Уже в нескольких номерах «Учительской газеты» (№44, 46, 49, 51 за 2021 год) обсуждается тема конкурса «Учитель года»: на что нужно обратить внимание, готовясь к следующему профессиональному состязанию. Она близка мне и как участнице конкурса, и как члену жюри. Думаю, ее обсуждение пойдет на пользу конкурсу, а значит, и учительской профессии в целом. Итак!
«У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление» – эту фразу говорили многие известные люди, но дело сейчас не в авторстве, а в ее сути. Посылая свою медиавизитку на суд жюри, все конкурсанты, безусловно, понимали, что просмотр ее и составит то самое первое впечатление.
Да, жюри оценивало медиавизитку по группам, но ведь никто не запрещал посмотреть все или хотя бы часть.
Да, группы жюри после заочного тура были переформированы. В очном туре мы оценивали уже других конкурсантов. Но ведь разумно перед личной встречей посмотреть ролик. Не сомневаюсь, это сделали большинство экспертов.
Безусловно, медиавизитка дала возможность заочно познакомиться с участниками конкурса, в этом ее большой плюс. Вопрос в другом: кого мы оценивали, проставляя за нее баллы?
Давайте по-честному: мы оценили возможности региона.
Начиная с того, что где-то традиционно конкурсантов готовят командой, и это хорошо, а где-то (тоже по печальной традиции) конкурсант брошен на произвол судьбы, сам барахтается, пытаясь сочинить урок, обобщить опыт в мастерской, да еще и ролик про себя снять…
Самостоятельно это сделать можно. Правда-правда. Проверьте себя сами. Берите смартфон и снимайте, потом монтируйте, накладывайте звук и титры. Только никого не зовите на помощь. Если не очень получается, не огорчайтесь. Это нормально. Вы же не звезда ТикТока или Федор Бондарчук, к примеру.
Только тогда не стоит строго судить ролики, снятые явно самостоятельно на коленке. Не надо быть экспертом кино, чтобы выделить их среди всех. Перед людьми, сделавшими эту работу в одиночку, лично я снимаю шляпу. Конечно, они несколько уступают по красоте картинки командным работам, зато в них точно виден человек, имеющий смелость не перекладывать этот труд на плечи команды (которой может попросту не быть, как мы знаем).
И даже командная работа над роликом не всегда залог качественного продукта, который будет как минимум приятно смотреть. Операторов и режиссеров уровня «красиво снимем вашу свадьбу» везде хватает, но их поделки часто так и остаются на уровне съемок свадеб и выпускных. Содержательная часть может просто выпасть, уступив главную роль потрясающим съемкам с дрона и вылетающим навстречу изумленному зрителю титрам всех цветов и размеров. Но ведь и такую работу нужно как-то оплатить. Или замотивировать съемочную группу на гуманитарную помощь конкурсанту (проще заплатить, честное слово!).
Были и ролики высокого уровня, в которых чувствовались и работа сценариста, и твердая рука режиссера, и зоркое око оператора, вовремя выгнавшего из кадра всех, не относящихся к процессу, и актерское мастерство главного героя, мужественно вытерпевшего многочисленные дубли, в уме судорожно считающего уже даже не дни, а часы до конкурсного урока, к которому надо сделать еще это и вот это…
А если учесть, что за столь трудозатратный и энергоемкий процесс съемок можно было получить максимум 10 баллов, то возникает вопрос: овчинка выделки вообще стоит? Стоит ли выкладываться на трехминутный ролик, если основная задача – его величество урок?
Возможно, у кого-то весь запал ушел действительно на медиавизитку, а на урок и мастерскую сил просто не хватило… А кто-то осознанно принял решение снять как получится и не заморачиваться спецэффектами, ведь и такое наверняка было!
И еще один момент. Я считаю, что любой режиссер снимает свою картину про себя. Именно свое видение той истории, которая потом покажется на экране. Для этого режиссер и нужен, работа у него такая. Тогда, насколько ознакомили нас с личностями конкурсантов их медиавизитки, снятые с помощью профессионалов? Или мы увидели взгляд со стороны на всех этих замечательных и, безусловно, достойных учителей? Если цель была именно такая, то все получилось. Тогда при чем тут оценивание конкурсантов?
Немного истории. В 2018 году во время финала конкурса «Учитель года» был запущен конкурс роликов в поддержку конкурсантов. При этом главным героям запрещалось участвовать в процессе создания этих видеоклипов, таково было условие. И победу в этом конкурсе одержала Хакасия (я обнаружила, что многие даже не помнят об этом!), причем именно потому, что этот ролик явно был сделан детьми. Совершенно далекий от идеала, он искренне и с любовью рассказал о сельском учителе истории и обществознания Ирине Сулековой. Дети и получили главный приз.
Такая же история была и в 2019 году, визитки учителей делали по определению не они, баллы за это не получали, а возможность получить то самое первое впечатление о конкурсантах была…
Создание медиавизитки – это не новшество на конкурсе. А вот первое знакомство с конкурсантами или оценивание их по итогам просмотра такого ролика можно сравнить со школьной лабораторной работой по физике, выполненной с помощью мощностей ЦЕРН: безусловно, круто, дорого, замечательно, только зачем? Любые инструменты должны быть оптимальны для процесса, а не максимальны…
Есть и такой инструмент в арсенале конкурса, заточенный именно для получения представления о личности конкурсанта, не требующий привлечения всей «королевской рати» или мощностей киностудий. Он требует только личной подготовки к состязанию. Ну так и в конкурс люди идут обычно осознанно, обобщив некий опыт, ощущая некий потенциал. Думаю, понятно, что я имею в виду. Это эссе, причем написанное в очном режиме, без помощников, по только что объявленной теме.
Вот тут все оказываются на равных. Разве что филологи имеют небольшое преимущество, да и то не всегда. А создание медиавизитки на равных условиях – это утопия… Тогда, может, не стоит их оценивать вовсе, как это уже и было?
Или посадите всех в одинаковые студии без помощников и дайте возможность людям самореализоваться уже и в кинематографе в ограниченное время. Кстати, на адреналине человек способен и не на такое!
Откроем ли мы в таком случае новых Бондарчуков? Очень сомнительно. Да и цель у конкурса другая – найти Моцартов от педагогики (такая метафора родилась у Ирины Димовой, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты», к ней она иногда прибегает в своих статьях и выступлениях, говоря о сверхзадачах конкурса). И им совершенно не обязательно при этом быть режиссерами, операторами или монтажерами. И оцениваемые испытания у них должны быть связаны непосредственно с педагогикой.
А видеовизитку, даже если она останется, давайте оценивать как то самое первое впечатление. И оно в случае лучших учителей страны может быть только хорошим или очень хорошим. И, на мой взгляд, без баллов.
Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики школы №1 имени В.П.Леонова ст. Зеленчукской, Карачаево-Черкесская Республика, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018, член жюри конкурса «Учитель года России»-2021
Комментарии