Зададимся вопросами… Почему с каждым годом спрос на внеурочную деятельность по техническому направлению снижается? С чем это связано? Как привить нынешнему поколению любовь к точным наукам?
В 2005 году в стране появились первые программируемые конструкторы, а в 2008‑м была запущена государственная программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», целью которой стали популяризация технической сферы деятельности и возможность обеспечить доступ школьников к новейшим технологиям. Уже в 2010 году робототехника попадает в образовательные программы как обязательный вид внеурочной деятельности, происходит материально-технологическое оснащение российских школ. Она стремительно ворвалась в общеобразовательные учреждения и бурно развивалась. При поддержке государства возникли ресурсные центры, центры дополнительного образования, «Кванториумы», проводились ежегодные робофесты, на которых участники демонстрировали чудеса инженерной мысли. Школьники активно занимались конструированием и программированием. Восемь из десяти учащихся выбирали именно эту деятельность как дополнительное образование.
Что же происходит сейчас? Нынешнему поколению становятся неинтересны физико-математические науки и инженерное направление, об этом свидетельствует статистка выбора экзаменов на ГИА, где учащиеся предпочитают сдавать гуманитарные науки. Педагог дополнительного образования и учитель информатики с двадцатишестилетним стажем Ольга Севрюкова, специалист Центра дополнительного образования города Ростова-на-Дону, объясняет низкую заинтересованность в технических науках тем, что школьники с появлением в их жизни бесконечного Интернета и гаджетов стали более пассивны, они не очень хотят трудиться, а физика и математика как предметы требуют того, чтобы прикладывать усилия для их освоения.
Ольга Геннадьевна убеждена, что отсутствие былой популярности робототехники во внеурочной деятельности связано и с тем, что детям предлагают делать то, что за них уже давно придумали, а им остается только пользоваться всеми благами техномира. Она также считает, что с появлением цифровых технологий в образовании современных школьников мало чем можно удивить, в том числе и робототехникой в школе: «Они это уже все видели, все пробовали. Когда это было в новинку, интерес присутствовал, сейчас многое изменилось. Программы устарели, техническое оснащение тоже. Этому направлению необходимо обновление каждый год, иначе будет застой».
Ольга Севрюкова замечает, что робототехника охватывает многие сложные науки – математику, физику, информатику, не всем даются эти предметы, особенно сейчас, когда у большинства учащихся клиповое мышление. Остаются лишь те, кого это привлекает, но и им тоже необходимо поддерживать интерес.
Как повысить мотивацию учащихся к занятиям техническими науками, что делать уже в рамках школы для воспитания будущих инженеров России? Ольга Геннадьевна делится своими секретами, один из которых – это создание ситуации успеха. Ребенок сделал робота – его обязательно нужно похвалить, отметить его возможности и потенциал. Поделиться этим с родителями, чтобы и они тоже его похвалили и продолжили подпитывать желание учиться.
Поскольку мы работаем с поколением Z, считает педагог, к современным детям нужен особый подход. Они хотят быть у всех на виду, именно поэтому их можно заинтересовать участием в различных конкурсах, выдачей грамот на массовых мероприятиях. Главное – дать перспективу: собрать портфолио, получить дополнительные баллы к аттестату при поступлении. Следует поощрять желание даже просто покрасоваться друг перед другом, детям все время нужен какой-то стимул идти вперед.
Очень важна, по мнению Ольги Геннадьевны, подача материала от педагога. Иногда преподавание по робототехнике превращают в формальность, школьники это, конечно, чувствуют. Современным детям не нужны лекции, информацию они сами найдут. Им нужно то, чего они ранее не делали. Правильно продуманная структура урока, внеурочного занятия, непрерывная практическая деятельность, индивидуальная траектория – вот что необходимо для привлечения внимания ученика. Педагог убеждена, что материально-техническое оснащение может и не играть особой роли: «Пусть в вашей школе старые комплекты конструктора, но возможности программирования никто не отменял. К примеру, существуют различные приложения, где можно конструировать и программировать роботов даже без дополнительного оборудования. Детей это чрезвычайно завлекает. Конечно, я бы еще интегрировала изучение технологии искусственного интеллекта (ИИ), а также VR, AR, это здорово бы подняло мотивацию не только изучать, но и управлять ими, а в дальнейшем создавать высокие технологии. Главное в дополнительном образовании – успех каждого ребенка».
Позиция Ольги Севрюковой близка молодому инженеру – педагогу Алексею Головину, который обучает школьников среднего и старшего возраста 3D-моделированию. Он считает, что интерес к чему-то новому у детей всегда присутствует, но и угасает он так же быстро, как и воспламеняется: «К нам приходят в основном заинтересованные дети, поэтому большинству нравится деятельность, но, когда ребята понимают, что поверхностных знаний не хватает для выполнения той или иной задачи, интерес немного падает ровно до момента решения задачи, потом появляются уверенность и некая мотивация».
В практике Алексея Головина сложилась такая ситуация: по сравнению с прошлыми годами количество желающих заниматься проектной деятельностью не уменьшилось, но и не прибавилось. Чтобы заинтересовать школьников этим непростым делом, педагог дополнительного образования советует привлекать детей к участию в различных фестивалях или выставках, чтобы были такие площадки, на которых им показывали бы яркие, захватывающие их внимание мастер-классы с вау-эффектом, чтобы учителя сами двигались в этом направлении, зажигали и вдохновляли учеников своим примером. Педагог предлагает чаще вовлекать кинематограф в образовательную программу, особенно использовать жанр фантастики, для того чтобы у учеников возникали самые смелые идеи, рождалось понимание того, что и невозможное возможно.
Сами школьники объясняют снижение популярности робототехники в общеобразовательных учреждениях малыми возможностями использования доступных наборов. «Приходится, как Старк, творить из того, что есть», – говорит ученик 10‑го класса. Но некоторые так называемые истинные фанаты все же остаются верными своему делу и продолжают работать с тем, что есть. Благодаря этим занятиям у них формируются представления о сложных механизмах и о том, как они могут облегчить жизнь человека. Дети пытаются разработать что-то свое и делятся этим со всем миром. Современные школьники не боятся высоких технологий, они могут ими управлять и делают это с удовольствием.
Стоит отметить, что с 1 сентября 2023 года начнется плодотворная работа в общеобразовательных учреждениях по новым ФГОС, где привычную нам технологию заменят на предмет с элементами робототехники, программирования и 3D-моделирования. Модульная система стандартов даст возможность педагогу вносить свои коррективы в разработку уроков и составление учебных планов по данной дисциплине. Пока критики данного новшества не наблюдалось. О результативности обновленной продвинутой технологии можно будет узнать уже в скором времени.
Анна ЛАДЮКОВА, учитель физики лицея №5, призер муниципального этапа конкурса «Учитель года Дона»-2023, Ростов-на-Дону
Комментарии