Модернизация московской системы общего образования основывается на стратегических приоритетах развития общего образования Российской Федерации до 2020 года.
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования и методов работы. Приоритетным является деятельностный подход в освоении знаний. Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.С 2015 года московское образование подверглось значительной реорганизации, направленной среди прочего на объединение и укрупнение образовательных учреждений с целью повышения эффективности процесса обучения. Одним из критериев качественной оценки деятельности образовательных организаций являются итоги участия школьников в олимпиадах регионального, федерального и международного уровней, где обучающиеся Зеленограда стабильно показывают высокие результаты. При этом вызывает беспокойство снижение в этом году количества победителей и призеров олимпиад по таким важным для нас предметам, как физика и математика. На результатах олимпиад по экологии, экономике, технологии, информатике часто сказываются именно недостаток практических навыков и знаний и слабая проработка исследовательских проектов.Мы предполагаем, что улучшить ситуацию в данном направлении поможет изменение подходов, форм и методов организации механизмов взаимодействия в системе «школа – вуз – предприятие», сохранив при этом результативные и эффективные наработки.Надо сказать, что в округе постоянно проводится работа по созданию условий для развития у учащихся проектных навыков и компетенций, в том числе инженерной направленности.Департаментом образования города Москвы при взаимодействии с профильными департаментами реализуется ряд комплексных образовательных проектов, таких как «Школа новых технологий», «Курчатовский проект», «Медицинский класс», «Инженерный класс». Проведен конкурсный отбор на соискание статуса «Технопарк» (по итогам конкурса в двух зеленоградских школах будут создаваться станции юных техников). Используя образовавшиеся кадровые и материальные ресурсы, школы проводят межшкольные факультативы, кружки, фестивали, конкурсы. Отдельно хотелось бы остановиться на проекте по развитию инженерного образования.Проект «Инженерный класс в московской школе», стартовавший в 2015 году, объединяет усилия 50 московских школ, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов. Данный проект предполагает и тесное сотрудничество с промышленными предприятиями.В нашем округе ребята посещают предприятия во время экскурсий, где знакомятся с деятельностью предприятий, инженерными профессиями и связанными с ними трудовыми обязанностями. Учреждения высшего образования, с которыми школы работают на договорной основе, разрабатывают образовательные программы по профильным предметам, участвуют в диагностике знаний обучающихся, в повышении квалификации учителей, организуют профильные олимпиады, научно-практические конференции для обучающихся и педагогических работников.Центр технологической поддержки образования обеспечивает комплексное ресурсное сопровождение научно-технического творчества и инженерно-технологического образования. В Зеленограде ЦТПО работает на площадке МИЭТ, на его оборудовании на текущий момент занимаются с преподавателями более 40 учащихся старших классов. Отдельного внимания заслуживает пример окружного социального партнерства по трансляции достижений детей в рамках исследовательской деятельности. Я говорю о ярмарке научно-технических и инновационных идей и проектов молодежи «РИТМ Зеленограда». На протяжении шести лет ярмарка успешно выполняет задачи поиска, экспертизы и сопровождения молодежных инновационных разработок, являясь реально действующим механизмом взаимодействия «школа – вуз – предприятие».В 2015 году проект вышел на новый виток развития, став частью первого зеленоградского фестиваля науки, организованного Межрайонным советом директоров школ при поддержке столичных департаментов, префектуры округа, МИЭТ и ведущих промышленных предприятий. При этом при подведении итогов организаторы единогласно пришли к мнению о том, что в более выигрышной ситуации оказались те работы, по которым было выстроено грамотно организованное сопровождение со стороны вузов и предприятий. Но таких работ, к сожалению, мало. В связи с этим в 2015 году по инициативе Межрайонного совета директоров школ и Корпорации развития Зеленограда впервые организован модульный курс обучения инженерной направленности для учащихся 9-11-х классов. Каждый курс длился около 40 часов и был разбит на три части: теоретическую, проектно-практическую и аттестационную.К настоящему моменту обучение на курсе прошли 150 зеленоградских старшеклассников из пяти школ, по завершении обучения и по итогам аттестации им вручены сертификаты о прохождении курса.С нашей точки зрения, апробация данного курса прошла успешно в рамках сотрудничества «школа – предприятие». Поэтому хотелось бы, чтобы в формируемом механизме подготовки кадров были активно задействованы и базовые кафедры предприятий как в МИЭТ, так и в других технических вузах. Тогда можно рассчитывать, что данная система и будет способствовать повышению качества проектно-исследовательской деятельности учащихся.Надеемся, что инициатива по участию в этом проекте будет подхвачена и другими промышленными предприятиями округа, нуждающимися в молодой смене.Каковы, с нашей точки зрения, перспективные формы совместной работы в рамках развития профильного, в том числе инженерного, обучения детей на ближайшую перспективу?Предлагаем продолжить работу по проведению модульных курсов, в том числе по основам предпринимательства. Проработать вопрос организации сопровождения специалистами предприятий, вузов научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся школ.Организовывать профильные смены в летних оздоровительных лагерях, подведомственных предприятиям, по знакомству с профессиями. А также обращаемся с предложением рассмотреть возможность организации для школьников старших профильных классов летней (в том числе оплачиваемой) практики или стажировки на промышленных предприятиях в рамках развития инженерного профиля. Возможна такая практика и при вузах.Предлагаем подготовить образовательный медиаконтент для школьников и их родителей, с помощью которого можно будет узнать о потребностях предприятий Зеленограда в специалистах технического, естественно-научного профиля и о направлениях их деятельности на текущий период и на перспективу.Таким образом, подготовить успешного выпускника школы, повысить качество профильного обучения возможно, лишь объединив наши совместные усилия, при этом грамотно используя ресурсы столичного региона.Лариса БАЗЫЛЕВА, директор школа №853
Комментарии