search
main
0

Режиссеры и художники. Как подготовить ребенка к жизни в современном обществе

Психологическая готовность стать полноценным членом информационного общества сейчас необходима каждому ребенку. И компьютер предоставляет здесь новые, совершенно уникальные возможности. Сегодня он прочно вошел в наш мир, поэтому надо научить детей культуре общения с ним, привить стойкий интерес и привычку к соблюдению правил пользования.

В нашем детском саду занятия на компьютере проводятся почти десять лет с детьми средней, старшей и подготовительной групп один раз в неделю. Дети обучаются компьютерной грамотности бесплатно. Преподавание ведется на компьютерах фирмы Macintosh в программе Kid Pix, которая позволяет детям проявить себя в нескольких видах творческой деятельности, в том числе в режиссерской игре и рисовании.

Macintosh часто называют компьютером для отдыха, потому что он очень прост в изучении и имеет все виды встроенных высокотехнологических возможностей*. Одно из его основных удобств в том, что все команды выведены на экран и не нужно запоминать ряд комбинаций клавиш, чтобы войти в определенную программу. Используя игровое содержание программы Kid Pix, мы разрабатываем задания, учитывающие возможность каждого ребенка разного возраста. Компьютерные занятия проводятся в соответствии с общим планом образовательной программы и сочетаются с традиционными средствами воспитания и обучения, взаимно обогащают друг друга, способствуя развитию ребенка как творческой личности.

У многих родителей нередко возникают сомнения в необходимости компьютерных занятий в детском саду, и чаще всего сомневаются те, чьи дети бесконтрольно проводят время у домашнего компьютера. Сложности с родителями возникали и у нас. Поначалу некоторые не желали, чтобы дети обучались ИКТ. И дело было даже не в финансовой стороне вопроса. Одних родителей беспокоило, что все это отрицательно скажется на здоровье малышей, затормозит их развитие, ограничит круг общения и интересов. Другие считали, что детям не нужны дополнительные компьютерные навыки, поскольку их чадо и так слишком много времени проводит у экрана монитора, а технические возможности детсадовских ПК значительно ниже, чем у тех, которые стоят у них дома.

Действительно, в большинстве московских семей компьютер давно стал обыденной вещью, и многие дошкольники с ними на «ты». Беда в том, что это общение чаще всего оказывается бесконтрольным и сводится к освоению игр типа «стрелялки-догонялки». Для многих родителей стало откровением, что существуют учебные программы и игры, направленные на всестороннее развитие ребенка и подготовку его к школе.

Поэтому на первом этапе приходилось вести большую разъяснительную работу, организовывать отдельные беседы и консультации, проводить открытые и индивидуальные занятия для родителей.

Традиционно в начале каждого учебного года на родительских собраниях мы знакомим присутствующих с целями и задачами обучения работе детей на компьютере. Показываем специализированный кабинет, знакомим с возможностями и особенностями проведения занятий, даже иногда предлагаем взрослым выполнить элементы детских заданий. Помогаем родителям понять, насколько важна проблема общения детей с компьютером в домашних условиях, предупреждаем о необходимости тщательного подбора первых компьютерных игр, которые должны быть очень простыми по техническим правилам и интересными по содержанию. Даем методические рекомендации по правильному выбору компьютера и учебных программ, разумному подходу к организации досуга ребенка с использованием «электронного друга». И конечно, говорим о санитарных нормах и способах защиты детей от возможного неблагоприятного воздействия компьютерной техники.

Впрочем, как известно, мониторы компьютеров Macintosh характеризуются достаточно невысокими допустимыми значениями параметров электромагнитных и электростатических излучений. Кроме того, негативного влияния на ребенка можно избежать за счет правильной организации рабочего места. Наконец, что особенно важно, следует ограничивать время пребывания ребенка перед экраном монитора. А по современным исследованиям медиков, психологов и педагогов видно, что при выполнении гигиенических и эргономических требований при работе с компьютером отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста не наблюдается.

В начале каждого компьютерного занятия мы устраиваем пальчиковую гимнастику, а после него – специальную зарядку для глаз. Работы проводятся во второй половине дня, а затем предусмотрены подвижные физкультурные и водно-оздоровительные занятия или прогулка.

На первом вводном «уроке» дети в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения в кабинете, соблюдение которых должно быть неукоснительным. Им порой очень хочется коснуться экрана монитора, потрогать пальчиком понравившегося героя и даже поцеловать его. А иногда так и подмывает «мышку» подергать за «хвостик»! Наша задача – научить малышей иначе выражать захлестывающие их эмоции. Для безопасной работы и сохранения дорогостоящей техники в рабочем состоянии необходимо не только знать, но и соблюдать все правила техники безопасности.

Интеллектуальная нагрузка должна быть допустимой. Не секрет, что дети одной возрастной группы часто имеют разные уровень развития, подготовленность и способность к восприятию. Чувство неуверенности в своих действиях, неразвитое умение экспериментировать могут вызвать психологический дискомфорт, если неоправданно завысить требования. Поэтому подход к каждому ребенку со стороны педагога должен быть индивидуален как при подготовке к компьютерному занятию, так и непосредственно на занятии.

Существуют разные мнения о том, сколько времени может проводить ребенок дошкольного возраста за компьютером: от 7-10 минут (так утверждает детский психолог Светлана Новоселова) до 15-20 минут (авторский коллектив сборника «Новые информационные технологии в дошкольном образовании»). Исходя из опыта многолетней работы могу сказать, что время опять же определяется для каждого ребенка индивидуально: один может устать или потерять интерес к занятию уже через 5 минут, особенно если задание требует от него повышенного интеллектуального или зрительного напряжения. В этом случае ребенку предлагается более упрощенное задание, не выходящее за рамки темы. Другому же мало и 10 минут – ему хочется добиться большего, самоутвердиться, обязательно закончить начатое, озвучить свою работу, дополнить ее текстами собственных сказок, загадок или рассказов. Тут нужно дать ребенку возможность спокойно закончить работу. Важно, чтобы каждый ушел с занятия с чувством удовлетворения собственной победой. Но и в этом случае нужно помнить о чувстве меры. Пребывание ребенка перед компьютером не должно превышать предельно допустимой временной нормы для его возраста. И это требование педагог обязан четко выполнять, а дети – понимать и помнить, что занятия строго регламентированы и их общение с компьютером ограничено во времени.

Такой подход к вопросу раннего обучения детей работе на компьютере нашел свое понимание со стороны родителей и их активную заинтересованность в этом. Неоднократное участие наших детей в различных фестивалях и конкурсах и получение ими позитивных оценок в виде грамот и дипломов еще раз убеждают пап и мам в правильности выбранного подхода к решению проблемы ранней компьютеризации дошкольного образования.

Кроме того, возможно, главный результат обучения компьютерной грамотности в детском саду состоит в том, что дети подходят к школе более развитыми в интеллектуальном отношении. Начало обучения в первом классе для ребенка перестает быть шоком, а усвоение учебного материала происходит более глубоко и продуктивно*.

Результаты нашей работы показали: применение компьютерных технологий в дошкольном образовании – это еще одно весьма эффективное средство развития психологической готовности ребенка к жизни в информационном обществе.

Татьяна НИКИШИНА, Людмила НЕФЕДОВА, воспитатели детского сада №1488, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте