search
main
0

Результативно, инновационно, масштабно

Взаимообучение московских школ как механизм внедрения наиболее эффективных управленческих практик

Взаимообучение московских школ можно рассматривать как технологию, цель которой – передача наиболее эффективных управленческих и педагогических практик по приоритетным направлениям развития столичного образования для педагогического сообщества Москвы.

Результатом взаимообучения будет являться освоение участниками и перенос практик в другие образовательные организации. Процесс взаимообучения предполагает ситуативное изменение роли конкретной школы, которая может быть как обучающей, так и обучающейся.

Практику взаимообучения московских школ можно рассматривать как самостоятельную технологию профессионального развития педагогических и управленческих кадров, что определяется наличием конкретного алгоритма, реализация которого приводит к результату – освоению данной практики.

Для реализации проекта на портале дополнительного профессионального образования педагогических работников города Москвы разработан специальный информационный ресурс, который содержит информацию об актуальных мероприятиях проекта. Поскольку у каждого директора школы и педагога города на ДПО создан личный кабинет, это позволило оптимизировать не только процесс регистрации на мероприятия проекта, но и процесс включения в проект школы в качестве обучающей организации.

Представим данный алгоритм более подробно. На первом этапе следует выявить практику, которая была бы интересна сообществу педагогов, управленцев, продумать тему и целевую аудиторию предполагаемого мероприятия, сформировать команду для его подготовки. Далее необходимо заполнить карточку мероприятия, которая включает информацию о теме мероприятия, направлениях взаимообучения в зависимости от категории участников, – планируемые результаты обучения для административно-управленческого персонала, школьных команд, педагогов и классных руководителей, краткая аннотация мероприятия, информация о спикерах мероприятия, дате, времени и адресе проведения. Директор сам открывает регистрацию на мероприятие, в личном кабинете имеет возможность видеть ход регистрации и списки зарегистрировавшихся с номером школы и занимаемой должностью. Важным этапом подготовки является подбор содержания и инструментов включения участников в практическую деятельность, непосредственно связанную с освоением представленной практики.

Подход к организации и содержанию мероприятий по взаимообучению четко алгоритмизирован: в личном кабинете директора на портале ДПО размещен чек-лист для самопроверки оценки степени готовности материалов образовательных событий проекта, содержащий рекомендации по основным их этапам и содержанию. Школы – организаторы мероприятий по взаимо­обучению имеют возможность получить обратную связь от участников – по итогам мероприятия участникам предлагается пройти интерактивный опрос.

С момента начала реализации практики взаимообучения московских школ от управленческих команд образовательных организаций поступило более 900 предложений о проведении крупных семинаров по актуальным для столичной системы образования темам. Все они систематизированы по направлениям, например: внеурочная деятельность, воспитание и профилактика правонарушений, воспитание и социализация, дополнительное образование, здоровье и безопасность, информационные технологии, индивидуализация, использование больших данных для управления школой, кадры, классный руководитель, коммуникативные тренинги, конвергенция, Московская электронная школа, нормативно-правовые умения, ОВЗ, олимпиады, оценка образовательного результата, предметное дополнительное образование, предметное обучение, преемственность, проектная деятельность, профессиональное образование, профильное обучение, развивающая среда, развитие талантов, самоуправление, социальные партнеры, управление информацией, управленческие компетенции, финансы, эффективный учебный план и эффективный урок.

Представленные практики можно разделить на три крупных блока:

– результативные практики – опыт работы школ по направлениям, показавшим динамику результативности деятельности школы по показателям вклада в качественное образование московских школьников;
– инновационные практики – опыт работы школ по инновационным и перспективным для развития московского образования темам, новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, содержанию образовательных программ, управлению школой, использованию информационных систем и больших данных;
– сопровождение масштабных городских проектов – включение во взаимообучение школ – консультантов 12 городских проектов: «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «Академический (научно-технологический) класс в московской школе», «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования», «Кадетский класс в московской школе», «Школа старшеклассников», «Математическая вертикаль», «Повышение эффективности среды дошкольных групп», «Ресурсная школа», «Профессиональное обучение школьников», «Школа без образовательных тупиков», «Эффективная начальная школа». Статус консультантов присвоен школам, показавшим высокие результаты участия в городских проектах и готовым делиться с коллегами опытом достижения этих результатов, представить «дорожную карту» вхождения в проект и успешной реализации.

Каждая представленная практика – это успешный опыт работы школьной команды, «упакованный» в алгоритмы и кейсы.

Открытость столичного образования и готовность московских школ транслировать эффективные практики, а также интерес к проекту стали основой следующего закономерного шага в его развитии. Сегодня представители любой школы нашей страны могут зарегистрироваться и принять участие в мероприятиях по взаимообучению.

Александр НОВИКОВ,
Наталья ДАНЬШИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте