search
main
0

Риск, удача, ответственность. Тема «Предпринимательство»

Предприниматель – это активный агент рынка, формирующий и развивающий рыночные связи. Сегодня на уроке каждый из вас образно попробует примерить на себя костюм предпринимателя.

. Если вы хотите выиграть в конкурентной борьбе, необходимо изыскивать любые возможности, думать, прилагать усилия, поскольку ситуация на рынке меняется быстро, быстро меняются вкусы и потребности потребителя.

После урока вы сможете:

Знания: объяснять, какой вид человеческой деятельности называется предпринимательством; называть качества, которыми должен обладать предприниматель; называть факторы успеха в конкурентной борьбе.

Умения и навыки: составлять бизнес-план; работать в группе, выступать публично; участвовать в дискуссии; выработать советы будущему предпринимателю; выражать свое мнение, применяя ПОПС-формулу – интерактивный метод, который позволяет четко обосновать свое мнение:

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…

О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что…

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например,..

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – …поэтому…

Отношение, ценности, внутренние установки:

Высказать свое мнение о предпринимательской деятельности как элементе рыночной экономики.

Определить свое личное отношение к возможности участия (в будущем) в бизнесе.

Экономический словарь

Гражданская правоспособность – это способность иметь гражданские (имущественные) права и нести обязанности.

Гражданская дееспособность – это способность своими действиями осуществлять имущественные права, исполнять имущественные обязанности.

Правовой статус предпринимателя – совокупность прав и обязанностей, позволяющих ему заниматься предпринимательской деятельностью.

Частные (индивидуальные) предприятия – это предпринимательская деятельность одного человека (или семьи) в сельском хозяйстве (фермерство), торговле, сервисе (прачечные, гостиницы).

Кооперативные товарищества – это предприятия двух или более собственников, которые объединились для выпуска какой-либо продукции или выполнения заказа.

Полное товарищество – это товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по обязательствам всем принадлежащим им имуществом (мастерская по ремонту обуви, ларек, ателье по пошиву одежды…). Прибыли и убытки здесь делятся соразмерно внесенным долям капитала. Но главное – это полная ответственность, то есть отвечают не только имуществом товарищества, но и личным имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество – КТ) – это такое товарищество, в котором наряду с полными товарищами, т.е. лицами, отвечающими неограниченно и своим личным имуществом по долгам товарищества, имеются один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков только в пределах внесенных ими вкладов. Роли в товариществе на вере распределяются следующим образом:

полные товарищи – ведут предпринимательскую деятельность, принимают принципиальные решения, а значит, несут полную ответственность (расплачиваются и своим имуществом);

вкладчики – не могут вмешиваться в деятельность, несут ответственность в пределах своего вклада.

Хозяйственные общества (ООО и АО):

ООО – общество, капитал которого разделен на доли, а его участники несут ответственность только в пределах стоимости своей доли. Участники общества не отвечают по долгам общества своим имуществом. Личное участие его членов не обязательно. Изменение состава участников ООО жестко контролируется. (ООО представлено в среднем бизнесе.)

АО – общество, капитал которого разделен на определенное число акций, а его участники (акционеры) отвечают по его долгам в пределах принадлежащих им акций. Капитал АО разделен на равные доли, оформляемые ценными бумагами – акциями. Выход из АО возможен путем продажи акций. АО бывают открытыми и закрытыми. Акционеры несут риск в пределах стоимости своих акций. Акционеров объединяет одна цель – получение на свои акции дивидендов (часть прибыли АО). АО руководит целая система органов управления: общее собрание, совет директоров, правление, генеральный директор…

Производственный кооператив – объединение граждан для совместной производственной деятельности, основанное на их личном трудовом участии и объединении паевых взносов. Отношения здесь строятся по принципу равенства. Независимо от того, какой по размерам внесен пай, член кооператива имеет один голос. Главное – личное участие, а не капитал. Прибыль распределяется по труду, а не по размеру пая, как в товариществе. Ответственность же по долгам кооператива дополнительная: она кратная паю (устанавливается уставом кооператива).

Маркетинг – система управления производственной и сбытовой деятельностью, основанная на комплексном анализе рынка и направленная на решение проблем реализации продукции путем целенаправленного формирования спроса на продукцию и услуги.

Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств, форм управления производством, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей.

Конкуренция – экономическое соперничество между предпринимателями за выгодные условия на рынке товаров и услуг и получение прибыли.

Статус индивидуального предпринимательства

Нужно иметь:

1) имя;

2) место жительства;

3) быть правоспособным;

4) быть дееспособным (предпринимательской деятельностью можно заниматься с 16 лет);

5) возникает с момента регистрации;

6) дает право нанимать работников;

7) дает возможность за рассмотрением споров обращаться в суд;

8) позволяет в необходимых случаях признать банкротом;

9) дает возможность работать на платной основе;

10) дает возможность передавать имущество по наследству.

Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности

А. Начинаете ли вы дело по собственной инициативе?

1. Я все делаю сам, никому не приходится меня подталкивать.

2. Если кто-нибудь помогает мне начать, дальше все идет хорошо.

3. Тише едешь, дальше будешь. Пока можно, я не трогаюсь с места.

Б. Как вы относитесь к людям?

1. Я люблю людей и могу поладить почти со всеми.

2. У меня много друзей. Мне больше никто не нужен.

3. Большинство людей меня раздражают.

В. Можете ли вы быть руководителем?

1. Я могу увлечь за собой многих людей, когда начинаю какое-нибудь дело.

2. Я могу отдавать приказания, если кто-нибудь мне говорит, что надо делать.

3. Я предпочитаю, чтобы кто-нибудь другой был движущей силой. Тогда я присоединяюсь, если у меня есть желание.

Г. Умеете ли брать на себя ответственность?

1. Мне нравится брать на себя ответственность и доводить дело до конца.

2. Я возьму на себя ответственность, если придется, но предпочитаю, чтобы это делал кто-нибудь другой.

3. Всегда найдется какой-нибудь энергичный человек, который захочет выглядеть умником. Я с удовольствием предоставлю ему возможность отвечать за дело.

Д. Хороший ли вы организатор?

1. Прежде чем взяться за дело, я люблю составить план. Обычно именно я разрабатываю последовательность действий, когда группа собирается приступить к чему-либо.

2. У меня все идет нормально, если ситуация не очень сложна. Но стоит возникнуть проблемам, я все бросаю.

3. Когда у меня уже все налажено, может возникнуть ситуация, создающая слишком много проблем. Тогда просто плыву по течению.

Е. Способны ли вы принимать решения?

1. При необходимости могу быстро. И обычно они оказываются правильными.

2. Могу, если у меня для этого много времени. Когда же мне приходится принимать решения очень быстро, то потом оказывается, что оно было неверным.

3. Мне не хотелось бы оказаться в ситуации, когда мне придется что-то решать.

Ж. Могут ли люди доверять вашим словам?

1. Конечно, могут. Я всегда говорю именно то, что имею в виду.

2. Я почти всегда стараюсь быть на уровне, но иногда говорю то, что в какой-то ситуации сказать легче.

3. Зачем беспокоиться, если собеседник не знает, правду ли я говорю или нет.

З. Держите ли вы свое слово?

1. Если я решу что-то сделать, меня ничто не остановит.

2. Обычно я заканчиваю то, что начал, если все идет хорошо.

3. Если у меня не сразу получается, я все бросаю. Зачем ломать себе голову?

Инструкция. Если большинство ваших ответов совпадает с первыми, вы, вероятно, обладаете теми качествами, которые необходимы для успешного руководства предприятием. Если нет, то у вас могут возникнуть трудности, и вам следует подумать о партнере, который бы компенсировал ваши слабые стороны. Если большинство ваших ответов совпадает с третьими, то даже хороший партнер не поможет вам преодолеть выявленные недостатки.

Ход урока

Обратимся к основному понятию темы урока «предпринимательство». В международной практике предпринимательство принято называть бизнесом.

Формулирование определения

1. Любая деятельность, нацеленная на получение прибыли, любое предприятие, производящее товары и услуги.

2. Это инициативная деятельность граждан и организаций, направленная на систематическое получение прибыли и основанная на их самостоятельности, ответственности и риске.

3. Это деятельность, соединяющая человеческие, природные и капитальные ресурсы в процессе производства товаров и услуг.

Успех предпринимательской деятельности зависит от конкурентоспособности.

Как выиграть в конкурентной борьбе?

Что нужно учитывать предпринимателю?

На что обращать внимание?

Чему придавать важное значение? (мнения учащихся)

Вывод

I. Выиграть – это посмотреть на свой товар глазами потребителя, придать этому товару такие качества, которые привлекут покупателя.

Нужно знать потребителя.

Задание. Самой распространенной школьной принадлежностью является ручка. Покажите, какие у вас ручки. Как можно изменить ручку, чтобы потребитель обратил внимание только на вашу ручку? (Работа в группах и объявление результатов.)

II. Следует учитывать и другой важный фактор – особенности и традиции рынка, на котором вы собираетесь работать.

Изучать образовательные, национальные, религиозные и культурные особенности потребителя на том рынке, где вы собираетесь реализовывать свои товары. Как называется наука, которая занимается подобными исследованиями? Маркетинг (обратите внимание на экономический словарь).

Когда привезли куклу Барби в Японию, она не пользовалась спросом. Почему? Кукла Барби – это блондиночка с высокой грудью и длинными стройными ногами. Провели опрос покупателей. Выяснилось, что внешние данные куклы не соответствуют японским стандартам. Когда кукле Барби придали вид, соответствующий маленькой японочке, спрос на куклу увеличился.

В 70-х годах японцы очень увлекались путешествиями. Один предприниматель решил воспользоваться этим обстоятельством и продать японцам крупную партию больших чемоданов. Он думал, что человек, который любит путешествовать, должен пользоваться вместительными чемоданами. Время показало, что чемоданы других поставщиков покупают, а его товар остается непроданным. В чем причина? На перроне железнодорожного вокзала в Токио он понял, в чем дело. Японцы маленькие, чемоданчики у них маленькие, а его чемоданы были величиной с японца. Конечно, никто такие чемоданы не покупал. Только после того, как он заменил чемоданы на меньшие по размеру, его товар стал пользоваться спросом.

III. Привлечение потребителя зависит от качества и условий обслуживания.

Американская компания «Сэйфуэй» превзошла по размеру и объему продаж известную компанию «Эй & Пи» (А & Р), имеющую крупную сеть супермаркетов в Соединенных Штатах.

Она обновила интерьер торговых залов, создала приятные запахи, в центре магазина поставила рояль, на котором пианист во фраке исполнял классическую музыку. Также была предоставлена пожизненная гарантия на приобретенный товар.

Это позволило компании увеличить объем продаж в 1,5 раза, заработную плату продавцам и добиться на рынке огромного успеха.

Какая наука рассматривает вопрос о том, каким образом должно быть организовано производство, чтобы повысить эффективность производства и увеличить прибыль? Менеджмент (экономический словарь)

Вывод. Если вы хотите выиграть в конкурентной борьбе, необходимо изыскивать любые возможности, думать, прилагать усилия, поскольку ситуация на рынке меняется быстро, быстро меняются вкусы и потребности потребителя.

Успех предпринимательской деятельности зависит и от того, насколько четко вы продумали, каким образом будет организовано ваше дело, чтобы оно приносило реальную прибыль.

Предположим, вы решили открыть кафе. Что вам для этого понадобится? Какие средства?

Арендовать, купить или построить помещение; закупить все необходимое оборудование, мебель, продукты, напитки, посуду, салфетки и пр.; нанять работников: бармена, повара, официантов, уборщиков; сделать рекламу своему заведению.

Деньги, которые пойдут на эти цели, и будут вашими затратами.

Теперь кафе работает и начинает приносить вам доход – деньги, которые посетители заплатят за ваши услуги. В какой-то момент сумма полученных вами доходов сравняется с затратами, которые вы сделали, а потом станет еще больше. С этого момента ваше кафе начинает приносить прибыль. Вам и в дальнейшем придется делать различные затраты: покупать продукты; платить за воду, газ и электричество; делать ремонт в вашем кафе; платить зарплату вашему персоналу.

Разница между доходами и затратами называется прибылью, естественно, только в том случае, если она положительна. Если же разница отрицательна, то она называется убытками.

Именно желание получить прибыль заставляет предпринимателя идти на риск. Он вкладывает средства в надежде вернуть больше, чем затратил, и либо выиграет, либо терпит поражение.

Прибыль является вознаграждением удачливым бизнесменам за тот риск, который они берут на себя при ведении дела.

Некоторые предприниматели закладывают в банке квартиру, получают деньги, вкладывают их в дело, но не обязательно это вложение приносит прибыль. Эти люди очень многим рискуют.

Таким образом, прибыль – это вознаграждение дальновидным, расчетливым и удачливым бизнесменам за тот риск, который они несут при ведении дела.

Какие выводы мы с вами можем сделать о том, легко ли стать предпринимателем и достаточно ли одного только желания или же нужно обладать каким-то особым даром?

Методом мозгового штурма назовите качества предпринимателя?!

(Записываю на доске, ранжирую – 3 наиболее значимых качества.)

При достижении своей цели (получение прибыли) предприятия несут социальную и этическую ответственность перед людьми, работающими на этом предприятии, потребителями его продукции (или услуг), поставщиками (сырья, полуфабрикатов и т.д.), государством и всем обществом в целом. А также за ту прибыль, которую оно получает, поскольку существуют различные пути ее получения.

Более пятидесяти лет назад председатель одной компании сказал: «Предприятие должно давать отчет о своей деятельности не только в бухгалтерских книгах, но также и перед обществом».

Действительно предприятия несут ответственность за свою продукцию.

Пример

В США был такой случай: одна старушка пошла погулять с собачкой, был дождь – собачка намокла. Старушка, вернувшись домой, засунула собачку подсушиться в микроволновую печь. В результате собачка погибла. Старушка подала на компанию в суд и выиграла судебный процесс. С тех пор в инструкциях на изделия появилась запись, что за применение изделия не по назначению производитель ответственности не несет.

Только когда человек ведет свой бизнес честно и этично, он может завоевать непоколебимую репутацию честного партнера и сильного конкурента.

Среди вас есть те, кто может попробовать себя в бизнесе, а значит, должен научиться планировать предпринимательскую деятельность.

Итак, рассмотрение каких вопросов необходимо включить в бизнес-план? (Запись на доске). Вы можете воспользоваться предложенной структурой, чтобы составить бизнес-план вашего предприятия.

1. Представление фирмы – название, форма организации, направление деятельности, юридический адрес и руководство.

2. Определение ниши рынка, т.е. доказательство наличия неудовлетворенной в настоящее время общественной потребности в конкретных товарах или услугах, которую данная фирма хочет и в состоянии удовлетворить с выгодой для себя.

3. Определение всех связей, поставщиков, смежников, партнеров, которых фирма собирается на конкретных условиях привлекать к осуществлению своего бизнеса.

4. Какое оборудование, технология будут задействованы фирмой для выполнения данного проекта в первый год работы?

5. Какие трудовые ресурсы будут необходимы для данной работы?

6. Каким образом и где фирма собирается сбывать произведенную продукцию, в каком количестве и по каким ценам?

7. Финансовый расчет на получение прибыли.

Обсуждение статуса предпринимателя

Существует утверждение, что предпринимательство – это дело молодых. Предлагаю выдвинуть аргументы «за» и аргументы «против» и обосновать их с помощью ПОПС-формулы.

В бизнесе есть место всем: старым и молодым, мужчинам и женщинам, людям со специальным образованием и еще не окончившим школу. Пятнадцатилетние американские школьники – оба по имени Леопольд – Годовский и Манес заинтересовались возможностью создания цветной фотографии. За 25 лет совместной работы они сумели запатентовать 40 изобретений, на основе которых родилось и получило с их помощью распространение цветное фото.

Бедная вдова Лена Брайант зарабатывала на жизнь шитьем платьев. Свой бизнес она сделала, научившись шить женскую одежду особого фасона, скрывающую изменение фигуры у будущих матерей. Оборот ее предприятия составил 50 миллионов долларов.

Другой американке – Пет Ньютон – помог создать свое дело ее высокий рост. Вначале она научилась шить платья по своей нестандартной фигуре. А когда ей это удалось – открыла предприятие, ставшее вскоре процветающим.

Немногие годы экономической свободы в нашей стране дали множество примеров успешного бизнеса. Широкую известность получил один из первых российских миллионеров А. Тарасов (однофамилец другого популярного бизнесмена Артема Тарасова). Владелец фирмы «АЛИСА» Г. Стерлигов предложил даже открыть клуб миллионеров. Миллиардер Илюмжинов стал президентом Калмыкии и успешно развивает там бизнес. Стал бизнесменом и космонавт Леонов – ныне президент процветающей компании «Альфа Капитал». Есть примеры удачного издательского бизнеса, успешной книжной торговли, прибыльных внешнеэкономических связей.

Акционерными обществами стали АвтоВАЗ и универмаг «Охотный ряд» в Москве, крупнейшие магазины «Гостиный двор» и «Пассаж» в Санкт-Петербурге, появились сотни тысяч частных кафе и столовых, парикмахерских и торговых лавок. Появились даже частные банки и гимназии, самолеты и кинотеатры. Все это первопроходцы отечественного бизнеса.

Какие советы вы дали бы будущим предпринимателям?

Ольга СЕВЕРИНА, учитель истории и обществознания, Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте