Сегодня к учителям предъявляются большие требования. С каждым годом совершенствуются методики, внедряются новые учебные планы и программы. Инновационный процесс захлестнул школу. О гимназиях и лицеях мы говорим как о состоявшемся явлении.
Теперь даже на селе можно получить университетское образование. Например, у наших соседей в Нововаршавке открылся филиал педуниверситета. Мы этим гордимся.
Но о каких бы аспектах модернизации образования ни шла речь, главное, на мой взгляд, – защита интересов учительства. Говорю об этом не только как председатель районной организации профсоюза отрасли, но и как учитель. Ведь педагоги не только обучают, но и воспитывают детей и молодежь, укрепляя тем самым духовно-нравственную и социально-культурную целостность общества, создавая преемственность поколений.
Государственная забота
Убеждена, что приоритетным направлением деятельности наших профсоюзных организаций должны быть меры по усилению защиты социально-экономических прав и профессиональных интересов всех, кто занят обучением и воспитанием подрастающего поколения. Вспомним наши акции протеста, профсоюзные собрания, письма, телеграммы. Последние годы наш профсоюз боролся за возвращение школе государственного статуса и изменение неэффективной системы финансирования общего образования.
Наш голос услышан: школу вернули государству. Президент России Владимир Путин 7 июля подписал Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений». Теперь финансирование общеобразовательных учреждений отнесено к компетенции субъектов РФ. Отныне в своих бюджетах регионы должны предусматривать средства органам местного самоуправления в размере, необходимом для организации учебного процесса, включая оплату труда учителей и других работников муниципальных образовательных учреждений, расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.
За органами местного самоуправления сохраняется ответственность за финансирование расходов на ремонт зданий образовательных учреждений, приобретение оборудования, коммунальные платежи, а также право на установление различных доплат и надбавок, увеличение нормативов финансирования за счет собственных бюджетных средств.
Так по закону. Но на деле все зависит от властей предержащих. Каждому трудовому коллективу, первичным профсоюзным организациям, на мой взгляд, следует настаивать на реализации буквы закона. Иначе положение учительства, школы в целом не улучшится. Не промедлить бы!
Нужны конкретные шаги. Такие, как указ губернатора Омской области Леонида Полежаева, по которому с 01.07.2003 г. установлена ежемесячная надбавка в размере 15% должностного оклада (тарифной ставки) работникам организаций, финансируемых из областного бюджета, до введения новых условий оплаты труда работников бюджетной сферы. Хоть и небольшая, но все же поддержка. Конечно, мы рассчитывали на повышение зарплаты. Но не всегда получается так, как задумано. Главное, лед тронулся. С надеждой ждем увеличения оплаты труда с 1 октября. Рассчитываем, что Госдуму поддержат сенаторы и ставки ЕТС будут увеличены в 1,33 раза.
Кадровая политика
Что касается кадровой политики, выделю следующие направления защиты социально-экономических прав работников.
Первое – предоставление государственной поддержки при покупке жилья, строительстве и реконструкции жилых помещений. Существующая программа губернатора не по карману учителям, льготы слишком малы по сравнению с суммой, которую нужно заплатить. Нужна помощь депутатов Законодательного собрания области, органов местного самоуправления. У нас в районе есть педагоги, которым государство помогло приобрести жилье. Два общежития для педагогов в райцентре помогли разрешить жилищные проблемы. Но есть семьи, остро нуждающиеся в разрешении «квартирного вопроса». Им без помощи не обойтись.
Второе – погашение задолженности по пособиям на книгоиздательскую продукцию.
Третье – предоставление льгот по коммунальным услугам для работников бюджетной сферы. Здесь много проблем. Без вмешательства государства их не разрешить.
Досрочная пенсия
Предмет особой заботы – оздоровление педагогов. В нашей Омской области есть замечательные здравницы. Но не все остронуждающиеся могут позволить себе лечение в них. И депутатам Законодательного собрания, и депутатам Государственной Думы следует продумать и решить проблемы финансирования санаторно-курортного лечения бюджетников.
Одна из сложных задач – приобретение права на досрочную пенсию. Справедливости ради отмечу, что профсоюзу удалось решить отдельные вопросы, связанные с трудовой пенсией.
Однако органы, назначающие досрочные трудовые пенсии педагогам, в ряде случаев требуют от работников представления документов, не предусмотренных действующим законодательством. Например, сведения об отпусках, предоставленных в связи с обучением, о времени нахождения на курсах повышения квалификации за все периоды трудовой деятельности. Другие нарушения: в стаж не включаются периоды трудовой деятельности работника, связанные с предоставлением отпусков по уходу за ребенком до 06.10.1992г., с повышением квалификации, командировками, с предоставлением выходных дней лицам, имеющим детей-инвалидов, и др.
В результате многие работники вынуждены обращаться в суд. Судебный процесс не привлекает учителя. Однако это единственная возможность отстоять свое право на льготную пенсию.
И профсоюз не дремлет. Удалось отстоять тождественность должности «музыкальный работник» должности «музыкальный руководитель». В Правительство РФ направлены предложения от имени министерств образования и здравоохранения РФ и двух профсоюзов (образования и здравоохранения) о внесении изменений в действующее законодательство по льготной пенсии. По поручению Правительства РФ эти предложения рассматриваются Минтрудом РФ, Пенсионным фондом с участием заинтересованных сторон.
Деловой разговор
Хотелось бы сказать о роли профсоюзных собраний, производственных совещаний. Увы, сегодня во многих образовательных учреждениях не возникает открытого делового разговора. Почему? Педагоги рассказывают мне о своих проблемах и тут же просят: «Не сообщайте администрации». Больно об этом слышать. Почему работник не обращается к работодателю? Это происходит по трем причинам:
• работника некому выслушать;
• работник знает, уверен, что ему не помогут;
• работник боится преследования за критику.
Все вышеперечисленное провоцирует конфликты. Нам это знакомо, потому что в течение года чиновникам отдела образования, членам президиума райкома профсоюза не раз приходилось выезжать в учреждения для изучения микроклимата.
Много обращений по вопросам оплаты труда, трудовому законодательству (увольнение, сокращение штатов). Почему возникают эти вопросы? Нет должной гласности, принципиальности при обсуждении коллективного договора и других локальных актов: «Положение о доплатах и надбавках», «Правила внутреннего трудового распорядка», «Соглашение по охране труда» и др., которые утверждаются на собраниях трудового коллектива. А ведь вопросы политики могут успешно решаться лишь совместными усилиями органов управления и отраслевого профсоюза. Основные формы социального партнерства: соглашение отдела по образованию и районной организации Профсоюза работников образования и коллективный договор в образовательном учреждении.
Следует иметь в виду, что интересы работников на уровне конкретной организации (образовательного учреждения) по вопросам осуществления различных форм социального партнерства, предусмотренных статьей 27 Трудового кодекса, представляет первичная профсоюзная организация.
Адресная помощь
Необходимо оказывать адресную помощь. Например, попечительские советы школ, спонсоры, руководители АО, главы сельских администраций, глава муниципального образования А.А. Ельцова ежегодно проводят ремонт в образовательных учреждениях. Особую признательность выражают черлакские средние общеобразовательные школы № 1, 2, гимназия, детский дом – школа. Сейчас здесь уютно и красиво.
Продумано оформление кабинетов, коридоров в Иртышской, Елизаветинской, Солянской, Николаевской, Курумбельской, Большеатмасской средних общеобразовательных школах. Не обойдены вниманием и основные общеобразовательные школы: Ольговская, Макаркинская, Михайловская, Малоатмасская. Получили поддержку начальные школы – Ольховская, Северная.
Этот опыт убеждает, что реально существующее социальное партнерство – залог успеха. Полагаю, что эти вопросы будут рассмотрены на предстоящих в 2004 году отчетно-выборных профсоюзных собраниях, а стало быть, разговор пойдет прежде всего об интересах учительства.
А.Викулова, председатель Черлакского райкома Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии