Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2010-2013 годы призвана «догнать и перегнать» мировую научную мысль. Прежде всего речь идет о создании условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, а также системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров. Так как отток молодежи из науки, нежелание многих выпускников идти в аспирантуру объясняется в основном тем, что они группа, наиболее уязвимая с социальной и экономической точек зрения, то одновременно с формированием надежной мотивационной базы остаться в университетах ФЦП декларирует формирование системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий и, главное, закрепления ее в этой сфере, а также создание в ряде государственных учреждений высшего профессионального образования общежитий для временного проживания студентов, молодых ученых, равно как и преподавателей, и ученых, приглашенных для проведения работ в научно-образовательных центрах. На реализацию программы на 2008-2010 годы всего выделено 90 454 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета – 80 390 миллионов рублей, из внебюджетных источников – 10064 миллиона рублей.
Говоря о результативности, было бы желательно оценить общий эффект. Для того чтобы эффект был системным, мероприятия должны быть действительно масштабными. В них необходимо вовлечь большое количество исследователей, преподавателей и научных коллективов. Обобщая итоги работы первого года программы, можно убедиться, что такая масштабность в них действительно присутствует.
В мероприятиях программы принимали участие Рособразование, Роснаука, Минпромторг России, Минздравсоцразвития России, РАН, организации частного сектора, МГУ имени Ломоносова, РАМН, РАСХН, Роскосмос, РАО и другие. Перечень достаточно широк. Общее количество проектов (2863), поддержанных в рамках программы, и тем более количество поданных заявок (10628) свидетельствуют не только о высокой результативности, но и о значительном интересе участников к программе. Проще сказать, кто не участвовал в программе.
Особо следует отметить вовлеченность в программу молодежи. Достигнутые показатели серьезно опережают плановые показатели и установки. Одна из ключевых задач, стоящих перед программой, – обеспечение академической стабильности, мобильности ученых. В этом плане в рамках развития внутрироссийской мобильности научных кадров 714 молодых ученых и преподавателей на условиях командирования в научно-образовательные центры проводили исследования по 620 контрактам. С нашей точки зрения, это очень неплохой показатель.
Помимо внутренней не менее важна и международная мобильность. В рамках программного мероприятия 1.5 впервые в нашей практике были организованы конкурсы на проведение научных исследований коллективами под руководством приглашенных исследователей. Эти конкурсы вызвали очень живой интерес: на сто запланированных по мероприятию в 2009 году контрактов было подано практически 400 заявок. Победителями оказались наши соотечественники, проживающие сейчас в 22 зарубежных странах. Среди победителей конкурса представлены ученые, занимающие действительно серьезные должности: профессора, заведующие лабораториями в ведущих университетах и научных центрах в США, Германии и Великобритании. Можно отметить довольно равномерное распределение участников по Европе.
Еще один очень значимый для нас момент: к экспертизе заявок по тому же самому мероприятию 1.5 были привлечены российские ученые, живущие и работающие за рубежом. В частности, входящие в Международную ассоциацию русскоговорящих ученых. Шесть представителей диаспоры и представителей этой ассоциации провели в общей сложности пятнадцать экспертиз. Вероятно, это немного, но важно, что это первый практический шаг в данном направлении.
Таким образом, итоги выполнения программы в 2009 году в целом свидетельствуют о ее актуальности и высокой степени востребованности в среде научного и образовательного сообществ нашей страны. Как было подтверждено, основные заложенные в ФЦП принципы и подходы верны и способствуют достижению поставленных целей и задач.
Вместе с тем нельзя не признать и не зафиксировать соответствующим образом тот факт, что реализация программы в 2009 году столкнулась и с рядом проблем. Ключевая из них, видимо, та, что в течение года не удалось полностью израсходовать средства, выделенные на реализацию программных мероприятий. 783 миллиона рублей оказались «сэкономленными». Сэкономленными в кавычках, так как это не та экономия, к которой надо стремиться, и не та, за которую, как наши критики утверждают, ответственные чиновники получают премии и награды. Эта экономия, к сожалению, не позволила провести несколько десятков или даже сотен конкурсов и поддержать очень много достойных проектов. Основными причинами возникновения этих проблем при реализации программы стали прежде всего задержки при подготовке конкурсной документации Федеральным агентством по образованию, что привело к размещению первой очереди заказов, например по мероприятиям 1.2 «Проведение научных исследований научными группами под руководством докторов наук и кандидатов наук» и 1.3 «Проведение научных исследований молодыми учеными – кандидатами наук и целевыми аспирантами в научно-образовательных центрах», только в мае 2009 года.
Не менее серьезный момент: за счет снижения цены заявки участниками конкурса до сорока процентов от всей суммы размещаемого госзаказа оставались неиспользованными. Это приводило к необходимости объявления новых конкурсов и новых очередей, что, к сожалению, не всегда удавалось сделать в установленный срок.
Серьезный минус – недостаточная информированность и низкая активность участника, которая носит двойственный (как субъективный, так и объективный) характер. Прежде всего мероприятия по проведению научных исследований целевыми аспирантами привели к тому, что средний конкурс первой очереди по этому мероприятию составил меньше единицы – 0,63 заявки на один контракт. И заключено было соответственно меньше контрактов, чем планировалось.
Еще один момент, заслуживающий внимания, – неравномерное в течение календарного года расходование бюджетных средств, обусловленное тем, что в ряде случаев применялась в силу соответствующих обстоятельств безавансовая система оплаты.
И наверное, последняя серьезная проблема, которая носит объективный характер, – это не всегда адекватная процедура оценки и процедура подачи заявки, на что жаловались некоторые участники и, кстати, наши международные эксперты. Здесь причина и в различии конкурсной документации, применявшейся двумя госзаказчиками, и в упомянутых уже затянувшихся сроках подготовки, и, возможно, самое значимое то, что, к сожалению, до сих пор мы вынуждены при проведении конкурсов исследовательских проектов следовать нормативно закрепленным требованиям, в том числе и в части критериев оценки. В ряде случаев это приводит к победам заявок, находящихся далеко не в лидерах по показателям научно-исследовательской квалификации.
Таким образом, проблемы, видимо, понятны. Что делается для того, чтобы предотвратить такие сложности в дальнейшем? Эти вопросы неоднократно обсуждались на заседаниях Научно-координационного совета программы, которых проведено уже целых семь. Основные решения Научно-координационного совета в этом плане: принципиальное решение, призванное устранить выявленные проблемы, – это требование к агентствам по унификации конкурсной документации; формирование лотов по направлению «обеспечение, привлечение и закрепление молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий» на основе творческих конкурсов, создание рабочих групп и определение их компетенций, утверждение классификаторов и квот, выбор «зонтичных лотов» как основного механизма при проведении конкурсных процедур по научно-исследовательским работам.
С целью повышения эффективности и результативности реализации программы и расходования средств федерального бюджета в 2010 году предлагаются прежде всего авансовые платежи, кроме ряда контрактов по направлению «Прочие нужды». Второе – выполнение работ в два этапа в пределах календарного года. Дополнительные контракты, которые заключаются за счет образовавшейся экономии, выполняются в один этап. Третье – оперативное объявление дополнительных конкурсов при условии экономии на основе выбора направления с наивысшим конкурсом в предыдущей очереди и, разумеется, с учетом приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации. Далее, эффективное информационно-аналитическое обеспечение программы и своевременная отчетность, что не всегда присутствовало в прошлом году. Ну и наконец, комплекс предложений правительства по совершенствованию системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Тщательный анализ и последовательная реализация предлагаемых мер имеют и другое принципиальное значение. В связи с известными кризисными изменениями в финансовой сфере и экономике в целом в отчетный период в программу были внесены определенные изменения. Сейчас они направлены в Минэкономразвития России. Принципиальный при этом момент: в сегодняшних очень непростых условиях удалось сохранить объемы финансирования ФЦП на уровне паспортных данных, то есть первоначально установленных, была сохранена неизменная структура программы. Что касается целей и задач, то они были даже в определенной мере расширены. В программу было добавлено новое очень значимое системообразующее мероприятие – развитие сети национальных исследовательских университетов. Ресурсное обеспечение этого мероприятия осуществляется за счет перераспределения средств по мероприятиям 2.5 и 3.1 – «оснащение вузов, лидирующих в подготовке научно-педагогических кадров, современным оборудованием» и «строительство общежитий». Объемы финансирования соответствуют объемам программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет». Наш анализ показывает, что такое вынужденное перераспределение практически не повлияет на достижение целей программы. При этом оно не противоречит и логике ФЦП с учетом того, что не менее пятидесяти процентов расходов по мероприятию 2.7 будет направлено на приобретение современного оборудования, использованного как для научных исследований, так и в образовательном процессе. Что же касается поддержки вузов, лидирующих в подготовке кадров для научных организаций и организаций оборонно-промышленного комплекса, то по самой своей сути, а также по духу и букве Федерального закона №18 критерий конкурсного отбора программ развития как раз и обеспечивает поддержку вузов, относящихся к этой группе. Благодаря этому значения целевых индикаторов программы практически сохранены на прежнем уровне.
Другое, еще предстоящее, изменение в федеральную целевую программу касается поручения Минобрнауки создать систему грантов выпускникам педвузов для работы в школах. Для этого в рамках направления «обеспечение, привлечение и закрепление молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий» предполагается сформировать новое мероприятие: привлечение выпускников вузов в учреждения общего образования с объемом финансирования из бюджета в полмиллиарда рублей. В том числе четверть миллиарда в 2010 году, для чего потребуются перераспределение средств и, возможно, определенные изменения целевых индикаторов.
Прошедший год был стартовым для реализации программы. Впервые за последнее время был создан целый ряд эффективно действующих во многих странах мира, но пока инновационных для нас механизмов поддержки важнейшей кадровой составляющей исследовательского и технологического секторов экономики страны. Программа фактически оказалась первым действенным инструментом интеграции науки и образования. В этом смысле ФЦП «Кадры» является действительно уникальной и по вниманию, и по тем надеждам, которые возлагаются на нее научным и образовательным сообществом. Эти факторы и итоги первого года позволяют рассчитывать на системный эффект этой программы для сферы российской науки, образования и высоких технологий. И в первую очередь для молодежи, поскольку, как сказал известный американский писатель Теодор Драйзер, «Юношеский пыл и надежды – основа всякой созидательной деятельности во всем мире».
Комментарии