Где еще министр образования и науки РФ может взять пульт и без стеснения поуправлять машинкой? Только на робототехнических соревнованиях. Этой возможностью и воспользовался Дмитрий Ливанов на молодежных робототехнических соревнованиях «Кубок РТК», прошедших на базе петербургского Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики. Естественно, отраслевой руководитель «рулил» чужим произведением, поэтому робот пару раз забуксовал. Хотя, как заметил ведущий, в целом для дебюта трасса пройдена неплохо. Сам Дмитрий Ливанов, оказавшись более объективным, поздравил ребят с успешным преодолением препятствий и заметил, что главное не пройти маршрут, а создать своего робота, и до этого министру, увы, пока далеко.
Нужно заметить, что подобные соревнования, которые объединяют юных конструкторов, проводятся по всей стране и становятся все популярнее. Например, самый крупный петербургский фестиваль роботов «Робофинист» в прошлом году собрал более тысячи участников из 60 городов России и зарубежья. А на Всероссийский фестиваль «РобоФест» приехало более тысячи команд из 70 регионов.Управление роботом, созданным юным гением, было второй приятной частью программы, а параллельно с детскими соревнованиями в ЦНИИ РТК шло 2-е заседание координационного совета Минобрнауки России по робототехнике под председательством Дмитрия Ливанова. Как пояснил министр, те, кто занимается образовательной и промышленной робототехникой, а также проводит научные исследования в этой области, нуждаются в объединении. На протяжении последних 10 лет появилось много инициатив в робототехнике, однако часто происходит так, что одни не знают, что делают другие, тогда как совместные усилия, возможно, привели бы к получению большего эффекта. Поэтому задача совета – обеспечить общение между коллегами и разработать новые проекты, которые могут стать объединяющим началом для разных разработчиков.На заседании обсуждалось несколько вопросов, в том числе нынешнее состояние робототехники и подготовка кадров в области робототехники. Сейчас в России порядка 170 организаций создают решения в области робототехники, из них примерно половина ориентированы на военно-промышленный комплекс. Около 30 российских вузов выпускают инженеров с дипломами «робототехника». Каждый год эта сфера пополняется более чем 600 дипломированными специалистами.По словам руководителя робототехнического центра «Сколково» в Кластере информационных технологий Альберта Ефимова, в робототехнике еще есть над чем работать, и в принципе нельзя сказать, что Россия находится в последнем вагоне поезда прогресса. К примеру, мы не очень отстаем от своих европейских коллег, хотя, конечно, до лидеров в области робототехники – США и Японии – нам еще далеко. В то же время в России есть свои плюсы. Так, в стране много талантливых инженеров, которые умеют решать сложные задачи. В России в целом положительное отношение к роботам и население активно пользуется техническими новинками. Также есть понимание того, что перспективой робототехники станет сочетание промышленной и сервисной робототехники, то есть робототехника будет не только заменять людей, но и помогать им работать.Впрочем, есть и проблемы. Так, в нашей стране низкий уровень доверия всех участников инновационной деятельности друг к другу, отсутствует культура предпринимательства, есть трудности в становлении командной работы. Кроме того, как считает Альберт Ефимов, вузы сегодня учат студентов не тому, что реально нужно. «Мы отмечаем недостаточную подготовку выпускников вузов для сферы робототехники», – подтвердил директор – главный конструктор ЦНИИ РТК Александр Лопота.Поэтому вчерашних студентов приходится существенно «подтягивать» в практическом применении своих знаний. Управление проектом, работа с интеллектуальной собственностью, коммерциализация технологий – это те знания, которые студенты не получают в вузе. А получают они их, судя по опросу, в основном на работе, самообразовываясь и т. д. Прозвучала мысль и о том, что качественные кадры можно готовить только на качественном оборудовании, но не всякий вуз может позволить себе хорошо оснащенную техническую лабораторию. Выходом могло бы стать создание центров коллективного пользования лабораторным оборудованием.С тем, что программы в технических вузах нужно корректировать, согласился и Дмитрий Ливанов. Он пояснил, что иногда образовательные программы и даже квалификация преподавателей отстают от современных требований, поэтому ведущие технические вузы мотивированы на то, чтобы максимально совершенствовать свои образовательные программы, привлекая к ним либо людей, имеющих практический опыт в робототехнике, либо предпринимателей. Помимо того вузы должны выстраивать систему непрерывного обновления технологий, которые, как известно, меняются стремительно.Важный акцент сделал и вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан. В частности, он заметил, что для молодежи важен вектор направления применения знаний, их экономический, социальный эффект. В этом плане у Петербурга есть определенный опыт. Например, как рассказал руководитель робототехнического центра Президентского физико-математического лицея №239 Сергей Филиппов, за несколько лет существования центра в нем создан ряд проектов, с которыми ребята выступили на мероприятиях мирового уровня. Причем почти каждая разработка имеет практическое назначение. Так, ребятами созданы роботы, чистящие статуи в Летнем саду, роботы, срывающие сосульки с крыш, роботы, которые исследуют пещеры, Луну и выручают друг друга в сложной ситуации и т. д. Чтобы проекты были успешными, необходимо предложить детям питательную образовательную среду, которая состоит из многих компонентов: это и учебные пособия, и летние робототехнические лагеря, и открытые состязания для ребят любого уровня. Кроме того, это и повышение квалификации педагогов, ведь без талантливого наставника не вырастет талантливый конструктор. Поэтому на базе существующего в лицее центра уже подготовлено более 300 преподавателей из 30 городов.То, что опыт Петербурга действительно имеет шансы быть растиражированным, отметил и Дмитрий Ливанов. Не случайно заседание совета состоялось именно в городе на Неве, где существуют интересные школы и сосредоточено более 15% вузов страны.К сведениюРобототехника – это наукоемкая отрасль. Так, например, больше трети всех занятых в ней специалистов имеют два высших образования, 44% – научную степень.Санкт-Петербург
Комментарии