“Учительской газете” от 30 мая 2000 года были объявлены условия конкурса для авторов и издателей на получение грантов Всемирного банка на подготовку рукописей, а также на разработку и продвижение на рынок учебников для начальных и средних школ по 66 конкретным позициям. Напомним, что конкурс проходит в рамках программы “Создание учебной литературы нового поколения” компонента “Учебное книгоиздание” Инновационного проекта развития образования, реализуемого на средства займа Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка).
В соответствии с “Правилами и порядком присуждения грантов” для отбора заявок авторов и издательств был создан Экспертный комитет конкурса на присуждение грантов, представляющий собой двухуровневую структуру и непосредственно отвечающий за проведение конкурса.
Высшим уровнем Экспертного комитета является Экспертный совет конкурса – орган, в функции которого входит определение стратегии проведения конкурса, а также оценка итогов каждого его этапа. В состав Экспертного совета вошли признанные профессионалы в области школьного образования и учебного книгоиздания, а также специалисты в области высшего образования, занимающиеся оценкой знаний абитуриентов и работой с одаренными детьми. Персональный же состав членов совета определился путем консультаций с профессиональным сообществом.
Второй уровень Экспертного комитета – Экспертная комиссия конкурса, состоящая из двух подкомиссий, проводящих работу по отбору конкурсных материалов. Первая подкомиссия проводит предварительный отбор конкурсных материалов, поданных авторами, вторая – издательствами.
В подкомиссию по отбору материалов авторов вошли специалисты по методике преподавания в каждой из образовательных областей, позиции из которых заявлены на конкурс, хорошо знакомые с современными проблемами школы. В подкомиссию по отбору заявок от издательств вошли специалисты по рынку учебного книгоиздания, имеющие достаточный опыт работы с учебной литературой. Непосредственно же персональный состав Экспертной комиссии был сформирован из представителей заинтересованных организаций и ведомств, ассоциаций учителей, а также профессионального сообщества в целом посредством консультаций с их представителями.
Решение по присуждению грантов авторам принималось Экспертным комитетом конкурса на основании результатов экспертизы двух рецензентов. Персональный состав рецензентов был сформирован путем опроса представителей научных и методических центров, институтов РАН и РАО, ассоциаций учителей, Федерального экспертного совета, высших учебных заведений.
Экспертиза заявочных материалов осуществлялась в соответствии с двумя группами оценочных критериев. Критерии первой группы характеризовали место учебника в содержании школьного образования. Критерии второй – потенциальные возможности автора раскрыть содержание и методические особенности курса.
Показатели, вошедшие в первую группу оценочных критериев:
– место в существующей по данной проблематике учебной литературе;
– предназначение для конкретного вида образовательного учреждения (средняя школа, школа с углубленным изучением ряда предметов, лицей, гимназия);
– обеспечение преемственности в рамках дисциплины, курса.
Показатели, вошедшие во вторую группу оценочных критериев:
– научность изложения (корректность формулировок);
– плотность используемых понятий;
– доступность;
– степень оригинальности;
– соответствие возрастным особенностям учащихся;
– разнообразие методического аппарата;
– возможности дифференциации обучения;
– возможности самостоятельной работы учащихся по учебнику;
– характер изложения (язык изложения материала, потенциальная возможность пробудить интерес, опора на социальный опыт ребенка);
– необходимость дополнительной подготовки учителей для работы по учебнику;
– наличие общей схемы иллюстрирования книги;
– соответствие предполагаемого иллюстративного материала возрастной группе, структуре пособия, учебному предмету.
Для оценки рукописи рецензентом использовалась следующая схема: вначале в свободной форме писалась рецензия на заявку автора, с учетом вышеизложенных критериев, затем заполнялся опросник. По каждому из пунктов опросника рецензент должен был выставить балльную оценку, не превышающую 15 баллов по следующей шкале:
Неприемлемо 1, 2, 3
Минимально приемлемо 4, 5, 6
Приемлемо 7, 8, 9
Хорошо 10, 11, 12
Отлично 13, 14, 15
Решение по присуждению грантов авторам и авторским коллективам принималось Экспертным комитетом конкурса по следующей процедуре: если заявка получала две положительные рецензии, то она проходила в следующий тур, если две отрицательные рецензии, то отклонялась. Рукопись, которая получала две различные рецензии – положительную и отрицательную, – рассматривалась на заседании Экспертного комитета, где принималось решение о необходимости назначения третьего рецензирования. Особое внимание при этом обращалось на содержание отрицательной рецензии, результат анализа которой по существу являлся решающим для принятия решения о целесообразности третьего рецензирования.
В случае, когда во второй тур выходило более 3 рукописей по одной номинации, Экспертный комитет привлекал специалистов в данной предметной области для отбора наиболее перспективных рукописей.
Всего на конкурс было получено 182 заявки от авторов.
В соответствии с решением Экспертного комитета во второй этап конкурса прошли следующие заявки:
Начальная школа
Система Эльконина-Давыдова:
“Русский язык, 3 класс” – учебник, рабочая тетрадь и пособие для учителя. Регистрационные номера – 1/25, 1/26, 1/27.
“Чтение, 3 класс” – учебник и пособие для учителя. Регистрационные номера – 1/1, 1/2, 1/9, 1/10.
“Математика, 3 класс” – учебник, рабочая тетрадь и пособие для учителя. Регистрационные номера – 1/13, 1/14, 1/15.
“Окружающий мир, 3 класс” – учебник, рабочая тетрадь и пособие для учителя. Регистрационные номера – 1/20, 1/21.
Пособие для учителя “Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова”. Регистрационные номера – 1/6, 1/11, 1/12.
Система Занкова:
“Русский язык, 4 класс” – учебник, рабочая тетрадь и пособие для учителя. Регистрационные номера – 1/18, 1/19.
“Чтение, 4 класс” – учебник и пособие для учителя. Регистрационные номера – 1/16, 1/17.
“Математика, 4 класс” – учебник, рабочая тетрадь и пособие для учителя. Регистрационные номера – 1/3, 1/4, 1/5.
“Окружающий мир, 4 класс” – учебник, рабочая тетрадь и пособие для учителя – победителей нет.
Пособие для учителя “Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Занкова”. Регистрационный номер – 1/7.
Учебники по русскому языку для школ с обучением на родном (нерусском языке):
“Русский язык, 3 класс” – учебник, рабочая тетрадь и пособие для учителя по русскому языку для национальной школы финно-угорской языковой группы. Регистрационные номера – 2/4, 2/5, 2/6.
“Русский язык, 3 класс” – учебник, рабочая тетрадь и пособие для учителя по русскому языку для национальной школы тюркской языковой группы. Регистрационные номера – 2/1, 2/2, 2/3, 2/10, 2/11, 2/12.
“Русский язык, 2 класс” – учебник, рабочая тетрадь и пособие для учителя по русскому языку для национальной школы монгольской языковой группы. Регистрационные номера – 2/7, 2/8, 2/9.
“Русский язык, 2 класс” – учебник, рабочая тетрадь и пособие для учителя по русскому языку для национальной школы абхазо-адыгской языковой группы. Регистрационные номера – 2/13, 2/14, 2/15.
Основная школа
“Технология, 5” – учебник, пособие для учителя и дополнительные материалы для учащихся. Регистрационные номера – 8/4, 8/5, 8/6, 8/10, 8/11, 8/12.
Учебники для школ и классов естественно-научного профиля третьей ступени обучения:
Пособие для учащихся старших классов естественно-математического профиля по английскому языку. Победителей нет.
Пособие для учащихся старших классов естественно-математического профиля по немецкому языку. Регистрационные номера.
Пособие для учащихся старших классов естественно-математического профиля по французскому языку. Победителей нет.
“Алгебра и начала анализа, 10 класс”. Победителей нет.
“Информатика, 10-11”. Победителей нет.
“Общая биология, 10 класс” – учебник, практикум к учебнику и пособие для учителя. Регистрационные номера – 7/21, 7/22, 7/23, 7/18, 7/19, 7/20.
“Физика, 10 класс” – учебник, задачник к учебнику и пособие для учителя. Регистрационные номера – 7/14, 7/15, 7/16.
Учебники для школ и классов общеобразовательного профиля:
“Литература ХХ века, 11 класс” – учебник и методическое пособие для учителя. Регистрационные номера – 3/9, 3/10.
“Алгебра и начала анализа, 10 класс”. Регистрационный номер – 5/5.
“Общая география, 10-11”. Регистрационные номера – 7/1, 7/17.
“Физика, 10 класс” – учебник, задачник и пособие для учителя. Регистрационные номера – 7/11, 7/12, 7/13.
“Обществознание, 10-11”. Победителей нет.
“Французский язык, 10-11” – учебник, пособие для учащегося и пособие для учителя. Регистрационные номера – 4/1, 4/2, 4/3.
Учебники для школ и классов гуманитарного профиля:
“Русская литература, ХХ век, 11 класс” – учебник и пособие для учителя. Регистрационные номера – 3/1, 3/2, 3/3, 3/4, 3/7, 3/8, 3/21, 3/22.
“Зарубежная литература, 10-11 класс” – учебник и пособие для учителя. Победителей нет.
“Стилистика и риторика” – учебник и пособие для учителя. Регистрационные номера – 3/5, 3/6, 3/13, 3/14.
“История, 10-11 класс” – учебник, хрестоматия и пособие для учителя. Регистрационные номера – 6/1, 6/2, 6/3.
Технология:
64 – 66. “Основы ведения (крестьянского) фермерского хозяйства”. Победителей нет.
Победители 1-го этапа конкурса должны передать свои рукописи для участия во 2-м этапе Прониной Марии Юрьевне в группу реализации проекта по адресу: Москва, Смоленский бульвар, д.3/5, 3-й этаж, комн. 322 или прислать по почте по адресу: 119121, Москва, о/связи, Ружейный пер., д.4, а/я 29 с пометкой на конверте “на конкурс”. Прием рукописей будет осуществляться до 15 сентября 2001 года. В соответствии с “Правилами и порядком присуждения грантов” победившим в первом этапе авторам будут выплачиваться гранты в размере 1000 долларов США ( или до 3000 долларов США на группу авторов). Для заключения договора о гранте победившим авторам необходимо обратиться в группу реализации проекта после 20 января текущего года.
В соответствии с “Правилами и порядком присуждения грантов” в конкурсе могли принять участие издательства, выпускающие учебную литературу и зарегистрированные в Российской Федерации. Издательства должны были представить подробные данные о своей организации и деятельности для прохождения квалификационного отбора на основании типовой квалификационной формы для издательств. Отбор заявок издательств осуществлялся Экспертным комитетом конкурса на основании представленных заявок, раскрывающих опыт работы, стабильность, навыки издательской деятельности, юридический статус и финансовую устойчивость издательств. При оценке достоинств и недостатков конкурсантов в качестве основных использовались следующие критерии:
1. Опыт работы издательства:
– количество выпущенной учебной литературы;
– тираж (количество изданий с разовым тиражом более 30 000);
– опыт продвижения учебников на рынок учебной литературы;
– специализация в области издания учебной литературы;
– соблюдение этических норм работы на рынке учебной литературы.
2. Профессионализм в издании учебников:
– четкость в определении типа и вида издания – по представленным образцам;
– соответствие структуры пособия, стиля изложения, художественного оформления дидактической цели издания и возрастным возможностям обучающихся – по представленным образцам;
– четкое соблюдение адресности издания – по представленным образцам;
– преемственность с другими учебниками внутри одной программы, а также внутри той или иной системы- по тематическому каталогу издательства;
– комплексность изданий – по тематическому каталогу издательства;
– соответствие ОСТам и санитарным правилам – по представленным образцам;
– уровень полиграфического и технического исполнения – по представленным образцам;
– экономичность издания – по прайс-листам издательств.
3. Опыт издательства в сотрудничестве с НФПК в рамках 1-го и 2-го туров конкурса:
– своевременность подготовки и представления документов;
– оперативный учет замечаний, высказанных Экспертным комитетом;
– четкость выполнения обязательств в соответствии с договором.
Всего на конкурс было получено 26 заявок от издательств. В соответствии с решением Экспертного комитета для дальнейшего участия в конкурсе рекомендованы следующие издательства:
– Компания “АСТ – Пресс”
– Издательский центр “Вентана – Граф”
– Издательство “Вита-Пресс”
– Издательский дом “Дрофа”
– Корпорация “Федоров”
– Издательский дом “Федоров”
– Издательство “Просвещение”
– Санкт-Петербургское отделение издательства “Просвещение”
– Издательство “Специальная литература”
– Издательский дом “Новый учебник”
– Издательство “Мнемозина”
– Издательство “ИНФОЛИО – пресс”
– Издательство Института развития профессионального образования
– Издательский центр “Академия”
– Издательский дом “ИНФРА – М”
– Издательство “Ассоциация ХХI век”
– Издательство “Московский лицей”
– Издательство “Дом педагогики”
– Издательство “Астрель”
– Издательство “Юристъ Гардарика”
– Издательство “Лаборатория базовых знаний”
– Издательство “Владос”.
Решение комитета по этому вопросу является окончательным.
Издательства, признанные несоответствующими требованиям в четвертом туре, могут вновь подавать заявки в последующие годы, если их положение изменится настолько, чтобы соответствовать необходимым критериям. Каждое издательство, прошедшее отбор, также имеет право подавать заявки на участие в конкурсе в последующие годы при условии, что их обстоятельства не изменились.
Каждое издательство, прошедшее отбор, имеет право на получение не более 25% грантов на подготовку изданий в течение одного тура.
Издательства, прошедшие квалификационный отбор и желающие получить грант на издание выигравшей конкурс рукописи, должны к концу 2-го этапа конкурса (ориентировочно – в ноябре 2001 года) представить реквизиты официального контракта, заключенного с автором рукописи, и продемонстрировать свои возможности в отношении редактирования, разработки эскиза, издания, сбыта и распространения окончательных материалов в формате, соответствующем требованиям, изложенным в Квалификационной форме для издателей. Данная форма может быть предоставлена издательству по его требованию руководителем программы конкурса учебников.
Издательствам, заключившим контракты с авторами, участвующими в 3-м этапе, выплачивается грант на подготовку и оформление рукописи в размере 1000 долларов США за одно наименование. Кроме того, правомочным издательствам, представившим утвержденный сигнальный экземпляр, подготовленный в соответствии с согласованными техническими требованиями, выплачивается грант на подготовку утвержденных рекламных материалов и других схем продвижения на рынок в размере до 15000 долларов США за одно наименование.
Платежи издательствам осуществляются на основании согласованной сметы расходов после утверждения их Экспертным комитетом. Выплаты производятся в рублях.
В соответствии с “Правилами и порядком присуждения грантов” Национальный фонд подготовки кадров, действуя от имени Экспертного комитета, сохраняет за собой право приостановить выплаты получившим гранты издательствам за невыполнение взятых обязательств. Факт невыполнения обязательств устанавливается Экспертным комитетом и утверждается НФПК, чье решение является окончательным. Экспертный комитет по согласованию со Стратегическим комитетом, при принятии соответствующего решения НФПК, сохраняет за собой право сократить количество отдельных наименований, публикуемых любым отдельным издательством в соответствии с вышеизложенным.
Всю дополнительную информацию, касающуюся сроков, механизмов выплат авторам и издательствам, получения необходимых форм и документов и т.д., можно получить по телефонам: (095) 246-66-32, 246-98-94 у Прониной Марии Юрьевны.
Комментарии