search
main
0

Робот, стань человеком

​Как бы стремительно ни развивался цифровой мир, он не может существовать без человека. Важным вектором развития окружающей действительности являются не только цифровые технологии, но и личность каждого из нас.

Там, где робот заменит человека, не может быть утрачен смысл его жизни. Кто я? Зачем я живу? Человек должен понимать, в чем его предназначение и что будет способствовать его самореализации.Как бы ни менялась жизнь вокруг нас, для человека будут оставаться актуальными вопросы его физической безопасности (в цифровой век речь будет идти и о кибербезопасности в том числе), вопросы этики и морали, свободы, определения границ личного пространства.Быть эмоционально открытым к жизни и отношениям, ощущать глубокое удовлетворение от понимания того, что благодаря твоим стараниям сбывается задуманное, мечтать, радоваться, искренне расстраиваться и переживать, – все это важные составляющие человеческого бытия. Человек, который проживает свою единственную жизнь всерьез, стремится увидеть ее включенной в систему более общих взаимосвязей: исторических, культурных, биографических и др. И чувствует ответственность за принимаемые им решения: смысл каждого нашего поступка или намерения становится частью общего смысла.Всеобщая цифровизация неизбежна. Но ее тотальное наступление должно происходить в психологически безопасных условиях, особенно для детей и подростков.Дети растут в быстро меняющемся мире, который не всегда понятен самим взрослым. Все сложнее говорить об отдельном периоде «подготовки к взрослой жизни», так как в большинстве сфер жизни потребуется постоянно учиться и переучиваться. Новое поколение оказывается в выигрышном положении, так как для них многие технологии привычная часть мира, в котором они родились. Они представители поколения Z – поколения, становление которого происходит параллельно с цифровым развитием. Они дети Сети, цифровых технологий, виртуальной реальности. Порой они в этом разбираются быстрее и лучше многих взрослых.Но остро встает вопрос: успевает ли их социальное развитие, психологическое благополучие за цифровым миром? Всегда ли они для себя там найдут правильные ответы, научатся ли правильным способам поведения, навыкам коммуникации, найдут ли выход из сложной ситуации общения или просто выйдут из Сети, так и не научившись решать свои проблемы?Сегодня цифровой мир благодаря гаджетам практически всегда с любым из нас, в том числе и с подростком.Но всегда ли мы, взрослые, знаем, а что у него там: какая жизнь, какое общение, какой досуг? Знаем ли мы, чем мы сможем ему помочь, да и вообще, обратится ли он к нам за этой помощью в трудной ситуации?Цифровой мир расширяет возможности психологии как науки. Она становится доступной через Сеть. Развиваются онлайн-консультирование, диагностика, сетевые тренинги. Здесь очень важно найти правильное равновесие и создавать реальную среду, где педагоги-психологи помогут в формировании умений взаимодействовать с другими людьми, работать в команде, вместе с учителями и родителями смогут грамотно расставить акценты, научат не бояться брать на себя ответственность, сформируют у школьников представления о том, что можно и что недопустимо в Интернете, к чему относиться настороженно и куда обратиться, если происходит что-то непонятное.Робот, конечно же, вряд ли станет человеком. Но не стать роботом человеку может помочь другой человек: родитель, учитель, педагог-психолог.Елена РИЗВАНОВА,эксперт Ассоциации организаций по развитию психологии в образовании

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте