…Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель
Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья. Сегодня на физическом ринге встречаются две замечательные команды. Приветствуйте команду 9-го “А” класса “Электроники” и команду 9-го “Б” класса “Ньютоны”. Нам будет также помогать в судействе компетентная экспертная группа в составе учителя физики и учителя математики. Наш поединок будет состоять из 6 этапов.
1-й этап. Команды получают карточку со словом “динамика”. За 4 минуты команды должны составить с этим словом кроссворд. Конечно, все вопросы должны быть связаны с физикой. Экспертная группа оценивает количество слов, вопросов и оригинальность кроссворда. За каждое слово команда получает по 1 очку; за оригинальные вопросы добавляется очко.
А пока команды готовятся, мы предлагаем всем болельщикам и гостям вечера викторину: первый правильно ответивший на вопросы викторины получает приз. На доске вывешиваются 3-4 портрета великих ученых. Зрителям необходимо записать на листочках не только имена этих ученых, но и область, в которой известен этот человек.
Мы предлагаем следующих ученых: Г. Галилей, Архимед и Д. Бернулли. (Ответ: а) Галилео Галилей изготовил телескоп – рефрактор, с помощью него открыл 4 спутника Юпитера, горы на Луне и пятна на Солнце. Им впервые был сформулирован первый закон механики – закон инерции и т.д.; б) Архимед написал трактаты “О равновесии плоских фигур” и “О плавающих телах”; в) Даниил Бернулли, основная работа в области механики “Гидродинамика”).
2-й этап. Команды получают следующее задание. В карточке написано одно явление и один закон, с помощью мимики, жестов, инсценировки учащимся нужно показать эти законы и явления. Побеждает та команда, у которой это получится оригинальней и точнее.
Приблизительные задания: I закон Ньютона, трение; закон Гука, инерция.
Пока команды готовятся, провожу викторину с болельщиками и зрителями. На доске или бумаге записаны в виде формул законы, необходимо быстро написать название этих законов и сдать экспертной группе. Тот из болельщиков, кто сделает это быстро и правильно, получит приз.
a = F / m –
F = G * m1 * m2 / R
F = – k * l
I = U / R
F12 = – F21
F1 / F2 = S1 / S2
m1v1 + m2v2 + …+ m3v3 = const
3-й этап. Ведущий: Сегодня к нам в гости прибыл английский ученый, создатель классической теории механики. Его научные работы относятся к механике, оптике, астрономии, математике. Используя законы этого ученого, производят расчеты траекторий полетов космических кораблей. Так кто же прибыл к нам в гости? Выходит Исаак Ньютон: Меня просили рассказать мою биографию. Но что рассказывать, если многие из вас ее хорошо знают. Поэтому я решил, что обо мне вы расскажете больше. А с собой я захватил кое-какие предметы. (Достает и кладет на стол яблоко, несколько небольших камешков, монеты, зеркало). Я буду вам показывать предмет, а вы мне расскажете, какие биографические факты связаны у меня с этим предметом.
Начнем с яблока. Ответ: однажды сэр Исаак пил чай под тенью нескольких яблонь. Тогда ему впервые пришла мысль о тяготении. Почему яблоко всегда падает отвесно? Должна существовать притягательная сила материи, сосредоточенная в центре Земли.
Немного посложнее, монеты. Ответ: в 1699 году Ньютон становится директором Монетного двора.
Камешки. Ответ: Ньютон рассмотрел вопрос о том, что, чем больше скорость бросания тела (камешка), тем дальше от подножия башни упадет тело. Но можно бросить тело с такой скоростью, что оно не упадет на Землю, а будет двигаться вокруг нее по окружности. Эту скорость и назвали 1-й космической скоростью.
Зеркало. Ответ: в 1668 году изготовил первую модель телескопа-рефлектора, в этом телескопе, помимо линз, использовались зеркала.
Таким образом, команда, которая правильно ответила на вопрос ученого, получает 2 балла. Пока эксперты подводят итоги 3 конкурсов, ведущий предлагает болельщикам викторину.
На цену входит маг и волшебник. На столике готовы необходимые приборы и материалы.
Волшебник: Я сейчас вам покажу опыты. Ваша задача, достопочтимые гости и уважаемые болельщики, объяснить эти опыты. Тот человек, который даст правильное объяснение фантастических опытов получит от меня приз.
Опыт 1. К одной из клемм электрофорной машины подсоединен султанчик. При вращении рукоятки машины лепестки расходятся. Ответ: лепестки заряжаются одноименно и поэтому отталкиваются.
Опыт 2. В пробирку кладут лед и заливают его водой. Начинают нагревать ее, но не снизу, как обычно, а сверху, около горлышка. Вода быстро закипает, а на дне остается нерастаявший лед. Ответ: вода обладает очень плохой теплопроводностью, поэтому нагреваются только верхние слои.
Опыт 3. Волшебник берет два одинаковых листочка и держит их так, чтобы они были параллельны друг другу. Затем начинает дуть между ними, листочки начинают сближаться. Почему? Ответ: сближение листов происходит вследствие понижения статического давления между ними.
4-й этап. К этому конкурсу команды готовятся заранее. Каждой команде предлагается составить 3 вопроса по механике. Во время поединка каждая команда задает вопрос соперникам. Эксперты оценивают как правильность ответов на вопросы, так и оригинальность.
5-й этап. Командам до конкурса дается возможность выбрать и подготовить песню, в которой встречались бы физические термины или явления. Соперники должны определить эти термины. Команда, которая правильно определит термины и определения, получает 4 балла, вторая команда – 2 балла.
6-й этап (заключительный).
Ведущий: Наши эксперты подвели итоги 5 этапов. Время подошло к заключительному конкурсу. Я буду задавать вам вопросы. Капитаны команд поднимут руки, если команда знает ответ на вопрос. Отвечает та команда, капитан которой раньше поднял руку. На обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд, если команды не находят за это время ответа, вопрос передается болельщикам. Руку можно поднимать только после слова “Время”.
Вопросы: 1) Кому из ученых принадлежит высказывание: “Человек не имеет крыльев, он в 72 раза слабее птицы… Но… он полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума”. Русский ученый, являющийся основоположником русской авиации. Ответ: Николай Егорович Жуковский. 2) Четырехлетняя Маша долго старалась, но не смогла нарушить покой спящего папы и спихнуть его с кровати на пол. Какая сила уравновесила Машины старания? Ответ: сила трения покоя. 3) Из романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”: “- Нет, – ответила Маргарита, – более всего меня поражает, где все это помещается. Она повела рукой, подчеркивая этим необъятность зала.
– Самое несложное из всего! – ответил он (Коровьев). – Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных размеров”.
Существует ли пятое измерение пространства? Назовите основные свойства пространства. Ответ: пятого измерения не существует в нашем реальном мире; основные свойства пространства: трехмерное, непрерывное, бесконечное. 4) Что называется весом тела? Ответ: Вес тела – это сила, с которой тело давит на опору или действует на подвес. 5) Что означает слово “механика” в переводе с греческого языка? Ответ: орудие, сооружение. 6) Где сила тяжести больше: на поверхности Земли или на поверхности Луны? Ответ: на Земле. 7) Печальный дядя Боря забрел в магазин и рассеянно попросил взвесить один Ньютон сосисок и два Ньютона повидла. Вычисли, какова общая масса дядибориной покупки. Ответ: примерно 300 грамм, если g = 10 Н/кг. 8) Из романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита”:
“- Мессир, тревожно-фальшивым голосом отозвался кот, – вы переутомились: нет шаха королю!
– Король на клетке Г-2, – не глядя на доску, сказал Воланд”.
Какую систему координат мы используем при игре в шахматы? Приведите примеры, где мы используем подобную систему координат. Ответ: двухмерную: например, географическая карта, на плоскости. 9) “Как аукнется, так и откликнется” – это народная формулировка одного из законов физики. Дайте научную трактовку этого закона. Ответ: силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. Это III закон Ньютона. 10) В каком случае идти по скользкой дороге легче: если вы нагружены поклажей или идете налегке? Ответ: Конечно, когда нагружены, так как увеличивается сила трения.
После этого этапа подводим итоги всех викторин и поединка между двумя командами. Победителей награждаем призами.
А.И.СЕМКЕ,
учитель физики
Комментарии