search
main
0

Результативные тренировки на уроках математики в начальной школе

Обучение математике – важнейшая составляющая начального общего образования. Этот предмет играет значимую роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий.

Наиболее популярными учебниками по математике на данный момент можно назвать книги М.И.Моро, выпускаемые издательством «Просвещение», тем не менее их материалов не всегда достаточно для полного и качественного усвоения той или иной темы. Многим школьникам для формирования крепких навыков выполнения основных математических операций необходимы дополнительные упражнения.

Учитывая этот момент, издательство «Экзамен» подготовило учебные пособия к учебникам математики М.И.Моро, которые содействуют решению основных целей обучения математике в начальной школе.

Отметим главные достоинства описываемых пособий:

1) рабочие тетради и тренажеры полностью соответствуют содержанию учебников по математике М.И.Моро;

2) в представленных пособиях собраны разнообразные задания для повторения и закрепления основных математических операций: сложения, вычитания, умножения и деления;

3) использование рабочих тетрадей и тренажеров позволяет выявлять ошибки, закреплять навыки выполнения упражнений и учит применять теоретические знания на практике;

4) материалы рабочих тетрадей и тренажеров структурированы согласно темам школьной программы, они не нарушают целостность учебного процесса, позволяя расширять и дополнять изучаемый материал;

5) учебные пособия составлены таким образом, что ребенок может без дополнительных усилий непосредственно работать в них. Это позволяет использовать их в качестве самостоятельной работы школьника и не требует постоянного контроля учителя;

6) в рабочих тетрадях и тренажерах объединены задания арифметического и геометрического характера, представлены задания для работы с величинами, логические задания;

Рис. 1.  Рабочая тетрадь «Математика», 2-й класс, №1

7) представленные пособия насыщены творческими и развивающими заданиями. Например, придумать задачу на основе ее неполного условия или вставить пропущенные компоненты сложения, вычитания, умножения, деления. Младшему школьнику надо понять, какую цифру нужно дописать в задании, чтобы выполнить его правильно.

Рис. 2.  Рабочая тетрадь «Математика», 2-й класс, №1

В рабочих тетрадях грамотно подобран учебный материал, который помогает формировать представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложении, вычитании, умножении и делении). При решении заданий у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счета, о принципах образования, записи и сравнении целых неотрицательных чисел. Большое внимание уделяется решению устно и письменно арифметических действий с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона, нахождению взаимосвязи компонентов и результата арифметического действия, нахождению неизвестного компонента арифметического действия по известному компоненту и результату действия.

Активизация умственной работы учащихся будет происходить только в том случае, если в процесс обучения будут включены развивающие операции – анализ, сравнение, синтез, аналогия, обобщение. При решении текстовых задач происходит формирование таких умений, как осознанное чтение и анализирование содержания задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию, что нужно знать для ответа на вопрос задачи).

Рис. 3.  Рабочая тетрадь «Математика», 1-й класс, №2

В пособиях хорошо моделированы представленные в тексте ситуации. Младшие школьники учатся видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные, составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия, записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение), производить необходимые вычисления, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения, самостоятельно составлять задачи.

Рис. 4.  Рабочая тетрадь «Математика», 1-й класс, №2

Во время работы с текстовыми задачами используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Это способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Повышение качества знаний по математике невозможно без отработки вычислительных навыков. Математические тренажеры помогают развивать логическое мышление, познавательную активность, творчество, речь, самостоятельность, инициативу и настойчивость в достижении цели и преодолении трудностей. В тренажерах издательства «Экзамен» для 1-4-х классов собраны задания для формирования навыков счета, а также для закрепления основных математических действий.

Весь материал тренажеров позволяет сформировать у младших школьников систему математических знаний, необходимых для продолжения изучения математики. В книгах представлена система учебных задач, направленных на формирование и последовательную отработку универсальных учебных действий, пространственного воображения и математической речи учащихся.

Творческий компонент является несомненным плюсом данных учебных пособий и указывает на их современность и актуальность. Задания, позволяющие школьникам проявлять фантазию, задействующие их воображение, активизируют разные участки мозга ребенка, дают ему мотивацию продолжать изучать предмет.

Еще одно достоинство тренажеров – их наполненность разными типами заданий и возможность их комбинирования в рамках одного урока. Однотипные и ограниченные в демонстрации знаний задачи не привлекают современных школьников.

Задания творческого типа не всем даются легко, поэтому стоит отметить важность чередования таких задач с привычными задачами, для выполнения которых даются определенный план, схема. С этой точки зрения возможны использование индивидуального подхода в процессе обучения и корректировка урока в зависимости от особенностей учащихся.

Тренажеры, разработанные издательством «Экзамен» для 1-4-х классов, удобно использовать для повторения и закрепления пройденного ранее материала, например, в начале урока, а также для проверки усвоения нового материала в конце урока. С помощью данных тренажеров удобно осуществлять контроль сформированных знаний по актуальной теме. При неудачно выполненной работе ученику можно дать возможность еще раз проработать упражнения с низкими показателями в классе или дома.

Важно отметить: само название «тренажер» вызывает у детей спортивную, соревновательную ассоциацию. Ученики, решая примеры и задачи, с большим удовольствием соревнуются, кто быстрее и правильнее выполнит задания. Поэтому живая и активная работа с тренажерами нравится младшим школьникам.

В самом начале своей учебы ребенок мыслит конкретными категориями. К концу обучения в начальной школе, в подростковый период он должен научиться рассуждать, сравнивать, видеть простые закономерности и делать выводы.

Подводя итог, стоит отметить, что проведенный анализ рабочих тетрадей и тренажеров по математике для 1-4-х классов издательства «Экзамен» свидетельствует об эффективности и целесообразности применения в образовательном процессе данных учебных пособий.

Елена ЛЮЛИНА, учитель русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства школы №8, Череповец, Вологодская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте