Уже 8 лет в Москве реализуется проект предпрофессионального образования. Старшеклассники знакомятся с востребованными профессиями с учетом изменения запроса работодателей и новых требований к компетенциям специалистов, осваивают предпрофессиональные умения, необходимые для учебы и жизни. Образовательная программа на уровне среднего общего образования базируется на методе практико-ориентированного обучения на основе предпрофессиональных учебных курсов, партнерства с вузами и работодателями, системе организации научно-исследовательской деятельности обучающихся, использовании социокультурных, научных центров межрайонного совета директоров, округа, города.
История реализации предпрофессионального образования в нашей школе начинается задолго до 10‑го класса. Начиная с 5‑го класса ученики могут определить направление своей образовательной траектории, выбрав соответствующий трек: естественно-научный, социально-экономический, технологический, гуманитарный. Ребята в рамках урочной и внеурочной деятельности изучают финансовую, математическую, читательскую, естественно-научную грамотность. Завершив обучение в треках, ребята выбирают образовательные вертикали. В школе №1601 на уровне основного общего образования реализуется 5 образовательных вертикалей: естественно-научная, математическая, ИТ-вертикаль, лингвистическая, спортивная и школьный проект «Предпринимательская вертикаль». Ученики посещают кружки по робототехнике, занимаются в школе предпринимательства, на углубленном уровне изучают такие предметы, как математика, физика, информатика, химия, биология, иностранный язык, обществознание.
В 2022 году школа №1601 стала участником двух городских проектов предпрофессионального образования: «Инженерный класс в московской школе» и «Медицинский класс в московской школе». Данные проекты стали заключительным звеном в преемственности образовательных программ школы.
Каждый городской проект предпрофессионального образования отражен в особенностях учебных планов классов. Например, в инженерных классах на углубленном уровне изучаются математика (в объеме 8 часов в неделю), физика (в объеме 5 часов в неделю), информатика (в объеме 4 часа в неделю), включены обязательные учебные курсы «Инженерный практикум» и «Технологии современного производства». В медицинских классах на углубленном уровне изучаются биология, химия (в объеме 4 часа в неделю), включены обязательные учебные курсы «Шаг в медицину», «Первая помощь». Таким образом, учебные планы в части обязательных учебных предметов и курсов по выбору соответствуют требованиям стандарта городских проектов.
Школа №1601 при реализации городских проектов использует образовательные ресурсы межрайона, округа, города. Обучающиеся инженерных классов в политехническом колледже №8 имени И.Ф.Павлова осваивают профессию «чертежник-конструктор», а будущие медики уже получили свидетельства о профессии «младшая медицинская сестра», пройдя обучение и итоговую аттестацию в медицинском колледже №1.
На протяжении пяти лет школа №1601 сотрудничает с МИРЭА, МГЛУ, Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И.Пирогова, Московским политехническим университетом, Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М.Сеченова, Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСиС», Национальным исследовательским центром «Курчатовский институт». Взаимодействие с высшими учебными заведениями помогает выстраивать научно-исследовательскую работу со школьниками. Ребята ежегодно участвуют в городских практических конференциях «Старт в медицину», «Инженеры будущего», «Наука для жизни», «Курчатовский проект – от знаний к практике, от практики к результату». В этом учебном году ученики инженерного класса конструировали робота-строителя, а обучающиеся медицинских классов выясняли оптимальные факторы процветания популяции отряда Collembola в лабораторных условиях. Ребята из предпринимательского класса разбирались, как стимулировать налогоплательщиков уплачивать налоги. 13 обучающихся проектных классов стали призерами и победителями городских конференций.
Одним из главных целевых индикаторов реализации городских проектов предпрофессионального образования является участие обучающихся проектных классов в конкурсе «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал». В 2022‑2023 учебном году 12 школьников стали призерами, а один – победителем данного конкурса. Конкурс состоит из двух этапов: теоретического и практического. На уроках профильных предметов ребята готовятся к теоретическим заданиям конкурса, а на элективных курсах и занятиях внеурочной деятельности отрабатываются практические навыки. Важно отметить, что грамотно выстроенная система практико-ориентированных курсов позволила добиться значительных успехов.
Школа не стоит на месте. Мы постоянно развиваемся. Став участниками двух городских проектов, управленческая команда и педагогический коллектив поставили цель – получить звание участника проекта «Предпринимательский класс в московской школе». Наши обучающиеся уже на протяжении двух лет являются участниками проекта MOS.МШУ (Молодежная школа уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве при поддержке Департамента образования и науки города Москвы). Такое масштабное практико-ориентированное мероприятие вовлекло участников в атмосферу генерирования предпринимательских идей и решений, бизнес-планирования, конкурентной борьбы. В этом году обучающиеся нашей школы стали финалистами бизнес-акселератора MOS.МШУ. Ребята участвовали в различных лекциях от топовых спикеров, семинарах, защищали собственные проекты.
Особое внимание в школе уделяется общению школьников с единомышленниками, с обучающимися других школ городских проектов. Так, например, 24 марта 2023 года в рамках ежегодного школьного фестиваля «НаукаФест 3.0» предпринимательские классы школ №152, 1409, 1454 «Тимирязевская» и нашей стали участниками деловой игры «Лига Юниор» от предпринимателя и ментора проекта MOS.МШУ, родителя ученика нашей школы Ивана Полякова. Старшеклассникам за два часа предстояло создать команду, которая будет приносить прибыль. Что будет продавать компания? Как обеспечить цепочку поставок? Какие методы управления персоналом надо принять? И еще десятки вопросов, которые предстояло решить будущим предпринимателям! Команды были сформированы в случайном порядке, каждой из них досталось свое направление работы: HR, PR и маркетинг, юриспруденция, дирекция, продажи и логистика. Бизнес-игра заключается в том, чтобы школьники научились работать в одном из направлений и объединять усилия всех департаментов для достижения общей цели – прибыли компании!
Таким образом, обучение в классах городских проектов предпрофессионального образования позволяет обучающимся не только углубленно изучить профильные предметы, но и выбрать дополнительные курсы, параллельно с учебой в школе освоить профессию в колледже и погрузиться в нее на экскурсиях в ведущих компаниях и организациях Москвы, встретиться с экспертами отрасли, участвовать в городских конференциях, предпрофессиональных каникулах. И все это предоставляет наша школа больших возможностей №1601!
Виктория КОЛЕСНИЧЕНКО, директор школы №1601 имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова;
Дмитрий МЕЛЕНТЬЕВ, заместитель директора по содержанию образования и конвергенции образовательных программ школы №1601 имени Героя Советского Союза Е.К.Лютикова
Комментарии