– Представляешь, моего ребенка чуть было не “зарезали” на экзамене! Пришлось воевать с преподавателями. Это просто безобразие, три флакона валерьянки за неделю выпила…
Знакомая картина: апрель – май – горячая пора для родителей будущих “первачков”. Озабоченные мамы и папы, словно птицы, разлетаются по школам в надежде отыскать для своего отпрыска приличное учебное заведение. В большинстве случаев родители в ступоре застывают перед школами, носящими гордое название – специализированные. После чего начинается осада, которая заканчивается настоящим штурмом: еще бы, ведь на 60 потенциальных мест 300, а то и более заявлений!
Возникает закономерный вопрос – а надо ли?..
Ребенком можешь ты не быть, но вундеркиндом быть обязан!
На так называемое школьное собеседование с психологом посторонних обычно не пускают. И правильно делают, потому что зрелище не для слабонервных! Во всяком случае, так мне показалось после того, как мне любезно разрешили посетить это испытание в “английской” школе N 57 Владивостока, той самой, после визита в которую моя знакомая срочно побежала скупать по аптекам валерьянку.
– …Теперь я назову тебе слова, а ты должен мне их повторить!
Далее строгая тетенька произносит набор слов этак из пятнадцати. Я вижу, как напрягается лицо мамы тестируемого малыша. Она сидит напротив и, видимо, пытается сделать то же, что и я, – мысленно вспомнить и воспроизвести только что сказанное психологом. Дохлый номер! Чувствую, что безнадежно ломаюсь на четвертом слове. До семилетнего мальчугана, который начал выстреливать слова одно за одним, мне явно далеко! Такое впечатление, что маленький Костя, блестяще справившийся потом и с другими, не менее сложными заданиями, в последние годы посещал не детский сад, а как минимум школу юных разведчиков. Впрочем, это недалеко от истины.
– Собеседование, подобное нашему, есть во всех специализированных школах, где при обучении детей предполагаются повышенные нагрузки, – рассказала мне потом психолог 57-й школы Ирина Корольчук. – Я не вижу иного способа проверить готовность ребенка к восприятию сложной программы. Хотелось бы подчеркнуть, что наше собеседование – дело сугубо добровольное. Я согласна, что это непростое испытание. Чтобы его выдержать, дети должны специально готовиться. Кому-то хватает занятий в садике, с кем-то родители занимаются дома или водят на специальные курсы. К сожалению, нередко бывает так, что ребенка, который явно “не тянет”, мамы и папы, вопреки здравому смыслу, непременно хотят видеть в нашей школе. Не понимая одной простой вещи – на фоне действительно способных ребят их, как говорится, нормальный, вполне обыкновенный ребенок со средними способностями рано или поздно ощутит себя неуспешным. Это неминуемо приведет к психологическому срыву…
– Для того чтобы попасть в спецшколу, в том числе и нашу, у потенциального первоклассника должна быть первая группа здоровья. То есть отсутствовать хронические заболевания, – говорит Галина Лунина, зам.директора по учебной работе школы N 57. – Зачастую родители идут на прямой подлог, то есть приносят от врача фиктивные справки. Уж каким способом они их добывают и сколько это стоит, не знаю! А в итоге через несколько лет, а то и месяцев скрытые заболевания обостряются. И что нам потом прикажете делать с таким учеником?
Казалось бы, все логично и правильно. “Что положено Юпитеру, не положено быку…” Есть только одно маленькое но. Министерство образования РФ категорически запрещает проведение подобных испытаний при приеме в первый класс!
Для кого закон не писан?
– Любой экзамен или даже собеседование при приеме – это грубейшее нарушение закона, – утверждает в одном из газетных выступлений начальник отдела начального образования министерства Ирина Петрова.
Еще в 1998 году Минобразование разослало в регионы специальное письмо “О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений”. Там черным по белому написано, что школы не вправе требовать при приеме справки с места работы родителей, проводить конкурсы, тестирования и собеседования в форме экзаменов, не принимать детей из неблагополучных семей, брать деньги за обучение по “особым” программам, на повышение квалификации учителей, на надбавки к их заработной плате. И уж тем более вымогать у родителей “добровольно-принудительный” взнос на нужды школы!
Конституция России и Закон “Об образовании” гарантируют право свободного выбора образовательного учреждения.
Закон пока никто не отменял. Но, похоже, пока никто и не выполнял!
– Тестирование детей в наших школах не проводится, – категорически заявил высокий чиновник краевого управления народного образования. – Да, собеседование есть, но право на него записано в уставе образовательных учреждений. А как вы предлагаете отбирать детей, если на одно место в первом классе претендуют пять-шесть человек?
Логика железная! У меня только один наивный вопрос – с каких это пор устав школы стал иметь большее юридическое значение, чем российский закон? А если в устав еще чего написать, к примеру, узаконить ежемесячную плату за обучение, которая и так, что там греха таить, местами берется негласно? Что же касается пресловутого отбора детей, то, видимо, не зря его запретили в столь категоричной форме. Можно себе представить, какой мощнейший стресс испытывает маленький человек до и после испытания! Ведь это настоящая психологическая экзекуция с непредсказуемыми последствиями. Психуют родители, волнуется ребенок, а ну как не возьмут – катастрофа! Кто сможет с уверенностью определить, насколько негативно она отразится на формировании юной личности? Теперь о конкурсе в пять человек на место. Объясните мне, почему вообще в школу выстраивается очередь, как в застойные годы за колбасой? Если есть спрос на учебные заведения, в которых углубленно изучается, к примеру, английский язык, так, значит, должно быть и соответствующее предложение! Сегодня же на весь Владивосток не наберется и десятка подобных образовательных структур. Допускаю, что в массовом порядке спецшколы и не требуются. Но, на мой взгляд, в каждой обычной школе должен быть хотя бы один специализированный класс. Это вполне реально, весь вопрос – в желании для начала хотя бы исполнять закон! Тогда серьезная проблема, которая на самом деле является искусственно надутым мыльным пузырем, лопнет сама собой. А рыщущие в поисках “запретного образовательного плода” родители, вполне возможно, наконец-то задумаются: так ли уж необходимо их ненаглядному чаду запредельно раннее погружение в английский, математику, физику и прочие модные ныне премудрости?..
“Я не знаю, кому и зачем это нужно…”
За комментариями по проблеме я обратилась в Центр службы практической психологии образования во Владивостоке, сотрудникам которого нередко приходится сталкиваться с проблемами перегруженных обучением детей.
– В специальных школах действительно очень большие нагрузки, и физические, и психологические, с которыми тяжело справиться порой даже здоровому ребенку, – считает директор Центра Татьяна Ростовцева. – За рубежом, если родители отдают свое дитя в подобные учебные заведения, они дают письменное согласие на это плюс к тому берут на себя определенные обязанности. К примеру, создать оптимальный режим дня, отдыха, обеспечить качественное и полноценное питание. А у нас зачастую пытаются объять необъятное, то есть помимо спецшколы семилетний малыш должен еще успеть в бассейн, на шахматы и на бальные танцы! Учиться в элитных школах престижно, вот и пихают туда детей всеми правдами и неправдами, покупая справки о хорошем состоянии здоровья, а иногда впрямую давая деньги на так называемое развитие школы. Ведь это не секрет, что в престижную школу могут принять любого, если родитель хорошо заплатит! Очень много людей, которые пользуются этой ситуацией дикого рынка образовательных услуг. А то, что через полгода школьник на грани инвалидности, нервного и физического истощения, никого не интересует! По моему глубокому убеждению, если малыш здоров и ходит в школу, пусть даже самую обыкновенную, с радостью, то он все осилит в меру своих способностей. И не надо ребенка, которого тошнит от математики, определять в технический лицей только потому, что так хочет “продвинутый” папа. Это преступление! Второй момент. В начальных классах главное – научить ребенка мыслить, привить ему интерес к получению знаний в принципе. Здесь многое зависит от личности педагога. Вот к его выбору я советую подойти очень серьезно. Специализированное обучение логично начинать позже, когда уже выяснится, к чему лежит душа. Да и потом, сколько примеров из жизни, когда выпускники так называемых спецшкол, закончив учебное заведение, в том же английском, что называется, дуб дубом! А ребята из простых районных школ берут призы на олимпиадах и бесплатно поступают в языковые вузы. Так что я бы, например, сильно подумала, прежде чем перевести первоклассника на режим “чрезвычайного обучения”…
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток
Комментарии