Федеральный институт педагогических измерений опубликовал методические рекомендации для учителей, подготовленные по результатам анализа типичных ошибок в ходе ЕГЭ 2023 года. Рассказываем, что эксперты рекомендуют педагогам относительно подготовки школьников к Единому госэкзамену по русскому языку.
Анализ типичных ошибок на ЕГЭ проводится каждый год по завершении экзаменационной кампании. Это позволяет оказать методическую помощь учителям и выпускникам в подготовке к экзаменам. В разработанных рекомендациях приведен анализ результатов ЕГЭ 2023 года, разобраны типичные ошибки, допущенные участниками при выполнении заданий, даны рекомендации по преодолению дефицитов в предметной подготовке. Кроме того, эксперты разъясняют планируемые изменения в КИМ для ЕГЭ 2024 года.
Тестовые баллы
Средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку в 2023 г. составил 68,65 (в прошлом году этот показатель равнялся 68,45). Согласно статистике, эксперты говорят об устойчивом, прогнозируемом характере результатов ЕГЭ по русскому языку. В целом распределение баллов участников экзамена свидетельствует о соответствии трудности КИМ уровню подготовки экзаменуемых по данному предмету.
ЕГЭ по русскому языку в 2023 г. проводился во всех субъектах России. Участниками основного периода стали 640 766 человек. Это несколько меньше, чем в 2022 г. Абсолютное большинство участников экзамена (95,9%) – выпускники текущего года, что сопоставимо с данными 2022 года.
Задания с наименьшим процентом выполнения
Данные статистики позволили выделить линии заданий с наименьшими процентами выполнения (менее 60% – для заданий базового уровня сложности; менее 50% – для заданий повышенного уровня сложности):
- задание 4 (Орфоэпические нормы (постановка ударения)) – задание базового уровня сложности; средний процент выполнения – 58;
- задание 10 (Правописание гласных и согласных в приставке слова. Употребление Ъ и Ь. Буквы И, Ы после приставок) – задание базового уровня сложности; средний процент выполнения – 56;
- задание 11 (Правописание гласных и согласных в суффиксах слов разных частей речи (кроме суффиксов причастий, деепричастий)) – задание базового уровня сложности; средний процент выполнения – 58;
- задание 12 (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий) – задание базового уровня сложности; средний процент выполнения – 48;
- задание 16 (Знаки препинания в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами) – задание базового уровня сложности; средний процент выполнения – 44;
- задание 18 (Знаки препинания в предложении со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения) – задание базового уровня сложности; средний процент выполнения – 59;
- задание 20 (Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи между частями) – задание базового уровня сложности; средний процент выполнения – 47;
- задание 21 (Пунктуационный анализ) – задание повышенного уровня сложности; средний процент выполнения – 35;
- задание 23 (Функционально-смысловые типы речи) – задание базового уровня сложности; средний процент выполнения – 53;
- задание 25 (Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста) – задание базового уровня сложности; средний процент выполнения – 47;
- задание 27, критерий К8 (Соблюдение пунктуационных норм) – задание базового уровня сложности; средний процент выполнения – 49.
По результатам анализа выяснилось, что слабо усвоенными элементами содержания являются нормы постановки ударения, ряд ключевых орфографических и пунктуационных правил, текст как речевое произведение. Низкий уровень выполнения приведенных заданий позволяет констатировать недостаточное усвоение правил орфографии и пунктуации, орфоэпических норм, а также недостаточное владение умением проводить логико-смысловой анализ текстового материала.
Примеры ошибок
В задании 4 на знание орфоэпических норм самыми сложными словами оказались такие существительные, как ногтЕй, кремЕнь, газопровОд, сосредотОчение, а также глаголы –пломбировАть, послАла. Большинство слов не относится к обновленной части списка и на протяжении многих лет присутствует в неизменном виде в «Орфоэпическом словнике». Поэтому эксперты полагают, что основная причина допущенных орфоэпических ошибок заключается в том, что в школьной практике орфоэпические нормы, к сожалению, не осваиваются в необходимом объеме на всех ступенях общего образования. Более того, в школах на уроках по другим предметам не уделяется должного внимания соблюдению орфоэпических норм, учителями-предметниками и классными руководителями не поддерживается единый речевой режим.
При обработке результатов выполнения задания 7, проверяющего морфологические нормы, в 2023 г. особое внимание обращалось не только на грамматически верно образованную форму слова, но и на его верное орфографическое оформление в бланке ответов. Особенно трудными словами с точки зрения их исправления при выполнении задания 7 стали следующие (представлены формы слов с ошибками): среди имен существительных – молодые БУХГАЛТЕРА, томатные СОУСА, на ширине ПЛЕЧЕЙ, килограмм ВАФЛЕЙ; среди имен числительных – ВОСЕМЬЮСОТЫЙ экземпляр, в ПОЛУТОРАХ метрах, с ТРИСТА пассажирами; среди местоимений – между ИМИ, напротив ЕГО.
Типичными грамматическими (морфологическими и синтаксическими) ошибками в сочинении в 2023 г. стали следующие:
- ошибочное словообразование: поднятие (проблемы), вдохновление (вместо вдохновения);
- нарушение управления, в том числе неправильное употребление падежной формы имени существительного (местоимения) с предлогом или неправильный выбор варианта предлога: автор рассуждает над проблемой; по отношении к земле; В.М. Песков обращает внимание на поступках; в предложениях 25 и 26 мы можем понять…;
- ошибки в построении сложного предложения: автор подытоживает, что…; жизненная цель определяет твое дальнейшее будущее, а также каким человеком ты станешь;
- ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом: приехав в родные места, на рассказчика нахлынули воспоминания; читая текст, становится невыносимо грустно;
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым: дом, места, наше детство будет жить; каждую картину… рассматривается отдельно.
Одними из типичных речевых ошибок в сочинении 2023 года стали, в частности, следующие. Участники употребляли слова или фразеологизмы в несвойственном им значении: детство вызывает у главного героя неподдельные эмоции: восторг и счастье; зверобойный промысел – осознанный и необходимый поступок; позиция автора заключается в балансе; мы наблюдаем проблемный вопрос; хочу привести в пример роман. Нередко в сочинении была нарушена лексическая сочетаемость: это несет дополнительный вред экологии; написать свои впечатления; если подобрать верный подход… Эксперты также отметили в качестве часто встречающейся речевой ошибки неоправданное повторение слова (например, отец был человеком, к которому все стремились, ведь он остался в душе настоящим человеком).
Рекомендации учителям
По результатам анализа выполнения заданий ЕГЭ 2023 г. по русскому языку эксперты дали ряд рекомендаций учителям русского языка. Так, педагогам советуют продолжить применять современные технологии, приемы и средства в обучении орфографии и пунктуации: дидактические игры; целевые или комплексные орфографические разминки (особенно с использованием «парных» орфографических случаев: вдаль – в даль моря; нехарактерный для меня – не характеризующий меня; деревянный – серебряный, ветреный – безветренный и т.д.); цифровые пунктуационные диктанты; модели (схемы), наглядно отражающие структуру предложения.
Важно продолжить расширять дидактический материал по предмету, в частности применительно к пунктуационным заданиям 16 (Знаки препинания в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами) и 19 (Знаки препинания в сложноподчиненном предложении); подробно разбирать на учебных занятиях со старшеклассниками примеры как стихотворных текстов, так и текстов-диалогов, использование которых впервые было апробировано в 2023 г. в задании 18 (Знаки препинания в предложении со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения). Помимо этого, стоит продолжить активно использовать в процессе пунктуационного анализа предложения, одновременно осложненные, например, обособленными определениями, обособленными обстоятельствами и однородными членами.
Дифференцированный подход в подготовке к экзамену
Эксперты рекомендуют продолжить широко применять дифференцированный подход в обучении русскому языку с учетом статистико-аналитической картины ЕГЭ в 2023 г. В частности, в работе с категорией обучающихся, имеющих уровень подготовки ниже порогового, особое внимание нужно обратить на формирование и совершенствование умений, необходимых для выполнения следующих заданий: 1 (Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста), 2 (Лексическое значение слова), 6 (Лексические нормы (употребление слов с учетом их лексической сочетаемости)), 7 (Морфологические нормы), 19 (Знаки препинания в сложноподчиненном предложении), 22 (Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста), 24 (Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Фразеологизмы. Группы слов по употреблению), 27, критерий К1 (Формулировка проблем исходного текста), 27, критерий К3 (Отражение позиции автора по проблеме исходного текста), 27, критерий К11 (Соблюдение этических норм) и 27, критерий К12 (Соблюдение фактологической точности).
В работе с категорией обучающихся, имеющих низкий уровень подготовки, особое внимание нужно обратить на формирование и совершенствование умений, необходимых для выполнения следующих заданий: 5 (Лексические нормы (употребление паронимов)), 8 (Синтаксические нормы), 9 (Правописание гласных и согласных в корне слова), 13 (Слитное и раздельное написание НЕ (НИ) со словами разных частей речи), 14 (Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи)), 17 (Знаки препинания в предложении с обособленными членами), 26 (Основные изобразительно-выразительные средства русского языка), 27, критерий К2 (Комментарий к проблеме исходного текста), 27, критерий К4 (Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста), 27, критерий К5 (Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения).
В работе с категорией обучающихся, имеющих средний уровень подготовки, особое внимание нужно обратить на формирование и совершенствование умений, необходимых для выполнения следующих заданий: 4 (Орфоэпические нормы (постановка ударения)), 10 (Правописание гласных и согласных в приставке слова. Употребление Ъ и Ь. Буквы И, Ы после приставок), 11 (Правописание гласных и согласных в суффиксах слов разных частей речи (кроме суффиксов причастий, деепричастий)), 18 (Знаки препинания в предложении со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения), 20 (Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи между частями), 23 (Функционально-смысловые типы речи), 27, критерий К6 (Точность и выразительность речи), 27, критерий К9 (Соблюдение грамматических норм), 27, критерий К10 (Соблюдение речевых норм).
Наконец, в работе с категорией обучающихся, имеющих отличную подготовку, рекомендуется особое внимание уделить заданиям повышенного уровня сложности, а также базовым заданиям, требующим комплексных знаний и умений. К таким заданиям можно отнести следующие: 3 (Стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка), 12 (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий), 16 (Знаки препинания в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами), 21 (Пунктуационный анализ), 25 (Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста), 27, критерий К8 (Соблюдение пунктуационных норм).
Комментарии