search
main
0

Результат налицо

Двадцать пять вариантов для успешной сдачи ВПР

Всероссийская проверочная работа. Согласитесь, звучит торжественно и ответственно. А для детей и их родителей еще и особенно волнительно по сравнению с привычной итоговой контрольной… Всем известно, что контрольная работа – это обычная проверка знаний в конце каждой четверти, а вот все, что скрывается за пугающей аббревиатурой ВПР, – что-то новое и неизвестное. Дорогие коллеги, вам предстоит объяснить школьникам и родителям, что это такая же контрольная работа, только немного в ином формате, и что в четвертом классе она позволяет понять, готовы ли детки к учебе в средней школе, соответствуют ли их знания и умения требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). А мне хочется поделиться с вами информацией о новых учебных пособиях, которые будут полезны при подготовке ребят к ВПР по русскому языку и математике.

Всероссийские проверочные работы – практика, призванная наладить регулярную проверку уровня знаний школьников на соответствие федеральным государственным образовательным стандартам.
Данные по ВПР нужны Рособрнадзору для статистики, аналитики и планирования своей деятельности, учителю – для оценки качества знаний учащихся, данные о результатах ВПР в целом по школе – отличный маркер уровня образовательной организации. Для родителей, которые выбирают школу для ребенка, результаты Всероссийской проверочной работы могут выступать в роли объективного критерия ее успешности. А чем полезны ВПР детям? Попробую ответить на вопрос. Даже очень способному ученику будет сложно успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ, если в 4‑м классе он недостаточно прочно усвоил какие-то темы. Выяснить во время судьбоносного экзамена, что ты несколько лет назад упустил что-то важное, не слишком приятно, поэтому ВПР может стать такой спасительной лакмусовой бумажкой, которая точно определит характер проблемы, останется только подобрать эффективный путь ее решения. Словом, результат Всероссийской проверочной работы – это показатель индивидуального уровня подготовки учащегося и инструмент для принятия дальнейших решений при построении индивидуальной образовательной траектории.
Как-то на собрании после обсуждения подготовки к предстоящей проверочной работе родители задались вопросом: «Раз задания такие необычные, это значит, что подготовка к ВПР несет какую-то новую, особую нагрузку?» Безусловно, нет! ВПР – это такая же проверочная работа, как все, которые пишут дети. И ложиться на плечи родителей и детям каким-то особым тяжким грузом она не должна. Задания могут показаться сложными для тех, кто учился без оглядки на ФГОС: чтобы выполнить задания, недостаточно воспроизвести заученные правила. Нужно уметь рассуждать, анализировать, мыслить, и для большинства детей это вполне подъемная задача. Но, конечно, при условии, что подготовку учителя будут проводить систематически, в обычном для школьника режиме, используя разнообразные задания и занимаясь по современным учебным пособиям.
Как и каждый учитель, я стараюсь сделать все, чтобы мои ученики получили основательные и прочные знания и не боялись ни контрольных, ни экзаменов. Личный профессиональный опыт, конечно, важен, но обязательно обогащенный знанием качественной, актуальной методической и учебной литературы. Свою книжную полку я обновляю постоянно, благо книг таких издается предостаточно. Важно в этом разнообразии найти свою, полезную, правильную. Мое недавнее приобретение – новинки издательства «Экзамен», вышедшие в 2019 году, – удивило и порадовало настолько, что хочу поделиться своим впечатлениями с вами, коллеги.
Каждое из этих пособий с типовыми заданиями для подготовки к Всероссийской проверочной работе по математике под редакцией И.В.Ященко, Г.И.Вольфсона, И.Р.Высоцкого и по русскому языку авторов Л.Ю.Комиссаровой, А.Ю.Кузнецова содержит по 25 вариантов заданий. Это разнообразие позволяет учителю использовать сборник не только на уроке, но и формировать домашнее задание, комбинировать различные задачи для выполнения детьми самостоятельной работы, тщательно отработать каждую тему. Все родители при желании, обратившись к материалам этих изданий, имеют возможность ознакомиться с форматом заданий и самостоятельно оценить умения и навыки детей по их выполнению. В результате такой совместной работы учителю и родителям станет очевидно, какие именно задания являются наиболее трудными для ребенка, и выстроить индивидуальную программу для их отработки.
Варианты заданий в учебных пособиях соответствуют образцам и описаниям проверочных работ для проведения ВПР в 2019 году, которые выложены на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО).
Родители, впервые встретившись с темой ВПР, часто задают вопросы: «Какие задания ждут детей?», «Сколько времени дается на выполнение заданий?», «Какова структура работы?», «Как будут оцениваться ответы?» А самих учителей больше беспокоит содержание работ. В пособиях издательства «Экзамен» можно найти ответы на все эти вопросы.
Знакомство с каждым сборником начинается с информативной яркой обложки, привлекающей внимание и формой, и содержанием, в полном объеме оправдывающим ожидания. С данными пособиями четвероклас­сники могут оттачивать свои навыки в решении любых видов заданий как под руководством взрослых, так и самостоятельно: учебный материал изложен в доступной форме, четко структурирован, сопровождается необходимыми комментариями. Кроме того, авторы и редакторы сборников продумали возможность использовать пособие и как рабочую тетрадь, что для детей очень удобно. После каждого задания есть место для его решения, предусмотрены даже поля для черновых записей. Работы по своему содержанию и структуре полностью соответствуют оригинальной выпускной проверочной работе, что помогает детям снизить тревожность и побороть страх перед ее выполнением.

ВПР по русскому языку
Каждый вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий. Часть 1 содержит три задания: диктант и два задания к нему. Часть 2 содержит тринадцать заданий, в том числе десять заданий к приведенному в варианте проверочной работы тексту для чтения.
Задания части 1 направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми предметными умениями. Диктант проверяет навыки обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. Авторы предлагают для подготовки к данному заданию доступные для понимания тексты, например:
В субботу мы всей семьей поедем за грибами. Как я люблю наши совместные поездки в лес! Сейчас середина июля. На улице очень тепло. А ночью был сильный дождь.
После диктанта следуют два задания. Одно проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены предложения, а другое – умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, а также умение распознавать изу­ченные части речи в предложении.
Часть 2 состоит из заданий на проверку конкретных знаний и навыков школьников; например, задание 4 – умение распознавать правильную орфоэпическую норму, задание 5 – классифицировать согласные звуки в результате частичного фонетического анализа. Далее ребенка ожидает текст с обращением автора:
Прочитай текст и выполни задания 6‑14. Запиши ответы на отведенных для этого строках.
Тексты задания 6 требуют особого внимания. После прочтения текста школьнику предлагается сформулировать основную мысль отрывка в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и слово­употребления. А задание 7 проверяет умение составлять план текста. Таким образом, школьник продемонстрирует уровень владения универсальными учебными действиями, а именно умение адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости и понимание логической последовательности описанных в тексте событий.
Понимания и анализа прочитанного текста потребует задание 8, в котором необходимо преобразовать воспринятую информацию в речевое высказывание:
Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.
Для успешного выполнения заданий 9 и 10 школьник должен уметь распознавать значение конкретного слова и подбирать к слову близкие по значению слова.
Задания 11‑15 проверяют знание основных языковых единиц: анализ структуры слова, преобразование структурной схемы слова в слово; анализ грамматических признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений.
В задании 16 учащиеся должны проявить умение выражать просьбу, благодарность или отказ, учитывая нормы речевого этикета.

ВПР по математике 
Работа состоит из одиннадцати заданий. Одни задания предполагают только запись ответа, вторые – решение и ответ, в третьих нужно будет «дорисовать», «провести линию», «нарисовать по клеточкам» и т. д.
Для разминки в задании 1 всех 25 вариантов школьников ждет простое вычисление в пределах 100 – сложение или вычитание. Усложняется работа на проверку умения выполнять арифметические действия с числами в заданиях 2, 7, где школьники должны найти значение выражения в несколько действий в пределах 10000, соблюдая при этом порядок действий.
Находить выход из самых обыкновенных жизненных ситуаций помогают задания 3 и 4. В задании 3 ребенку нужно будет посчитать деньги, потраченные на покупки, найти вес багажа в килограммах, определить оптимальный маршрут. Каждая из этих задач для большей наглядности сопровождается иллюстрацией – картами, чеками, расписаниями.
Очень любопытные задания из области литературы, истории, географии содержит задание 4. Детям предлагается арифметическим способом (1‑2 действия) найти ответ на вопрос о возрасте писателя, о часовых поясах, о времени в пути поезда и т. д. Вот некоторые из них:
Когда в Москве полдень, в Красноярске 4 часа дня. Сколько времени в Москве, когда в Красноярске 2 часа ночи?
Астрид Линдгрен родилась в 1907 году, а в 1955 году вышла ее первая книга о Карлсоне. Сколько ей тогда могло быть лет?
Вооружившись карандашом и линейкой, в задании 5 ребята будут изображать геометрические фигуры, вычислять периметр и площадь фигур, строить отрезки, чертить квадраты, прямоугольники, и не только. Например:
Лист бумаги расчерчен на клетки со стороной 1 см. Нарисуй по клеткам прямоугольник, который содержит все отмеченные клетки и имеет периметр 16 см. Найди площадь этого прямоугольника.
В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, анализировать и интерпретировать данные. А вот задачи повышенной трудности ждут четвероклассников в заданиях 8 и 9. И если в задании 8 детям нужно будет выполнить решение в несколько действий, то при выполнении задания 9 потребуется больше терпения и времени для сравнения, анализа, обобщения и выводов.
На мой взгляд, самое большее внимание потребует задание 10, так как на обычных уроках этой теме уделяется очень мало времени. Ученику нужно будет нарисовать надпись в зеркале заднего вида машины, отражение вывески в воде и др. Каждое из этих заданий сопровождается привлекательными для детей иллюстрациями.

Владение основами логического мышления тренирует задание 11, связанное с интерпретацией информации (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). Задание 12 построено на проверке умения решать текстовые задачи в три-четыре действия. Успешное выполнение обучающимися заданий 11 и 12 без помощи взрослого говорит о высоком развитии их математических способностей.
Очень важные страницы в пособиях – это раздел с критериями оценивания и ответами. Критерии позволяют учителю и родителям провести диагностику и объективно отнестись к работе ученика, а ответы помогут легко проверить правильность выполнения.
Грамотно организованная работа по данным пособиям сделает подготовку к ВПР увлекательной, а главное – результативной.


​Адиля АЛИЕВА, учитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель Республики Дагестан, председатель клуба «Учитель года Дагестана», участник Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте