Приоритетный национальный проект «Образование» является той вехой, которая может стать переломным моментом в отношении между школой и обществом, образованием и общественностью, между административной системой и общественной. Он может создать условия для превращения образования в фактор социально-экономического развития. В него, с одной стороны, вложены немалые финансовые ресурсы, а с другой стороны, в нем может найти воплощение принцип государственно-общественного управления образованием, который заложен в Законе «Об образовании». Но этого может и не произойти, потому что на пути к тому, чтобы образование стало фактором социально-экономического развития территории, нас подстерегают риски.
Первый риск – риск несовпадения общественной и государственной точек зрения. Государственные структуры, как и бизнес-структуры, вертикально интегрированы, и логика у них административная: все, что не предписано, то не разрешено и запрещено. Общественное построено совсем в другой логике – все, что не запрещено, то разрешено.
Когда встречаются эти две разные логики, то договориться носителям этих логик так же тяжело, как киплинговским кошке с собакой. Государственные чиновники говорят на языке норм, законов, указов, распоряжений, их взгляд направлен сверху вниз с вопросом Герцена: «Кто виноват?» И они ожидают от общественности жаждущего взгляда снизу с вопросом Чернышевского: «Что делать?»
Общественный сектор устроен в большей степени по сетевому принципу, и ему не может быть свойственна административная вертикаль. Общественные социально значимые инициативы вырастают там, где есть свобода выбора и свобода действий.
Второй риск связан с тем, что, даже если власти и общественности в образовании удается договориться, отследить результаты и последствия влияния системы образования на социально-экономическое положение в регионе и территории достаточно сложно. Поэтому и используют федеральные власти для определения качества образования количественные показатели типа ЕГЭ.
Для того чтобы определить влияние образования на социально-экономическое развитие, нужен конструктивный диалог общественности и власти по выбору индикаторов и показателей качества образования.
При этом появляется третий риск – непонимание, разрывы коммуникаций и скрытые или явные конфликты. Разрывы коммуникаций могут возникать по нескольким причинам. Если власть описывает социально-экономическое развитие территорий как развитие некой производственной структуры, имеющей валовой продукт и финансовые потоки, то для общественности важнее определить самоощущения людей, отношения между ними, положение ребенка и учителя в обществе.
Если у власти риск и ответственность связаны с неисполнением установленных законов, норм и правил, то для общественности, как правило, важна ответственность за свои действия перед людьми. И так как социально-культурная ситуация непрерывно меняется, общественные организации высвечивают новые проблемы и тенденции. Поэтому порой чиновнику сложно закрепить за общественной организацией выполнение каких-либо определенных социальных функций.
Эти три риска разногласий между властью и общественностью указывают точки приложения усилия для формирования понимания между властью и общественностью. В принципе преодолеть эту разобщенность можно, если власть и общественность будут обсуждать не перераспределение благ, а возможные общие и персональные риски, пути их предотвращения.
Это, конечно, потребует специфических технологий организации коммуникации, и деятельность фонда «Новая Евразия» как раз и направлена на поиск и внедрение таких технологий.
Владислав РЕДЮХИН, эксперт фонда «Новая Евразия» и программы развития ООН по социальному партнерству
Комментарии