот купец засвидетельствовал, что царскому двору поставлялись крупные партии книг – “рукописных и печатных и продано для царских хранилищ на 5 тысяч золотых гульденов”. Сумма по тем временам невероятная: целая флотилия тогдашних торговых судов потребовалась для доставки груза!
Однажды дотошные историки наткнулись на следующее: “…Побил железный мужик на потеху пировавшим царского медведя, и бежал медведь от него в ранах… Железный мужик на удивление всем подносил царю чашу с вином, кланялся гостям и что-то напевал на этом невыносимом русском языке, который мне так никогда и не поддался…”
Английские историки не поленились перерыть монбланы Национального архива, чтобы найти и восстановить записи и письма современников Ивана Грозного и купца Вема. Их труд не пропал даром. Они нашли письма еще двух купцов с упоминанием “железного мужика”, прислуживавшего царю за столом, подававшего ему кафтан и подметавшего метлой двор. Царь тайны не скрывал, он кликнул мужиков, и те открыли спрятанные под одеждой железного мужика крышки, где оказались шестерни и пружины, двигавшие голову, руки и ноги “мужика”. Как пишет купец, гости мигом все протрезвели…
Наш современник историк Дмитрий Ларин подхватил эстафету англичан и нашел в архивах свидетельства существования нескольких “железних мужиков” и “железних баб”.
Иван Грозный смолоду любил хоровое церковное пение. В храмах Александровской слободы, которая с 1564 по 1572 год была его резиденцией, царь сам почти ежедневно читал и пел. В слободе была заведена целая музыкальная школа, во главе которой стоял знаменитый распевщик (композитор) Федор Христианин с учениками Иваном Носом и Степаном Голышом. Известны два собственных сочинения Ивана Грозного, сохранившихся в рукописи “Книга, глаголемая Стихарь месячный, иже есть Око дьячье”.
Когда речь заходит о древнерусских представлениях о драгоценных камнях, вспоминают известное высказывание Ивана Грозного в изложении Джерома Горсея, который жил в Московии с 1572 по 1591 год. Сначала он был служащим компании английских купцов, затем стал послом английской королевы при русском дворе. Он виделся и беседовал с русским государем. По свидетельству Горсея, больного царя каждый день носили в его сокровищницу. В день своей смерти он рассказал о свойствах собранных там камней: “Смотрите на эти драгоценные камни. Вот алмаз, который по своему блеску дороже и ценнее всех прочих; я никогда его не любил, он укрощает ярость и сластолюбие и дает воздержание и целомудрие; малейшая частица его, истолченная в порошок и данная в питье, отравит лошадь, а тем более человека…” Далее он рассказал о рубине, изумруде, ониксе… Вряд ли следует искать истоки свойств драгоценных камней в народных представлениях. Иван Грозный, владевший огромной, ставшей легендарной библиотекой, черпал сведения скорее всего из рукописных книг, а именно из переводов, получивших большую известность памятников под названием Hortus sanitatis. Наряду с различными лапидариями – особыми произведениями о драгоценных камнях – они представляли европейскую минералогическую литературу того периода.
Первая типография возникла в Москве в 1553 году, и вскоре здесь были напечатаны книги церковного содержания. В 1563 г. организация “государева Печатного двора” была поручена выдающемуся деятелю в области книгопечатания в России Ивану Федорову. Вместе со своим помощником Петром Мстиславцем 1 марта 1564 г. он выпустил книгу “Апостол”, а в следующем году “Часовник”. Книги, созданные в типографии Ивана Федорова, отличались прекрасной техникой исполнения. Деятельность Ивана Федорова, способствующая развитию просвещения, была враждебно встречена в реакционных кругах боярства и духовенства. Травля первопечатника заставила его покинуть Московию и перебраться в Белоруссию в город Заблудов, а затем на Украину. Последний период своей жизни он находился во Львове, где и умер в 1584 году – в том же году, что и Иван Грозный.
Реформы Ивана Грозного, перемены в экономической и политической жизни и появление книгопечатания определили дальнейшее распространение грамотности и просвещения не только в среде феодалов и духовенства, но и среди посадских людей. Об этом свидетельствуют пометки ремесленников: они писали имена заказчиков на обуви, ставили отметки цифрами на венцах деревянных срубов, имена владельцев на бочках и других хозяйственных предметах. Указание на сравнительно широкое распространение грамотности среди городского населения находится в известном памятнике литературы ХVI в. – “Домострое”, где говорится о необходимости вести в хозяйстве письменный учет.
Обучение в школах велось, как правило, при монастырях, где детей “грамоте и писати, и пети, и чести (т.е. считать) учили”. Среди феодалов и зажиточных горожан было распространено домашнее обучение под руководством “мастеров грамоты”. Был издан учебник по арифметике – “Книга, рекомая по-гречески Арифметикой, по-немецки Алгоризмой, а по-русски цифирной счетной мудростью”. В этом и других пособиях ХVI в. по арифметике рассматривались сложение, вычитание, умножение, деление и действия с дробями, при этом, как правило, приводились примеры из области торговли.
Развитие математических знаний определялось прежде всего практическими потребностями. В качестве наставления для измерения “сох” (единица обложения) была создана “Книга сошному письму”, которая свидетельствует о знании довольно сложных приемов математических расчетов.
Потребность в развитии математических знаний увеличивалась в связи с усложнением строительного и военного дела, в частности артиллерии, ибо в ХVI веке уже решались задачи на определение расстояний от далеких предметов.
Сочинения, излагавшие гелиоцентрическую систему Коперника, которая являлась важнейшим достижением европейской научной мысли ХVI века, появились в России лишь в середине ХVII века. А между тем в русской литературе ХVI века, не знакомой еще с учением Коперника, был ряд оригинальных и переводных сочинений, которые в трактовке отдельных явлений природы выходили за рамки богословско-мистического представления о мире. Так, в “Космографии” правильно был указан порядок расположения планет, окружающих Землю, верно описан зодиак и периоды обращения планет по нему, правильно отмечалось, что Луна меньше по размерам, чем планеты, и т.д.
Одновременно появляются труды по экономической географии. Специальная “Торговая книга” содержала сведения об иностранных товарах, о денежных системах различных стран, справки о мерах, о ценах и т.п. Получили развитие и химические знания, так как в конце ХV века в России освоили изготовление пороха, опыт солеварения был обобщен в руководстве “Росписи”. Классификацию почв по урожаям ржи можно было найти в “Домострое”. Было сделано несколько переводов на русский язык польских медицинских книг, получили широкое распространение различные “травники” и “лечебники”.
Учебный год в школах был установлен только в конце ХVI века. Продолжительность его, деление на четверти, время перемен менялись на протяжении веков. Балльная система оценок впервые возникла в Германии, она состояла из трех баллов (или разрядов) и официально была принята в России с 1837 года. В нашей стране только в 1935 году были установлены пять степеней оценки успеваемости учащегося: отлично, хорошо, посредственно, плохо и очень плохо. А в 1944 году словесная система оценки была заменена цифровой.
Для обучения детей письму в ХVII веке в России стали употреблять специальные ленты, склеенные из листов бумаги. Ленты свертывались в трубку, их называли по-разному: азбука-пропись, азбука-навертень, свиток. Писались они скорописью, украшались рисунками и затейливым орнаментом. Каждой букве отводилась определенная площадь, а после букв шли изречения, пословицы, поговорки, загадки, афоризмы. Назывались они учительными прописями. К примеру: “Ученья корень горек есть, плоды же его суть сладки”. Эти прописи и породили выражение “прописные истины”.
В 1634 году Василием Бурцовым был издан в Москве “Букварь”, отличавшийся простотой и четкостью графического исполнения. Он первым стал использовать красный цвет для выделения букв, слогов, названий частей и разделов книги. Второе издание “Букваря” (1637) стало первой иллюстрированной русской азбукой. На помещенной в книге гравюре изображена классная комната и наказание провинившегося ученика. В дальнейшем иллюстрирование азбук бытовыми сценами из жизни школы стало традицией. “Букварем” Василия Бурцова пользовались 60 лет, вплоть до выхода в свет Букваря Кариона Истомина (1694).
Хорошо известную школьную парту с наклонным столом придумал Федор Федорович Эрисман, русский врач-гигиенист, учитель А.П.Чехова. А вот у школьного звонка более давняя история. Говорят, что его придумал греческий философ Платон, построив остроумные водяные часы, которые в определенное время звонили, созывая учеников на занятия.
Геннадий СЕМАР

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте