search
main
0

Резюме ребенка. Портфолио – история и траектория развития ученика

​Слово «портфолио» сегодня одно из самых распространенных в образовательной практике, причем знают его уже даже младшеклассники. Какова его роль в жизни ученика, что должно входить в портфолио, кто и как его должен формировать? Будет ли осуществляться перевод портфолио в баллы и станет ли оно дополнением к ЕГЭ? Обо всем этом шел разговор на «круглом столе» «Портфолио как способ оценки достижений», который состоялся в «Учительской газете» в рамках «Дискуссионного клуба».

В обсуждении участвовали представители Министерства образования и науки РФ, научные сотрудники институтов развития образования, заместители директоров школ, учителя и даже ученик 8-го класса и его отец. Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты»:- Портфолио – изобретение не ХХI века. Ведь в переводе это слово означает  пакет важных документов. Сейчас мы понимаем, что портфолио ученика – это новый способ фиксировать его личные достижения.Нам бы хотелось сегодня поговорить о том, насколько прививается эта новая форма оценивания успехов ребенка в нашей школе. Что происходит с момента ее введения?  Есть положение о портфолио, где написано, что должно в него входить. Все ли здесь выстроено в том виде, в каком это необходимо для ученика? Нужны ли какие-то образовательные стандарты для этого? Благодаря портфолио и родители могут узнать о способностях и интересах своих детей. Проблема важная, потому что ЕГЭ не является единственной формой оценивания результатов работы ученика.Хотелось бы понять: портфолио – это мода или необходимый механизм оценивания успехов ученика? Усложнило ли это работу учителя, классного руководителя? Насколько приемлема эта форма? Поможет ли портфолио развитию ребенка? Станет ли портфолио дополнением к ЕГЭ?Федор ФИЛИППОВ, учитель школы №18, Москва: – Хотелось бы услышать, что думает по этому поводу восьмиклассник Дима.Дмитрий РЕЗНИКОВ, ученик 8-го класса средней школы №1415: – Последние пять лет я активно занимаюсь исследовательской деятельностью. В моем понимании это набор грамот, которые подтверждают мое участие в олимпиадах. Но портфолио никак не отражается на моей деятельности, не является стимулом. Это мое хобби. Считаю, что портфолио мало кому нужен.Ирина ДИМОВА: – Из ответа Дмитрия возникает новый вопрос: насколько востребован портфолио в школе? Кому это нужно? Может быть, учителю для отчета о своих достижениях?Галина СКВОРЦОВА, начальник отдела Департамента общего образования Минобрнауки России: – История введения портфолио ученика в наших школах как формы накопительной оценки ведет свой отсчет с 2002 года. Это было связано с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Концепцией предполагалось наряду с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов учитывать их различные достижения по исполнению проектов, написанию рефератов, творческих работ, участию в олимпиадах, конкурсах. Для этого предлагалось предусмотреть определенную форму, позволяющую объективно оценить уровень готовности выпускника к продолжению образования по тому или иному профилю. Введение портфолио создавало основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу. Для реализации концепции и внедрения в практику портфолио министерством было издано методическое письмо, которое носило рекомендательный характер. В нем школам рекомендовалось использовать портфолио индивидуальных учебных достижений в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников 9-х классов при комплектовании 10-х классов наряду с результатами государственной (итоговой) аттестации.С учетом этих рекомендаций портфолио активно внедрялся на разных уровнях: региональном, муниципальном, уровне школы. Сегодня из 78 регионов, представивших свой опыт мониторинга учебных и внеучебных достижений школьников, 31 такой мониторинг осуществляют на постоянной основе. В остальных регионах такая система создается. Это используется для оценки деятельности учителя, для определения рейтинга школ, для присуждения грантов одаренным детям. Здесь нет обязательных нормативов. Каждый регион создает свою систему.Работу с портфолио можно представить  в виде треугольника. Основание  – это уровень образовательного учреждения,  включающий большое количество разнообразных показателей, которые разрабатываются и используются администрацией школы, учителями, учениками, родителями в различных целях.  В портфолио включают не только свидетельства детей о личных достижениях (грамоты, дипломы), но и их работы, отзывы. Портфолио нужен ребенку, чтобы  отмечать, в чем он наиболее успешен,  развивать свои способности и строить свое индивидуальное образование. Для школы это важно, чтобы разработать собственную образовательную программу, включая профили обучения, систему дополнительного образования и внеурочной деятельности.Вместе с тем следует отметить, что иногда объем собираемых школой сведений настолько превышен, что это вызывает недовольство родителей, учителей. Зачастую бремя собирания портфолио ложится на их плечи. Портфолио становится дополнительной нагрузкой, в том числе и для самого ребенка.Объем показателей портфолио существенно уменьшается на региональном уровне. Например, в республиках Алтай, Башкортостан, Мордовия, Пермском и Красноярском краях, Ивановской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Самарской, Рязанской, Еврейской автономной, Ульяновской областях мониторинг включает учебные достижения и результаты участия обучающихся во всероссийских и международных конкурсных мероприятиях. В 18 регионах (в республиках Северная Осетия – Алания, Татарстан, Тыва, Чувашской Республике, Чеченской Республике, Приморском крае, Владимирской, Вологодской, Кемеровской, Костромской, Московской, Псковской, Саратовской, Тюменской, Ярославской областях, Москве, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе) мониторинг основывается на более широком перечне показателей учебных и внеучебных достижений обучающихся. По поводу того, что учитывать на федеральном уровне, общество ведет серьезную полемику. Здесь важно понять: что фиксировать? для чего? как? Чем выше уровень, тем меньше объем собираемых результатов, жестче требования к их формализации, а также объективности, прозрачности и контролю (в том числе общественному) за проведением мероприятий и учетом их результатов.Нина ГРАБЛИНА, учитель русского языка и литературы гимназии №5, Дзержинск, Московская область: – Галина Ивановна, вот сказали, что на самом нижнем уровне находятся образовательные учреждения. Что вы имеете в виду?Галина СКВОРЦОВА: – Я имела в виду разный объем формализуемых показателей портфолио на каждом из уровней. Главное для школы – определить, зачем это нужно ученику. Если ребенок понимает, что ему нужно, то и участвует в составлении портфолио осознанно, а не просто собирает документы. Дмитрий занимается научно-исследовательской деятельностью. По его словам, ему это не мешает и не помогает, это нужно учителю для составления своего портфолио.Елена ЗАЧЕСОВА, старший научный сотрудник Федерального института развития образования: – Почему мы употребляем именно это слово ? Почему его нельзя  заменить на  «архив», «портфель»  или «папка» для сбора достижений?Галина СКВОРЦОВА: – Назвать его можно как угодно. Название не закреплено нормативно. Например, в Саха (Якутии) это свидетельство о личных достижениях.Федор ФИЛИППОВ:- Портфолио – это достижения  личности. Когда мы говорим о достижениях ученика, то в первую очередь имеем в виду грамоты, дипломы. Но  если бы на месте Дмитрия был слабый ученик? Ведь и у этих ребят тоже есть свои достижения, творческие успехи. Думаю, что в портфолио ученика должны быть включены в первую очередь его учебные достижения, результаты тестирования. Александр МИТЬКИН, старший преподаватель Московского института открытого образования: – Нужно точно определить, что такое портфолио. Есть портфолио формализованное, есть портфолио достижений, портфолио работ, проектов и исследований. Мы составили с одним мальчиком папку достижений. У него сначала на одной странице текста было 40 ошибок. В результате занятий с учителем стал делать 20. Прогресс  в два раза. И портфолио позволил этот момент зафиксировать. С одной стороны, учителя видят преимущество от внедрения портфолио, а с другой – не хотят его использовать. Что педагоги ожидают от внедрения портфолио? Прежде всего повышения учебной мотивации детей. Педагоги хотят лучше понять учеников и помогать им в их деятельности. Во-вторых, систематизировать материал и наглядно увидеть свои результаты. Учителя школы №3 города Москвы определили свое представление о портфолио так: «Портфолио – это знания, которые систематизированы и обобщены, представлены в виде работ, наличие которых повышает самооценку, позволяет представить лицо ученика. Портфолио – это достижения ученика, собранные вместе, ясно демонстрирующие уровень его подготовки». В Россию идея портфолио проникает в конце 90-х годов. И здесь возникают проблемы. Во-первых, это отсутствие запроса со стороны бизнеса. Во-вторых, это отсутствие концепции портфолио, нет общего понимания, что это такое: набор документов, или творческие работы, или журнал развития. В-третьих, отсутствие системности. В-четвертых, отсутствие методической базы: как делать портфолио, что должно в него входить, кто будет этим заниматься – учитель-предметник, классный руководитель, психолог. В-пятых, это страх перед формализацией портфолио, превращением его в набор бумажек для отчета. Эти проблемы и в настоящий момент остро стоят перед образованием.Какие же пути решения этих задач существуют? Добровольность выбора портфолио как образовательной технологии. Учитель и ученики должны иметь возможность самостоятельно определить, использовать его или нет. Необходимо технологизировать портфолио, то есть создать его четкий алгоритм. Для этого нужно соблюсти следующие условия. Его автор ставит цели, для чего он делает эту работу, что получится в конце. Цели достигаются в строго определенные строки. Портфолио не должен превращаться в архив 11-летнего пребывания ученика в школе. Каков алгоритм деятельности, приведшей к успеху? Осуществляется не только внешняя, но и внутренняя, аутентичная оценка портфолио. Индивидуализация портфолио, то есть отказ от шаблонности, возможность учащегося работать с тем содержанием, которое он отбирает сам. Достичь этого возможно только в том случае, если учитель становится тьютором, то есть сопровождает ученика в его деятельности.Ольга МАЧЕХИНА, доцент Московского института открытого образования: – Тут уже говорили об индивидуальном подходе к составлению портфолио. Это архив документов, подтверждающих победу, или архив документов, подтверждающих прогресс в количестве допущенных ошибок?Я представляю портфолио, которое назвала бы «жизненное самоопределение». В него вошли бы все дипломы, грамоты, работы, по которым можно проследить траекторию развития ребенка. Скажем, если сначала он участвовал в конкурсах естественно-научной направленности, а с восьмого класса  в гуманитарных, тогда учителю, родителям следует задуматься о его профессиональном самоопределении.В портфолио ученика следует включить инвариантные структурные составляющие: первая – лист целеполагания – размещается перед каждым документом, который ребенок включает  в свой портфолио, на этом листе фиксируется цель данного включения, сопровождаемая ответом на вопрос «Зачем мне это нужно?»; вторая  – лист самооценки – ответ на вопрос «Что мне дала эта работа?», будь то грамота, диплом или эссе, фото, путешествия… Завершается самооценка постановкой предполагаемой новой цели дальнейшей работы.Работе с портфолио нужно учить. Лучше всего с этим справится специалист-тьютор, владеющий технологией сопровождения познавательной активности ребенка.Евгений КНЯЗЬКОВ, педагог-психолог, школа №610: – Ольга Николаевна предвосхитила мою мысль. В первую очередь портфолио, наверное, не индивидуальная работа ребенка, а коллективная. Здесь объединяются усилия семьи и педагогов. Надо научить ребенка представлять себя в этом мире. Кто я есть, как формируюсь? Что могу сделать, чтобы познать свою траекторию развития? Видеть путь самоопределения. Ведь взрослые люди, когда приходят устраиваться на работу, тоже представляют портфолио. Портфолио – резюме для ребенка.Какая все-таки форма  у портфолио должна быть? Хотелось бы сегодня определиться, ради чего это делается и кому это нужно.Нина ГРАБЛИНА: – Вся проблема в структуре. Что здесь имеется в виду? Не только дипломы. Я согласна, что дипломы, грамоты, сертификаты необходимы. И можно представлять их не по всем предметам. Можно и по одному. Гуманитарный цикл или естественно-математический. Это также результаты контрольных работ, тесты, схемы, дневники, проекты, письменные работы, лист наблюдений и т. д. Это самооценка. Это и постановка, и обоснование цели будущего обучения. А нужно ли портфолио оценивать в баллах? По-моему, этого лучше не делать, потому что тогда будет формальный подход, уйдет душа, уйдет творчество. В голове и у учителя, и у ученика будет калькулятор, который будет постоянно подсчитывать баллы.Ирина ЧАЙКИНА, учитель русского языка и литературы московской гимназии №1530: – Скажу о своем опыте. В 2004 году у меня был очередной выпуск гуманитарного класса. Как сюда их отбирают? И по портфолио тоже. И акцент был сделан на достижениях. У меня была задача – развивать познавательную способность. Я веду русский язык, литературу, античную культуру, словесность. Всего пять предметов. Раз в четверть ребята рассказывали всему классу, чего они достигли. Одна девочка добилась таких результатов, что все ей аплодировали, хотя раньше училась между тройкой и двойкой.А уже в 10-м классе ребята рассказывали о своих успехах на родительском собрании. Родители были поражены, они не узнавали своих детей, каждый говорил о малых и значительных победах. Эта работа занимает много времени. Приходилось сидеть с каждым учеником.Федор ФИЛИППОВ: – Нужно хорошо продумать видение портфолио, его содержание. Тогда это принесет пользу. Зачем это нужно? Вопрос очень спорный. Это дополнительная работа. Я скажу честно, что никому она не нужна, потому что и без того загруженность педагога велика.Ирина ДИМОВА: – В прошлом году определен рейтинг пятидесяти лучших школ Москвы по  двум показателям – ЕГЭ и олимпиадам. А роль портфолио здесь какова?Галина СКВОРЦОВА: – Подчеркну: этот рейтинг ведется на региональном уровне. Это делается прежде всего для эффективного управления качеством образования. Министерство действует исключительно в рамках своих полномочий. Оно только рекомендует.Не все результаты поддаются формализации. Цель диктует содержание портфолио.К установлению показателей на федеральном уровне нужно относиться очень осторожно. Необходимо понять, что должно быть инвариантным, а что может быть отнесено к вариативной части. Федор ФИЛИППОВ: – В любом случае портфолио – это абсолютно творческое дело. Заставить ученика творить невозможно. Нина ГРАБЛИНА: – Давайте, я внесу ясность. Я являюсь председателем экспертов. Наши эксперты работают с учителями на местах. Они дают заключение на основе имеющихся положений о достижениях учеников. Это их дипломы, участие в предметных конкурсах, творческие работы. Сейчас этим занимается 90% учителей. Жизнь заставляет. Учитель мотивирован, чтобы вести портфолио, но, к сожалению, есть одна опасность. Портфолио будет только у хороших учеников, в ком педагог заинтересован, однако он не заинтересован в остальных. И они останутся в стороне от этого.Елена ЗАЧЕСОВА: – Вы пробовали найти в Интернете синоним слову «портфолио»? Портфолио – это модели, фотомодели… Там субъект портфолио четко знает, что и зачем. И потому механизм работает. И достигает своей цели с помощью портфолио. А какую цель ставит перед собой ученик? Если он не знает, для чего это делается, тогда и достижений не будет. Тогда возникает вопрос: а нужна ли деятельность, у которой нет цели. Ирина ЧАЙКИНА: – Вот восемь учеников из моего гуманитарного класса поступили в МГУ на факультет журналистики,  а в портфолио входили их публикации. Это ребятам помогло. Ирина ДИМОВА:- Может быть, еще и потому, что у них хорошо преподавали литературу?Елена ЗАЧЕСОВА: – Дети хотели туда поступить, и портфолио служило этой цели. Галина СКВОРЦОВА: – Одна из целей создания портфолио – возможность использовать его при поступлении в профильный класс, в вуз, наняться на работу. Но ведь немало детей, которые не могут определиться ни с профилем, ни с целью в жизни. Именно для них и нужна такая работа с портфолио, чтобы они могли проектировать свое будущее. Хорошо, если портфолио помогает ребенку самоопределиться.Дарья ЛОКАЛОВА, учитель начальной школы и заместитель директора школы №1283: – Мы не имеем права всех детей мерить по одной мерке.  Я думаю прежде всего о слабоуспевающих учениках. Если будут разработаны параметры портфолио, то каждый ребенок должен найти в нем свою «рубрику». Двое моих детей  (в 9-м и 3-м классах) профессионально занимаются спортом. А учатся посредственно. Что им вложить в портфолио? Только грамоты по гребле и футболу? Федор ФИЛИППОВ: – Да ведь спортивные успехи тоже учитываются. Но если Дмитрий придет в нашу школу и покажет свою папку с победами в конкурсах, то я отдам предпочтение ему, нежели любому спортсмену.Галина ВЛАСОВА, учитель средней школы №1137: – Я классный руководитель 9-го класса. Ученики в нем обыкновенные. А раньше работала в лицее, где дети были уникальные. Именно там впервые возник вопрос о портфолио. Там было что положить туда. А здесь почти нечего. Есть ребята, которые  сами делают уникальные портфолио и очень трепетно к этому относятся. Боюсь, что этот инструмент станет обязательным. И по нему будут судить о детях. А они настолько все разные! Поэтому рекомендации по портфолио нужно дать такие, чтобы каждый ребенок смог реализовать себя.Юрий РЕЗНИКОВ, отец Дмитрия: – Хочу сказать, что Галина Ивановна очень четко определила суть разных параметров: инвариативность и вариативность. Последняя в любом случае всегда должна быть мотивирована, либо в отношении ученика, либо – учителя.Поэтому обсуждать вариативность можно с точки зрения того, как это нужно сделать. Те, кто серьезно занимается исследованием, собирают толстые толмуды из грамот и дипломов. В таком портфолио можно показывать то, что мотивирует конкретного ребенка. Думаю, что следует послушать ректоров вузов, что для них портфолио, как они смогут его использовать? Федор ФИЛИППОВ: – Позвольте, если портфолио можно использовать при поступлении в вузы, то зачем он учителю? Тогда портфолио должны заниматься сами вузы? Ребенок растет, развивается, и портфолио в первую очередь необходим ему. Пусть в нем будет инвариантная или вариативная часть. Вариативная – это, скажем, гребля, футбол, научные достижения. Инвариативная –  достижения в учебе. Галина СКВОРЦОВА:- Сегодня еще не отработана система учета портфолио даже для поступления в вузы. Система внешнего стимулирования иногда порождает внутренние стимулы ребенка к развитию. Какими могут быть эти стимулы, а в их числе – льготы, преимущества? Здесь важны интересные и реализуемые идеи. Например, во многих школах Москвы есть система переводных экзаменов. Зачем отличнику или хорошисту сдавать их? В качестве льготы используется освобождение от них. Это на школьном уровне.Или другой пример: на федеральном уровне учитываются результаты победителей и призеров международных, всероссийской и вузовских олимпиад школьников, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр при приеме в вузы. А может быть, использовать какие-либо результаты и в ситуации равенства баллов ЕГЭ при поступлении в вуз? А что важно для самого ребенка, учителя, школы?Были бы интересны ценные, дельные предложения от педагогической общественности, родителей, детей.Борис СОЛОВЬЕВ, советник Департамента общего образования Минобрнауки РФ: – Хорошо бы «Учительской газете» провести несколько опросов. Спросить у ректоров у вузов: нужен ли им портфолио, помогает ли он объективно оценить абитуриента при поступлении? Спросить у школьной администрации: для чего им нужен портфолио? Задать тот же вопрос родителям. Наверняка мы выявим какие-то группы потребителей этого.На мой взгляд, портфолио может включать программу развития как ученика, так и учителя. А почему бы нам не сделать  их нескольких видов: ученика, учителя, школы, если это нужно. Это будут абсолютно разные форматы. Ирина ЧАЙКИНА: – Я классный руководитель 11-го класса. Одна моя ученица будет участвовать в финале всероссийской олимпиады. Она мне сказала: «Ирина Александровна, я не хочу туда ехать, потому что мировой художественной культуры нет в ЕГЭ». Значит, олимпиада ей не пригодится. Если это будет востребовано вузом, значит, будет востребовано и детьми. Елена ЗАЧЕСОВА: – Словом «портфолио» мы называем все подряд. Давайте хотя бы в конце нашего обсуждения определимся, что же такое портфолио, ведь мы вложили в него все: досье, семейный альбом, мониторинг изменений. Объясните, почему это портфолио? Классный руководитель подразумевает по этим понятием одно, ученики – другое. А когда собираются вместе, обсуждают этот неопределенный предмет. Словом, портфолио каждый видит по-своему. Признаюсь, меня страшит широко распространившееся желание оценить портфолио количественно. Сосчитать дипломы и грамоты в баллах. За победу давать больше, чем за участие, а за международный конкурс больше, чем за городской. Стимулирует ли это развитие личности? Сомневаюсь… Такой подход просто выльется в очередной виток погони за баллами.У портфолио именно педагогический фундамент, это личностно ориентированная технология образовательного выбора. С помощью рефлексивного портфолио ученик может определиться с профилем обучения в старшей школе, портфолио творческих работ может склонить чашу весов в пользу абитуриента при  поступлении в спортивный  или художественный вуз, и даже при приеме на работу портфолио достижений выпускника может удачно дополнить стандартный текст резюме. Ни в одном из этих примеров формальная сумма баллов не важна. Поскольку решение будет приниматься качественно в бинарной логике «да – нет». Галина СКВОРЦОВА: – Каждый пытается отразить ту или иную сторону портфолио. И это имеет право быть, и другое – тоже. Все опять же зависит от цели: зачем?Елена ГОРШКОВА, завуч начальных классов школы №1448: – Я учительница начальных классов. И мы уже  с первоклашками составляем портфолио, в которое заносим маленькие успехи. Скажем, ребенок мог сказать: я  научился завязывать шнурки, а вчера этого не умел. У нас в портфолио входят тестовые, творческие работы. Ребятам это нравится.Ирина ДИМОВА: – По существу, мы пришли к тому, с чего начинали. Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос?Это явление новое в нашем образовании. Насколько нужно ускорять этот процесс или, наоборот, замедлять?Что нужно делать? Нужно собираться и еще обсуждать. Хорошо бы каждый написал, что должно быть в вариативной части, а что – в инвариантной. Теперь надо выстроить и то и другое, чтобы это не насаждалось сверху. Галина СКВОРЦОВА: – Нельзя забывать и о том, что ребенок должен успевать жить, а учитель – общаться с ребенком (а не только собирать портфолио). И пусть портфолио работает и в ситуации выбора профиля, и в ситуации профессиональной ориентации, и в ситуации проектирования личностного развития, самооценки. Но до тех пор, пока не будут определены субъект и цель, ведение портфолио не имеет смысла.Участники «круглого стола» посоветовали «Учительской газете» совместно с Минобрнауки РФ провести на федеральном уровне экспертное обсуждение этой проблемы, пригласив представителей вузов и регионов.Работе с портфолио нужно учить.Портфолио должен составлять сам ученик.Учить ребенка собирать портфолио надо уже с детского сада.Портфолио не должен превращаться в архив 11-летнего пребывания в школе.Портфолио не стоит оценивать в баллах.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте