search
main
0

Результаты и перспективы. Развитие региональной системы оценки

Одно из важнейших нововведений, давшее серьезный импульс к переходу от рассуждений о новом качестве образования к практической работе, – введение новой системы оплаты труда, предусматривающей стимулирующую часть фонда оплаты труда. Ведь стимулирующая часть должна распределяться с участием органа общественного управления именно по результатам труда с учетом его качества. Рабочая группа, состоящая из сотрудников Министерства образования Московской области, Центра качества образования Академии социального управления, муниципальных координаторов, разработала оригинальную систему критериев и показателей качества и результативности труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений.

В основе критериев и показателей качества и результативности труда педагогических работников лежат измеряемые или экспертно оцениваемые образовательные достижения обучаемых:

– качество освоения учебных программ;

– динамика учебных и внеучебных достижений учащихся;

– результативность участия в олимпиадах, конкурсах;

– работа по привлечению учащихся к дополнительному, расширенному, углубленному изучению предмета.

Предлагаемые показатели предельно конкретны, что сводит к минимуму риски субъективизма при их применении и предотвращает возможное недовольство некоторой части работников, привыкших к уравнительной системе распределения.

Качество и результативность труда руководящих работников общеобразовательных учреждений оцениваются по таким критериям, как:

– качество и общедоступность общего образования в учреждении;

– создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса;

– состояние кадровых ресурсов образовательного учреждения;

– эффективность управленческой деятельности;

– сохранение здоровья учащихся в учреждении.

В муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения направлены «Методические рекомендации о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений Московской области». Во всех школах на основе примерных критериев и показателей разработаны и приняты положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников.

В результате зависимость величины заработной платы учителя от качества и результативности его труда становится реальностью. В сознании педагогических работников и руководителей формируется понимание, что уровень заработной платы теперь действительно зависит от их собственных усилий и результатов труда. Распределение стимулирующей части ФОТ происходит с участием общественности, что делает школьные советы управляющими на деле, а не на бумаге.

Вместе с тем на этом пути есть еще серьезные трудности и риски. Дело в том, что представление о результатах своего труда только в виде ЗУНов очень глубоко укоренилось среди большинства учителей. Но современное представление о качестве образования включает в состав индивидуальных образовательных результатов помимо ЗУНов еще и ключевые компетентности, надпредметные понятия, социальный опыт, которые слабо учитываются в оценке результативности труда учителя. Это и понятно – вышеназванные результаты пока не входят в стандарты, программы, не проверяются с помощью специальных КИМов, учителей не готовят формировать и учитывать их в своей работе. Отсюда вытекает стратегическая задача подготовки и переподготовки учительских кадров в парадигме нового понимания качества образования. Несомненно, это потребует серьезных изменений в системе профессиональной подготовки учителей.

Понятно, что нового учителя надо готовить начиная с вузовской скамьи, но есть инструменты стимулирования достижения нового качества образования, которые можно использовать, не дожидаясь смены поколений. Одно из них – стимулирующая часть ФОТ.

Еще один такой инструмент – аттестация педагогических кадров. В Московской области разработана новая модель аттестации, процедуру которой составляют:

– мониторинг профессиональной деятельности учителя;

– оценка профессиональной деятельности педагогической общественностью;

– оценка профессиональной деятельности непедагогической общественностью;

– самооценка.

В результате получаем портфолио учителя.

В основе критериев в новой модели аттестации лежат:

– позитивная динамика учебных достижений обучающихся;

– позитивные результаты внеурочной деятельности;

– позитивные результаты деятельности классного руководителя;

– использование современных образовательных технологий;

– обобщение и распространение собственного педагогического опыта;

– повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре;

– участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

Задача, поставленная перед нами, – разработка методики и инструментария ведения мониторинга профессиональной деятельности учителя с учетом результативности учебной (ЗУНы) и внеучебной деятельности (компетентности, надпредметные понятия, социальный опыт) и разработка методических рекомендаций по формированию и ведению учительского портфолио.

Важнейшим направлением деятельности в системе оценки качества образования Московской области стало проведение мониторинговых исследований, в том числе и индивидуальных внеучебных достижений школьников. В этом направлении систематические работы только начинаются, тем не менее апробирован блок показателей внеучебных достижений учащихся в рамках кластерной модели оценки состояния образовательных систем, проведены полевые этапы двух исследований внеучебных достижений старших школьников: оценка социальной толерантности и социальной компетентности. Одним из эффектов этой работы стал интерес к проведению мониторинговых исследований различных аспектов качества образования, проявившийся во многих муниципалитетах области. Однако сдерживающим, ограничивающим возможности проведения широкомасштабных исследований фактором здесь выступает отсутствие специально подготовленных кадров, доступного инструментария, методик оценки внеучебных достижений, общепризнанной системы портфолио учащихся.

В системе оценки качества образования Московской области объектом оценки являются не только индивидуальные образовательные достижения учащихся, но и образовательные системы. В прошлом году проведена апробация кластерной модели оценки состояния образовательных систем, в которой участвовали все общеобразовательные учреждения всех муниципальных образований Московской области. Это было наиболее масштабное по трудозатратам и количеству участников мероприятие в рамках развития системы оценки качества образования Московской области – проведено обучение всех муниципальных координаторов третьего направления РКПМО по программам «Управление качеством образования» и «Мониторинг и статистика образования»; все необходимые первичные данные были сгруппированы в электронные таблицы соответственно блокам, отражающим качество образовательных ресурсов, процессов и результатов; проведен сбор первичной информации, которая затем была агрегирована в комплекс показателей, отражающих состояние образования в муниципалитетах; впервые по всем используемым показателям были рассчитаны их средние региональные значения, необходимые как ориентиры для многих процедур оценки качества образования как на школьном, так и на муниципальном и региональном уровнях; была проведена кластеризация муниципальных образований по показателям качества условий, процесса и результата, что дало полную картину состояния муниципальных образовательных систем, выявило как характерные общие проблемы каждого кластера, так и специфические проблемы каждого муниципального образования Московской области.

По результатам этого исследования были доработаны и утверждены приказом Министерства образования Московской области «Методика оценки состояния образовательных систем», «Комплекс показателей СОКО МО и методика их расчета». Проведенный анализ состояния муниципальных образовательных систем дал нам отправную точку. Уже начавшийся новый этап исследования позволит проследить динамику изменений различных аспектов качества образования в муниципальных системах и на основе кластерной модели позволит оценить состояние качества образования в конкретных школах. Институциональным эффектом этой работы стало то, что кластерная модель стала единой признанной основой для оценки состояния образовательных систем во всех муниципалитетах, что зафиксировано в резолюции третьей областной научно-практической конференции.

Одно из обязательств Московской области в рамках РКПМО – переход к государственной аккредитации образовательных учреждений с учетом качества образования.

Государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов, а также показателей деятельности образовательного учреждения, которые необходимы для определения его вида. Государственной аккредитации предшествует экспертиза деятельности образовательного учреждения.

В Московской области была сформирована рабочая группа из сотрудников отдела аккредитации образовательных учреждений Министерства образования Московской области, Центра качества образования Академии социального управления, специалистов муниципальных органов управления образованием пилотных муниципалитетов. Результатом ее деятельности стали «Порядок проведения экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений при государственной аккредитации», «Информационная карта образовательного учреждения» и «Заключение по итогам экспертизы деятельности образовательного учреждения при государственной аккредитации».

Новый порядок проведения экспертизы деятельности общеобразовательных учреждений при государственной аккредитации включает в себя анализ структуры классов, уровня и направленности реализуемых образовательных программ, учебного плана, учебных программ, учебников (учебных пособий), расписания учебных занятий, классных журналов, кадровой обеспеченности, информационно-технического оснащения образовательного процесса.

Основное внимание при экспертизе деятельности образовательного учреждения уделяется качеству подготовки учащихся:

– положительные результаты итоговой аттестации в течение трех последних лет;

– доля учащихся, закончивших образовательные ступени на «4» и «5», отдельно по общеобразовательным классам и классам, обеспечивающим дополнительную (углубленную, расширенную, профильную) подготовку;

– качество освоения программ, обеспечивающих дополнительную (углубленную, расширенную, профильную) подготовку;

– сведения об участии выпускников 9-х классов в государственной итоговой аттестации по новой форме;

– сведения об участии выпускников 11-х классов в ЕГЭ;

– сведения об участии в предметных олимпиадах различного уровня и других конкурсных формах (научно-практические конференции, турниры);

– результативность деятельности различных детских объединений.

Таким образом, разработанный и апробированный инструментарий обеспечивает объективность результатов экспертизы, использование максимально конкретных критериев и показателей, не допускающих двойного толкования; отражение качества образовательных условий и процесса и, главное, качества результатов работы образовательного учреждения. Такой порядок аккредитации вызывает доверие к ее итогам со стороны образовательных учреждений, органов управления образованием различного уровня, широкой общественности.

Эти инструменты прошли апробацию, были одобрены участниками ежегодной третьей областной научно-практической конференции «Развитие системы оценки качества образования Московской области» и с начала 2008 года применяются при аккредитации всех общеобразовательных учреждений Московской области. В развитие этого направления деятельности в системе оценки качества образования перед нами стоит задача разработать примерные требования к образовательной программе общеобразовательных учреждений различного вида, разработать показатели качества освоения образовательной программы, дающие возможность претендовать на присвоение повышенного статуса – лицея, гимназии.

Утвержденное в установленном порядке Положение о системе оценки качества образования Московской области как документ придало организационную стройность, функциональное единство системе оценки качества образования, закрепило ее цели, задачи, принципы, процедуры и инструменты оценки качества образования, направления информационных потоков.

Владимир СОЛДАТОВ, руководитель Центра качества образования Академии социального управления

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте