Работая в школе, как и многие из нас, я задаю себе множество вопросов. Опыт использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в школе позволил мне дать на эти вопросы конкретные ответы.
1. Как рождается сотрудничество?
Когда ученики разделяют цели педагогического коллектива, создается внутренний мотив для познавательной деятельности, а учителю остается выбрать необходимые методы для реализации этих целей. При использовании технологии РКМЧП такой мотив создается, информация становится интересной, значащей и требует дальнейшей распаковки (в том числе и самостоятельной).
2. Как можно активизировать учеников?
На уроках в технологии РКМЧП ученики работают индивидуально, в парах, в группах. Никто не остается в стороне. Многие молчащие дети начинают говорить и участвуют в индивидуальных и групповых презентациях. На первой стадии мы принимаем любые гипотезы, и это развивает в них уверенность и понимание ценности своего субъективного опыта.
3. Как научить систематизировать информацию?
Учителям на каждой технологической стадии даны методологические приемы систематизации информации. Учащиеся видят, как развивается учебный процесс, образование становится прозрачным и понятным. У детей развивается способность постижения внутренних взаимосвязей между блоками информации. Информация укладывается во взаимосвязанное единое поле и усваивается лучше.
4. Как сохранить интерес ребенка в процессе освоения новой информации?
Существуют четкие технологические приемы на стадии реализации смысла, которые позволяют сохранить интерес. Знакомясь с новой информацией, мы используем методы работы с информационным текстом (чтение с пометками); художественным текстом (чтение с остановками); составление чернового текста, правка и т.п.
По ходу работы с текстом часто прошу составлять вопросы. Эти вопросы являются важным элементом для рефлексивного чтения текста, его лучшего понимания.
5. Что нужно предпринять для создания процесса присвоения информации и превращения ее в знание?
Огромное значение в технологии играет рефлексия, которая превращает информацию, изучаемую на уроке, в собственное знание. Она направлена на систематизацию информации, выработку новых идей, выстраивание новых цепочек причинно-следственных связей, решение поставленных ранее целей, становление нового опыта, выработку собственной позиции.
Александр ФИЛИППОВ, учитель географии и обществознания школы №1115, преподаватель кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования, Москва
Комментарии