На наших глазах формируется новое, информационное общество. Можно ужасаться смене мирового порядка и бунтовать против цифровых технологий, но они все глубже внедряются в жизнь человека, опутывая его незримыми проводами. И не только несут нам приобретения, но и влекут за собой немалые потери.
Врачей и учителей заменит компьютер?
К одной из так называемых утрат относится, например, уход привычных профессий. Это происходило всегда. Так, еще в прошлом веке показ фильмов в кинотеатре сопровождался игрой тапера на рояле, а жильцов будила, звеня бутылками, ранняя пташка – молочница. Где они, все эти таперы, молочники, трубочисты, полотеры, телефонистки на коммутаторе, старьевщики? Исчезли за ненадобностью, остались в произведениях русской и советской литературы.
Хотим мы того или нет, но и многие нынешние профессии, например кассир, нотариус или работник регистратуры в поликлинике, также находятся на грани устаревания, а возможно, и скорого исчезновения. Американский ученый-футуролог Рэй Курцвейл предсказывает, что после 2030 года врачей заменят нанороботы, которые научатся лечить чуть ли не все болезни, водители также исчезнут как класс, а возить нас будут разнокалиберные беспилотники. И даже такая уважаемая профессия, как педагог, тоже останется в прошлом, уступив место дистанционному обучению. Как можно не верить человеку, точно предсказавшему проигрыш компьютеру живого чемпиона мира по шахматам, появление онлайн-переводчика и голосового помощника? Тем более что генеральную репетицию всеобъемлющего дистанта нам уже обеспечила пандемия…
По прогнозам футурологов, примерно две трети населения планеты окажутся за бортом рынка труда, им попросту нечем будет заняться. Зато, утешают нас авторы прогнозов, все начнут массово писать рассказы, рисовать картины, музицировать. Подтверждение тому – «эпидемия» блогерства среди людей самых разных возрастов и занятий. Но кому нужно будет море не очень качественной творческой продукции, проще говоря, графомании?
Это еще полбеды. Психологи предупреждают: цифровые технологии разрушают традиционный многовековой стиль и стереотипы межличностного общения, характерные для любой учебной и профессиональной деятельности, при которых социальные отношения являются базисом, основой, а информационная среда – только надстройкой.
– Персональный компьютер, включенный в информационную среду, подобен пуповине, связывающей человека с внешним миром, – считает психолог Анна Калинушкина. – Человек «растворен» в ней и во многом зависим от нее. Таким образом, система «человек – человек» постепенно заменяется системой «человек – машина», а человек-ремесленник превращается в человека информационного. Происходит смена среды обитания, сопровождающаяся трансформацией сознания, эмоциональным отчуждением, потерей социализации, деструктивными изменениями психики.
И мы замечаем, все переменилось буквально за последние годы. Мы стали интровертами поневоле, особенно молодежь и подростки. Даже собираясь компаниями в кафе, они молчат, уткнувшись в свои гаджеты. Не слышно веселого смеха, шуток, неестественная тишина царит за столом, лишь еле слышится шуршание клавиатуры…
Хочешь научить IT – спрячь компьютер
Юлия Таранова, основатель и директор международной сети клубов IT-образования «Академия гениев» (Калининградская область), директор некоммерческой организации «Образование», также считает, что будущее сегодня немыслимо без цифровых технологий и робототехники. Обучать высоким технологиям надо с шести лет, поскольку именно в этом возрасте у ребенка формируются базовые ценности, он начинает видеть некий алгоритм даже в сложных вещах. Потом наступает эпоха школьной зубрежки, и эти «чакры» закрываются.
– Я давно занимаюсь IT, – говорит Юлия Таранова. – В один прекрасный момент я поняла, что в Калининградской области наблюдается нехватка молодых кадров. А главное – у молодежи проблема с ценностями. Им часто лень что-то делать, нет ответственности за свои слова и поступки, можно не прийти на деловую встречу, не сдержать слово. Когда человеку 20-25 лет, ты его уже не поменяешь. И тогда я решила выращивать новое поколение. Ведь если дети будут направлены на созидание, то они не захотят уезжать из страны, а улучшат жизнь на Родине. Технологии будущего не должны попасть в неправильные, нерадивые руки. А значит, надо самой браться за дело.
Порой родителям кажется, если подросток прилепился к смартфону и зависает в нем день и ночь, значит, он все умеет, учить его нечему. Это заблуждение. Дети, считает Таранова, должны уметь думать сами, а не просто пассивно играть в кем-то придуманные игры. А чтобы они фантазировали, педагог должен убирать от них компьютер подальше. Парадокс? Отнюдь нет. Два с лишним года пандемии пагубно повлияли на всех, но особенно на детей. Поколению, которое успело за это время подрасти, сегодня очень тяжело слезть с дивана, вернуться к привычному очному образованию и снова начать общаться с миром. Необходимо, чтобы дети коммуницировали, выражали эмоции, направляли их на созидание, учились видеть связи между природой и людьми, анализировать их.
– Раз в год мы проводим слет клуба программистов, вывозим ребят в лагерь, где вообще нет Интернета, – говорит Юлия. – Забираем у них все гаджеты и семь дней живем на природе. Они играют в волейбол, «настолки», учатся готовить. И волей-неволей начинают разговаривать. Никогда не забуду один случай. Дети чистят овощи, на столе лежат картошка, лук, морковь. Один мальчик спрашивает: «А этой картошки сколько чистить?» И показывает на лук. Ну, думаю, все, приехали… К концу смены он уже научился делать шаурму, а это непросто, потому что стояла задача автоматизировать процесс приготовления, постичь логику, структуру, все связи этого процесса. В шаурме всего 15 ингредиентов, каждый участник отвечает за свой, ребята по цепочке принимают заказы согласно номеру, как в настоящем кафе. И если на первом слете мы эту шаурму делали за два часа, перепутав все ингредиенты, то на последнем она была готова за 10 минут, четко и быстро роздана. Эффект Тома Сойера работает и сегодня, ничего лучше не изобрели.
Выжить на мокрой планете
Двое мальчишек держат в руках пульты управления. Задача проста: вытолкнуть робота-соперника из круга. Семен, харизматичный кудрявый блондин лет семи, снискал особые лавры, за него активно болеют почти все собравшиеся. Его детищу удается пройти три раунда игры почти безошибочно! Неуклюжая машина соперника повержена в пыль…
«Академии гениев» в этом году исполнилось семь лет, до 2020 года ее классы посещали ежемесячно 400 детей и подростков от 6 до 18 лет. Сейчас число ребят приближается к 200. После каждого модуля обучения ребенок получает сертификат. За выполненные проекты даются яркие значки. Марк Шидлов, например, носит целую коллекцию наград на своей бейсболке, а у Ивана Петренко их число перевалило за 20, даже на бейсболке не помещаются. Но главное – то, что друзья, которым всего 10-11 лет, презрев законы земного притяжения, уже перепрыгнули на другие планеты. По заданию они придумывают жизнь на небесных телах с разными условиями, например, вечного холода, вечной жары, темноты или света. Или мокрая планета, где нет суши, одни океаны. Ее ребята обеспечили транспортом, промышленностью и даже сельским хозяйством.
– Ведь людям надо приспособиться к условиям, чтобы там жить и учиться, а не выживать, – рассуждают Иван и Марк.
Ребята изучают различные языки программирования – Java, Odin, C++, а начиная с 13 лет переходят к сложным заданиям. Например, создают мобильные приложения, вполне взаправдашние и функциональные. Папа одного из мальчиков работал в музее, и ему приходилось постоянно отвечать на вопросы, когда проходят экскурсии, можно ли записаться, сколько стоит билет… Отец утонул в этих звонках и даже домой стал возвращаться затемно. И мальчик с помощью ребят из своей группы сделал для него интернет-канал, а в нем чат-бот – голосовое приложение, отвечающее на вопросы. И у папы освободилось время, он стал больше внимания уделять семье.
Или вот другая ситуация: пандемия, «красная зона», врачи должны пойти за анализами в «зеленую зону» и вернуться обратно. Для этого придется надеть полиэтиленовый костюм, а потом его выкинуть, а он стоит 70 рублей. И дети придумали робота, который проверяет наличие анализов и передает результаты в «красную зону», а затем проходит санобработку. И попутно экономит не только костюм, но и силы, и время врачей.
– Мне запомнилось участие в Международном фестивале «Янтарный робот», проводившемся у нас, в Калининградской области, – делится Филипп Прусов, координатор группы детей с ОВЗ. – Мы построили машину-очиститель, она собирает и на ходу перерабатывает мусор, я получил медаль за этот проект. В «Академии гениев» веду волонтерскую работу и помогаю другим ребятам с ОВЗ. Мне давно пора начинать карьеру, я окончил колледж, получил две специальности, могу работать оператором ЭВМ. Но в Министерстве социальной политики области мне сказали, что работы для таких, как я, пока нет.
Стало быть, в «Академии гениев» инклюзия есть, поскольку дети с ОВЗ занимаются здесь на равных с другими детьми, и причем совершенно бесплатно. И в филиале, где после ремонта откроется центр семейного развития «Атмосфера» (если академия найдет инвестора и стройматериалы, которых в области сейчас просто нет), тоже предполагается полная инклюзия – тариф «Добросфера» с удобными номерами, подъемниками, специальным оборудованием для колясок. А вот на уровне области с инклюзией дело обстоит хуже.
Сотрудничество требует системы
Кстати, неважно и с деньгами, например, фестиваль «Цифровое будущее России», организованный НКО «Образование» и 5 лет так или иначе поддерживаемый властями, в этот раз может не состояться, хотя более 3000 детей ждут его целый год. Зато Юлия Таранова получила большую поддержку от коллег – фонда региональных социальных программ «Наше будущее», обучилась там в акселераторе для некоммерческих организаций и социальных предпринимателей, а также получила беспроцентный заем на реализацию проекта.
Однако голос людей, занимающихся дополнительным образованием, сегодня звучит все громче и увереннее. Пандемия проверила их на прочность: слабые закрылись, сильные объединились, поняли, что надо держаться вместе, определять системные проблемы в образовании. Совместно с Российской федерацией частного образования выработали 30 предложений, из них девять легли на стол Президента РФ Владимира Путина. И дело сдвинулось с мертвой точки: в начале августа глава государства подписал закон, позволяющий использовать материнский капитал для оплаты образовательных услуг, предоставляемых индивидуальными предпринимателями и НКО: центрами, кружками, частными детскими садами. Ведь здорово, когда родители и ребенок могут выбрать кружок, секцию, а деньги пойдут за ребенком!
– Дополнительное образование все-таки находится сегодня в непонятной ситуации, – считает Юлия Таранова. – На нас иногда смотрят как на конкурентов государственной школе. Но на самом деле мы делаем единое дело – воспитываем будущее поколение, просто надо, чтобы школа давала основную часть образования, прививала любовь к русскому, математике, литературе, учила фантазировать, творить. А наша задача – обеспечивать ребят дополнительными знаниями, расширять кругозор, ориентируя на более узкие направления, прививать интерес к отдельным профессиям, незаменимым в обществе цифровых технологий. Мы должны не конкурировать, а сотрудничать, причем системно, рука об руку. В академии мы много шумим, спорим, проводим конкурсы, ездим на слеты, у нас такая движуха, не каждому родителю это понравится. Некоторые хотели бы, чтобы дети сидели тихо и «не отсвечивали». Но изначально даже самый шумный и заводной ребенок идеален. Ведь он устремлен в будущее.
Людмила ПОЛОНСКАЯ, фото автора
Комментарии