Две замечательные идеи – идея сквозного непрерывного информатического образования и идея раннего обучения информатике наконец-то нашли свое воплощение и из разряда декларируемых постепенно начинают переходить в разряд практических.
В настоящее время информатика как предмет начинает внедряться в российских школах со второго класса (в нашей гимназии все началось в 1992 году). За 12 лет разработаны оригинальные программно-методические и дидактические системы. Появилась возможность выбора среди большого числа программно-методических систем. А в тот далекий 1992-й все опиралось на усилия отдельных разработчиков, исследователей, энтузиастов-практиков, небольших коллективов, которые работали над единой педагогической концепцией. Мы узнали о программно-методическом комплексе «Роботландия» и прибрели его. Продуманная методическая структура курса дает большую свободу для творчества, для своих педагогических находок. Весь курс подкреплен программным продуктом. Удачный программируемый исполнитель «Кукарача», а особенно «Корректор», знакомит младших школьников с азами программирования, готовит к восприятию «больших» языков. Раздел «Редакторы» позволяет подготовить младших школьников к восприятию в старших классах информационных технологий. В последнее время у педагогов появилась «любовь» к раздаточным материалам – тетрадям. И их отсутствие отмечают как большой недостаток комплекса «Роботландия». Мы же расцениваем это как огромное преимущество, дающее большие возможности для гибкого построения уроков, позволяющее учитывать особенности учеников, местных традиций. Единственное пожелание, которое может показаться дерзким, мы видим в возможности приобретения вместе с лицензией и исходного кода главного меню. Это даст возможность вставлять в комплекс, по усмотрению учителя, различные дополнительные программы, что сделает открытой систему, позволит обогатить ее новыми находками. А время покажет: ценное приживется, пена осядет.
Основные проблемы возникают при изучении информатики в среднем звене. К сожалению, нам неизвестно о существовании такого же комплекса для школьников среднего звена. Мы опробовали несколько различных методик и программных продуктов. Но до сегодняшнего дня находимся в методическом поиске.
Главная цель обязательного курса информатики в общеобразовательной школе – формирование у молодого поколения стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества. Неужели обществу нужны только работники, умеющие набирать текст на компьютере? К сожалению, отмечаем, что вопросы алгоритмизации, программирования в школах заменяются изучением офисных технологий, которые сводятся в большинстве своем к работе с офисными приложениями. Это, на наш взгляд, вызвано появлением в школах современных компьютеров и слабой подготовкой специалистов в педагогических вузах. Информатика – это наука, и не следует подменять ее изучением простейших приемов работы. К сожалению, программа курса «Информатика» предусматривает снижение часов, отводимых для изучения темы «Алгоритмизация и программирование». Однако изучение этой темы следует проводить более математически строго, уделять большее внимание изучению классических алгоритмов, доказательной, теоретической проработке уроков. Компьютер – инструмент, и правильно его использовать – это главная задача.
Благодаря раннему изучению информатики наши дети получают фору по сравнению с другими и достигают хороших результатов на различных областных, региональных и российских олимпиадах.
Мария и Сергей АСТАФЬЕВЫ, преподаватели салаватской гимназии № 1 , Башкортостан
Комментарии