search
main
0

Риторика

Обычные любезности

В издательстве “Просвещение” вышло пособие для учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений “Основы риторики: Мысль и слово” (автор А.К.михальская).

Эта книга – учебное руководство по всему курсу риторики. Автор знакомит учащихся с законами риторики, с основами мастерства публичного выступления, с искусством ведения беседы, спора, рассказывает о своеобразии русской риторики.

Теория поясняется в учебнике анализом включенных в текст примеров и таблиц, которые должны служить своего рода образцом для самостоятельного анализа и оценки явлений, фактов и ситуаций собственной и чужой речи.

Очень важны для понимания материалы схемы, помещенные в текстах параграфов и упражнений. Они помогут не только осмыслить теоретический материал, но и овладеть им практически.

В конце каждой главы – вопросы для самопроверки, задания и упражнения. Делать их можно самостоятельно, но проверять результат лучше в классе под руководством учителя, тогда будет легче понять, как со стороны воспринимаются и оцениваются речь и речевое поведение, какое впечатление производят они на окружающих.

Автор уверена, что, изучив курс риторической подготовки, каждый ученик сможет:

* четко, логично и связно думать так, что мысли приобретут отдельность, последовательность, будут выстраиваться в порядке, как войска перед боем, а не натыкаться друг на друга, как люди в толпе;

* понимать потребности аудитории и собеседника, не мучить слушателей, а доставлять им удовольствие;

* научиться конкретным разновидностям речевых действий: сделать доклад, высказать публично и доказать свое мнение, убедить в своей правоте в выступлении или в споре.

Итак, заглянем в одну из глав этой книги.

Как делать комплименты?

Мастерство комплимента – сложная и в то же время интереснейшая тема, важная для каждого человека. Напомним, что в главе 1, рассматривая законы общей риторики, мы пришли к выводу, что речевое общение эффективно тогда, когда его эмоциональным результатом является радость (“закон удовольствия”). Одним из важнейших риторических средств создания этого эмоционального результата служит похвала адресату, выражение одобрения ему. О способах создания публичной, ораторской похвальной речи мы специально говорили в разделе, посвященном эпидейктическому красноречию. Здесь обратимся к искусству комплимента как “малой формы”, особого риторического жанра. Нужно сделать это именно потому, что мастерство комплимента необычайно значимо во всех сферах жизни и общения. Необходимо сделать это, несмотря на то, что в отечественной речевой культуре хороший комплимент почти полностью исчез, а современной риторикой изучен очень мало.

В русской речевой культуре традиция комплимента (лестного, приятного, галантного, любезного замечания, краткой похвалы) сформировалась, безусловно, под влиянием традиции французской (как и само слово “комплимент” – французского происхождения). Во Франции традиция комплимента восходит к куртуазной рыцарской культуре, к творчеству трубадуров средневековья. Интересно, что современные французы считают, что жанр комплимента в основных чертах оказался очень устойчивым, и риторика “нового” французского комплимента до сих пор отвечает средневековым требованиям куртуазии – поклонения прекрасной даме. “Куртуазная любовь – своеобразная игра, правила которой ничуть не изменились со времен рыцарских романов. Они те же даже у Марселя Пруста”, – замечает французский писатель XX в. Клод Мориак.

В средневековой традиции комплимента дама и ее красота понимались как безусловный совершенный идеал, абсолют, лучшее украшение земли, созданное самим Богом из своей собственной красоты. Как ювелир, перебирающий драгоценные камни, средневековый трубадур неторопливо любовался и словесно описывал прелести дамы, используя богатую сокровищницу устойчивых формул и образов. Улыбка четырехсот ангелов не в силах сравниться с улыбкой дамы (трубадур Пейре Видаль). “У ней сверкающие золотом волосы, лучистые глаза, лоб, белизной превосходящий лилию, румяные, как заря (лепестки роз), щеки, красиво очерченный нос, маленький рот, пурпурные губы, руки с длинными тонкими пальцами, изящные брови, зубы светлее серебра” (из лекций проф. Б.И.Пуришева). Само слово трубадур происходит от провансальского trobar – изобретать. Итак, комплимент – это виртуозное изобретение новых и новых вариаций, импровизация на заданную тему с использованием набора условных риторических приемов (гипербола – преувеличение; градация; антитеза; амплификация – украшение) и традиционных средств (устойчивых сравнений и метафор). Среди последних широко использовалась прежде и употребительна даже теперь религиозная и феодальная фразеология. Так, почитатель дамы выступает как ее вассал, раб, пленник; дама строга и неприступна, как осажденная крепость; она путеводная звезда, ангел, мадонна, утешительница скорбящих, майская роза; ангелы на небе ликуют, смотря на нее, и пр.

Теперь обсудим те немногие риторические принципы, которые нужно иметь в виду и использовать, если вы хотите сделать комплимент (мы подразумеваем вовсе не только “хвалу даме”, но и другие речевые ситуации, в которых комплимент может понадобиться). (Вообще же комплимент, пожалуй, – самый трудный риторический жанр, хотя и достаточно распространенный).

1) Мера в риторике комплимента проявляется прежде всего в соразмерности (уравновешенности) искренности (естественности) и искусности похвалы. Не правы те, кто думает, что сделать комплимент – значит быть неискренним, по сути солгать. Ничего подобного: настоящий комплимент требует пристального внимания к адресату, заинтересованного, теплого, неравнодушного отношения к человеку. Взгляните на собеседника по-настоящему внимательно. Есть два подхода, два принципа отношения к людям: “первый состоит в том, чтобы взирать на них критическим оком, – возможно, это справедливо, но сурово, это подход равнодушных. Другой соткан из нежности и юмора; при этом можно видеть все изьяны и недостатки, но смотреть на них с улыбкой, а исправлять мягко и с улыбкой на устах. Это подход любящих” (Андре Моруа. Письма к незнакомке). Заметим: кроме “изьянов и недостатков”, у любого человека имеются достоинства и прелестные, уникальные особенности. Их-то и надо научиться видеть, о них-то и нужно говорить.

Как говорил французский философ Возрождения Мишель Монтень, “если я вижу в других нечто хорошее, я глубоко уважаю это хорошее и очень охотно хвалю его. Нередко я даже преувеличиваю его ценность и говорю не совсем то, что думаю, позволяя себе небольшую ложь; однако выдумывать то, чего не вижу в действительности, этого я решительно не умею. Я охотно сообщаю моим друзьям, что, по-моему, подлежит в них одобрению, и их достоинства в один фут длиной с готовностью растягиваю до полутора футов; но приписывать им те качества, которых у них нет, этого я не могу…” (Мишель Монтень. Опыты: Книга вторая. – Глава XV). “Законы жанра” в области комплимента подразумевают гиперболу, преувеличение, но не дозволяют лжи и равнодушной неискренности. Этим комплимент отличается от лести.

2) Мера в риторике комплимента проявляется и в сбалансированности, уравновешенности, свежести, нестандартности его содержания и известной условности, традиционности формы.

“Похвала трогает, рождаясь как бы невзначай, непроизвольно Нежность в затверженных выражениях раздражает” (Андре Моруа. Письма к незнакомке). Ищите образ, метафору! Не останавливайтесь на банальных фразах вроде: Как вы сегодня хорошо выглядите! Какое у вас красивое платье! Проанализируйте следующий образец: На днях я видел вас в Комеди Франсэз. Ваше одеяние – белое плиссированное платье, перехваченное золотым пояском, делало вас похожей на злосчастного царя Фив. Играли “Царя Эдипа”. Вы были так хороши! (Моруа Андре. Письма к незнакомке).

3) Комплимент, эта уникальная “форма кристаллизации” законов похвальной речи, есть целостная эпидейктическая речь в миниатюре и потому сохраняет все ее основные особенности. Неудивительно, что хороший комплимент очень часто представляет собой непрямое сообщение – содержит намек, загадку, парадокс. Именно этим он вносит свой вклад в гедонистический дискурс и как особая форма игры, развлечения доставляет удовольствие.

Вот пример комплимента такого рода: Будь у вас, сударыня, нос подлиннее, я все равно писал бы сейчас послание к незнакомке. Только эта незнакомка была бы иной. (Моруа Андре. Там же).

Итак, “давайте говорить друг другу комплименты”. Однако будем помнить, что это занятие требует любовного внимания к адресату и изящества, которое диктуется историей и традицией жанра. Изящество же состоит именно в соблюдении меры, т.е. соразмерности искренности и условности, естественности и искусства, свежести смысла и лаконичной, традиционной формы.

Не горячитесь. Спорьте спокойно

Многие русские учебные пособия по риторике давно уже стали библиографической редкостью. С некоторыми учебными руководствами можно познакомиться по единственным уникальным экземплярам – владельческим конволютам, которые даже не выдаются в общие читальные залы и не значатся в общих каталогах библиотек. Именно поэтому появление новой хрестоматии по русской риторике – значительное событие для учителей-словесников и, конечно, тех, кто ведет риторику в школе.

“Русская риторика: Хрестоматия” (автор-составитель Л.К.Г╡аудина) вышла недавно в издательстве “Просвещение”.

В хрестоматию включены фрагменты из наиболее значимых в культурном отношении и необходимых для учителя работ по риторике ХVIII-ХХ веков. Они созданы учеными, которые много думали о великом искусстве слова, об умении доходчиво излагать свои мысли, логично строить текст, аргументированно отстаивать свои убеждения и говорить не только грамотно, но и ярко, выразительно.

Все материалы, включенные в хрестоматию, распределены по четырем разделам: 1. Истоки риторики. 2. Общая теория красноречия. 3. Роды и виды красноречия. 4. О чистоте, благозвучии, ясности и силе слова (русские писатели и ученые ХХ века).

Внутри третьего раздела введены подразделы: 1. Социально-бытовое красноречие. 2. Академическое и лекционное красноречие. 3. Дискутивно-полемическое красноречие. 4. Судебное красноречие. 5. Военное красноречие. 6. Духовное (религиозно-нравственное) красноречие.

Такое размещение отрывков из работ по риторике облегчает пользование хрестоматией, дает возможность быстрее найти нужный материал, увидеть основные направления в развитии риторики как науки и учебной дисциплины в России на протяжении ХVIII-ХХ вв.

Каждый из разделов начинается предисловием информационно-аналитического характера, в котором в лаконичной форме излагаются фактические сведения о публикациях, их авторах и дается необходимый комментарий к ним.

Предлагаем вашему вниманию отрывок из этой книги.

Г. Д. Давыдов

Искусство спорить

и острить

(составлено по сочинениям А.Шопенгауэра и проф. З.Фрейда, 1927 г.)

Когда обмениваются мнениями люди, имеющие различные и твердо установившиеся взгляды на тот или иной предмет, и когда каждый старается отстоять свое мнение, то обмен мнений переходит в спор.

Спор по серьезным и важным вопросам играет огромную роль в науке, в государственных и общественных делах и вообще во всех сторонах нашей жизни. Где нет живого обмена мнений, неизбежным спутником которого является спор, там царит застой.

Спор в большинстве случаев бывает очень полезен для обеих сторон, так как он или исправляет их взгляды и мысли, или подтверждает их, или же вызывает новые.

Правила спора

* Не спорьте о пустяках. Не уподобляйтесь средневековым схоластикам, которые иногда до одурения спорили о том, был у Адама пуп или нет. (Схоластики – последователи схоластической философии, представлявшей соединение греческой философии с учением “отцов церкви”. Начало этой философии относится к IХ веку, а упадок к ХIV-ХV векам. Схоластическим мы называем все сухое, бессодержательное, ставящее форму выше содержания).

* Во время спора не упускайте из виду главных положений, из-за которых идет спор. Иногда случается, что спорящие, не закончив спора об основном тезисе, переходят к другому, имеющему лишь второстепенное значение, а от него к третьему и т.д. В конце концов спор уклоняется в сторону от основного тезиса, и нередко сами спорящие не могут вспомнить, с чего, собственно говоря, начался их спор.

* Никогда не горячитесь, а старайтесь спорить спокойно. Из двух спорщиков, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем окажется тот, кто обладает большей выдержкой, большим хладнокровием, так как мысль его работает спокойно.

* Относитесь с уважением к чужим мнениям. Если вы считаете их заблуждением, то докажите это спокойно, без насмешек и резких выражений.

* Если у вас имеются веские доводы или веские возражения, то не начинайте с них. Приведите сначала другие, не столь веские, но все же верные и убедительные доводы, а в заключение – самый решительный довод.

* Избегайте обоюдоострых доводов. Допустим, что вы сказали: “Да ведь это еще ребенок; к нему нельзя относиться строго”. Противник может ответить: “Именно поэтому и надо его сдерживать, чтобы дурные поступки не вошли у него в привычку”.

* Следите за тем, чтобы в ваших доводах не было противоречия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте