search
main
0

Риск – признак некомпетентности. Курсы повышения квалификации и стажировки отлично влияют на качество введения стандарта

Желание гордиться качеством образования, которое дети получают в школе, стало главным импульсом для проведения глубоких системных изменений в отрасли. Московская область – один из первых базовых регионов Российской Федерации, на территории которого прошла апробация нового государственного стандарта начального образования. По словам исполняющего обязанности ректора Педагогической академии последипломного образования Эммануила БАГРАМЯНА, эта работа осуществлялась в соответствии с приказом регионального Министерства образования «Об организации и координации деятельности апробационных площадок федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения (начальная школа) в Московской области». Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Министерством образования и науки РФ в октябре и зарегистрированный в Минюсте, в декабре 2009 года взял старт в Подмосковье.

– Эммануил Робертович, 28 июля 2009 года был издан приказ министра образования Московской области  о поэтапном введении федеральных государственных образовательных стандартов.  В соответствии с ним рабочей группой разработаны программа и план. Это намного облегчило введение стандартов в практику?- В поэтапном введении стандарта приняли участие 140 муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области. В этих школах вводились его отдельные компоненты – требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; требования к условиям реализации основной образовательной программы начального образования; требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и система оценки достижения планируемых результатов. В декабре 2009 года министр образования Московской области Лидия Николаевна Антонова инициировала создание Регионального научно-методического центра содержания образования на базе Педагогической академии последипломного образования. Этот центр осуществляет свою деятельность по трем основным направлениям: научно-методическое сопровождение введения ФГОС в образовательных учреждениях области, мониторинг педагогического образования и научно-методическое сопровождение единого государственного экзамена.- Программа, разработанная специалистами Регионального научно-методического центра содержания образования, учла результаты работы неких пилотных институциональных площадок?- Безусловно. Такая апробация прошла в 2008-2009 учебном году. Для сопровождения перехода общеобразовательных учреждений области на ФГОС начального общего образования было обеспечено выполнение нескольких условий:    информационных – через ознакомление педагогической общественности с основными тенденциями развития современного образования, ключевыми задачами и новыми результатами образования;     научно-методических – через подготовку педагогических работников к реализации стандарта и повышение их квалификации;    организационных – благодаря созданию на региональном уровне проблемных групп по сопровождению введения ФГОС второго поколения и ресурсных центров на базе школ – участников апробации.В основу программы был положен план по сопровождению введения стандарта, который включает в себя педагогическое и научно-методическое сопровождение его введения.- Как вы считаете, что именно необходимо было разъяснять педагогам для того, чтобы нововведение претворить в жизнь наиболее безболезненно?- В первую очередь это освоение идеологии нового стандарта, структуры и содержания основных его документов, новой системы требований к оценке итогов образовательной деятельности учащихся, принятие современных педагогических стратегий обучения детей.Нами было организовано педагогическое сопровождение руководителей и учителей тех школ, которые внедряют новые стандарты в начальной школе. Эта работа включает в себя курсовую подготовку по темам «Федеральный государственный образовательный стандарт: требования  к структуре основных образовательных программ» и «Особенности реализации и педагогические условия введения ФГОС второго поколения в начальной школе».Научно-методическое сопровождение осуществлялось через проведение конференций, «круглых столов» и проблемных семинаров, совещаний, выразилось в разработке программ и их экспертизе, анкетировании учителей начальных классов. В них участвовали специалисты  различных категорий работников образования.- И с 1 сентября 2010 года 97  подмосковных школ приступили к работе по новому стандарту. Получилось?- Прежде чем были отобраны эти 97 школ, нами был проведен мониторинг на соответствие их стартовых условий требованиям ФГОС, а именно: в образовательном учреждении имеются необходимые условия для реализации внеурочной деятельности учащихся (школа работает в одну смену, или образовательные учреждения имеют дополнительные помещения, или обеспечена интеграция учреждений общего и дополнительного образования); в библиотечном фонде учебных заведений в достаточном количестве имеются учебники 2008 года издания с грифом «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».Кроме того, в регионе была разработана система научно-методического сопровождения пилотных образовательных учреждений, приступивших к работе по новому стандарту в 2010 году. Наиболее значимым этапом в этой работе стало создание региональной рабочей группы тьюторов по введению стандарта. В состав этой группы вошли работники образования самых разных категорий – от учителя начальных классов до директора муниципального учебно-методического центра. Главной их задачей служит консультативное и информационное сопровождение образовательных учреждений, мониторинг процесса внедрения стандарта в конкретной школе, лицее, гимназии, корректировка этого процесса и методическая поддержка. В  рамках научно-методического сопровождения введения ФГОС начального общего образования научно-педагогическим коллективом Педагогической академии:    разработаны требования к программе формирования универсальных учебных действий в начальной школе;    разработаны методические рекомендации к организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области;    разработаны методические рекомендации к основной образовательной программе образовательного учреждения Московской области;    разработана экспертная карта «Экспертиза готовности образовательных учреждений Московской области к введению ФГОС»;    проведена экспертиза готовности образовательных учреждений Московской области к введению ФГОС (97 образовательных учреждений);    разработана экспертная карта для анализа ООП образовательных учреждений Московской области;    разработана форма календарно-тематического планирования к предметным программам образовательных учреждений Московской области;    разработана форма календарно-тематического планирования внеурочной деятельности образовательных учреждений Московской области;    разработан и утвержден проект сборников типовых задач по формированию УУД в начальной школе;    ведется работа по составлению сборников типовых задач по формированию УУД в начальной школе;    проведены выездные проблемные семинары «Введение ФГОС начального общего образования в Московской области».  В течение 2010 года в Педагогической академии были организованы курсы повышения квалификации для учителей и руководителей образовательных учреждений Московской области по вопросам введения ФГОС нового поколения. Учителя начальных классов прошли курсовую подготовку по ФГОС в объеме 72 часов, директора и их заместители – 36 часов.- Что дал законопроект «О внесении изменений в Закон Московской области «О финансовом обеспечении реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в Московской области за счет средств бюджета Московской области», утвержденный постановлением правительства региона?- Он предусматривает дополнительные нормативы расходов стандартной стоимости педагогической услуги для первых классов в учреждениях, осуществляющих обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Выделены дополнительные 10 часов в неделю на внеурочную деятельность. Данные нормативы выше действующих на 20 процентов. Это означает, что с 1 сентября 2011 года во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях  будут учтены дополнительные 10 часов в неделю на внеурочные занятия для первых классов муниципальных общеобразовательных учреждений.Расходы на реализацию данного направления расходования субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общего образования на 4 месяца 2010 года составляют и учтены в бюджете – 11,2 млн рублей, 209,1 млн рублей предусмотрены в прогнозе бюджета Московской области на 2011 год.Кроме того, в регионе накоплен определенный опыт организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, определены ее основные модели: школа полного дня, интеграция дополнительного и основного образования, самообеспечение образовательного учреждения (когда всю внеурочную деятельность ведут педагоги данной школы). Программы внеурочной деятельности направлены на реализацию различных направлений развития и воспитания младших школьников: спортивно-оздоровительного, художественно-эстетического, научно-познавательного, военно-патриотического, общественно полезной деятельности. Наиболее перспективной в качестве направления внеурочной деятельности зарекомендовала себя проектная деятельность учащихся. Ее универсальная структура позволяет реализовывать содержание всех остальных направлений. – Но организация проектной деятельности школьников требует разработки особых программ?- А это к тому же требует от педагогов специальных знаний и умений. Внеурочная деятельность может быть реализована в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. В целях реализации государственных полномочий по обеспечению учащихся общеобразовательных учреждений в Московской области учебниками и учебными пособиями с 1 января 2011 года планируется увеличение расходов на учебники и учебные пособия с 300 рублей до 400 рублей на 1 учащегося в год. Общий объем расходов на 2011 год – 246,8 млн рублей (или дополнительно – 62 млн рублей) предусмотрен в прогнозе бюджета Московской области на 2011 год. – Складывается впечатление, что новые требования к школе стали весьма широкомасштабной акцией…- Более того, в целях снижения уровня рисков при внедрении стандартов, совершенствования процессов создан  межрегиональный совет Тверской и Московской областей по введению той его части, которая касается начального общего образования. Он и координирует деятельность, и обеспечивает информационное, организационное и научно-методическое взаимодействие по вопросам введения федерального стандарта. В течение следующего года предлагается проведение стажировки специалистов Педагогической академии Московской области и региональных институтов усовершенствования учителей, что положительным образом  скажется на качестве введения стандарта начального образования в наших регионах. Мы планируем в течение текущего учебного года провести «круглые столы», научно-практические конференции с привлечением специалистов Российской академии образования по вопросам организационно-методического сопровождения введения стандарта в начальной школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте