Талантливые люди талантливы во всем. В этом еще раз можно убедиться, посетив Центр образования №1601. Он известен прежде всего своим творческим уклоном: в музыкально-эстетической студии имени Д.Б.Кабалевского преподают эстрадный и академический вокал, учащиеся занимаются бальными танцами в студии «ВИТА», создают телепередачи и телефильмы в телестудии «ЛИК». Юные таланты ЦО №1601 неоднократно становились победителями и призерами всероссийских и международных конкурсов. В 2012-2013 учебном году ЦО №1601 вошел в число Топ-400 школ Москвы (181-е место в рейтинге).
Очень успешно в ЦО №1601 развивается естественно-научное направление и, в частности, робототехника. Недаром Аполлон был покровителем не только искусств, но и науки, здесь школе также есть чем гордиться: в 2013 году она стала лауреатом гранта мэра Москвы в сфере образования в номинации «Научно-техническое творчество». В этой школе вот уже пять лет работает объединение дополнительного образования «Робототехника». С 2013 года им руководит учитель информатики Юрий Моисеев. Обучение робототехнике включает несколько уровней: новички осваивают программу, в которой создают 3D-прототипы своих будущих роботов, затем, после одобрения преподавателя, собирают свои модели на базе конструктора Lego, управляя ими дистанционно. Со второго года начинается программирование. Ребята создают уже автономных роботов.По мнению Юрия Моисеева, робототехника – новая и перспективная педагогическая технология, которую можно использовать как в дополнительном, так и в основном образовании. Занятия робототехникой мотивируют ребят глубже изучать информатику, физику, технологию, химию и биологию, они в игровой форме постигают законы конструирования, моделирования и программирования. Но и это еще не все: робототехника помогает воспитывать в детях и социальную ответственность. Все проекты, созданные учащимися ЦО №1601, ориентированы на решение различных социальных задач. Один из ярких примеров – проект учащихся начальной школы Григория Кулибабы, Виктора Пташкина и Ярослава Никулина «Роботизированный мусороуборочный комплекс». Ребята разработали комплексное решение, включающее двух роботов. Один из них захватывает мусор, а второй, основной, собирает его и транспортирует во внутренний контейнер. Сложность задачи заключалась в том, чтобы соединить в основном роботе три функции: передвижение в пространстве, сбор и упаковку мусора. При этом основной робот – точная копия мусороуборочной машины, выполненной из конструктора Lego: есть ковш для уборки, есть конвейерная лента и собственно контейнер для мусора, предусмотрена даже система прессования мусора, не позволяющая ему покинуть пределы контейнера. В планах юных роботоконструкторов оснастить мусороуборочный комплекс устройством для разделения и сортировки мусора, а проект «Мусороуборочный комплекс» уже получил признание научного сообщества: завоевал I место на XIII Всероссийской научно-технической конференции «Электронная Россия: выбор молодых».Другой замечательный проект объединения ДО «Робототехника» – роботизированный автобус. Это детище ученика 7-го класса Ильи Евченко, разработанное им на основе небольшого полностью автоматизированного городского автобуса RobuRIDE европейской роботостроительной компании Robosoft из Франции. Действующая модель автобуса выполнена из конструктора Lego, оборудована коробкой передач, способна ускоряться, выполнять повороты. Сам Илья так описывает работу над автобусом: «Самым сложным для меня было разработать коробку передач. Здесь мне требовалось решить две задачи: разместить в корпусе сам механизм и сделать систему переключения скоростей». Это было действительно непросто! В результате юный роботоконструктор создал из LEGONXT двухступенчатую несинхронизированную электромеханическую коробку передач с передаточными числами 5/3 и 19/25 (прототипом стала коробка передач автомобиля ВАЗ-2108). Автобус оснащен датчиками двух видов, с помощью которых способен двигаться по определенному маршруту, определяя место остановки, зоны поворотов и торможения перед препятствиями, кроме того, предусмотрена возможность оснащения веб-камерой для дистанционного управления оператором в случае возникновения нештатных ситуаций. Проект интересен еще и тем, что услугами роботизированного автобуса смогут воспользоваться люди с ограниченными возможностями: доступ в салон им обеспечит аппарель.Проект Ильи Евченко «Роботизированный автобус» отмечен серьезными наградами: II место на XIII Всероссийской научно-технической конференции «Электронная Россия: выбор молодых»; диплом лауреата XXIII Международной конференции по радиоэлектронике и робототехнике «Радиопоиск-2014»; диплом лауреата Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений, посвященного 180-летию со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева.Юрий Моисеев считает, что система образования должна готовить не только «квалифицированных потребителей», но и талантливых людей, способных производить продукты, удовлетворяющие запросам «квалифицированных потребителей». Робототехника может стать одним из ключевых педагогических инструментов: стимулируя техническое творчество, она способствует тому, чтобы учащиеся в будущем выбирали профессии инженерно-технического профиля.Мнение по поводуТатьяна БОГАЧЕВА, заместитель директора по информатизации ЦО №354 им. Д.М.Карбышева, эксперт компании DPI:- Робототехника – одно из приоритетных направлений научных разработок во всем мире, например, в США планы по развитию этой отрасли расписаны до 2036 года. В Японии на развитие робототехники государство ежегодно выделяет более 25 млн долларов. Мы наблюдаем активное расширение областей ее применения, усложнение технологий, резко возрастает потребность в талантливых специалистах, способных генерировать свежие идеи. Для нашей страны, которая стала традиционным лидером в научно-технических исследованиях, это также весьма актуально. А поскольку, как правило, именно в школе ребята определяются с выбором будущей профессии, задачу воспитания будущих творцов и разработчиков инновационных продуктов и технологий может эффективно решить образовательная робототехника.
Комментарии