Директор кировской школы с углубленным изучением отдельных дисциплин №28 имени Октябрьской революции заслуженный учитель РФ Николай Евгеньевич ЦЕЛИЩЕВ первым в стране принял идею электронного журнала. И не только принял, он будто всей своей предыдущей директорской жизнью пришел к выводу о насущной необходимости и спасительной эффективности этого средства педагогического производства. «Есть проблема – найдем решение» – это его жизненный девиз. В чувстве юмора нашему собеседнику тоже не откажешь. «Мы и должны быть революционерами по статусу – держим марку: названию своей школы должны соответствовать».
Целищев из той породы людей, которым надо все самим попробовать на зуб и проверить на прочность. Из тех, кто доверяет только собственному опыту и знает ответы на все вопросы в том деле, за которое несет ответственность, поэтому пользуется исключительным доверием своего педколлектива и коллег во всех регионах страны. Директор активный пропагандист электронного журнала – новшества, опробованного и усовершенствованного им на собственных ошибках. Он считает своим долгом помочь коллегам пройти этот путь быстрее и никому не отказывает в помощи: проводит семинары, мастер-классы, вебинары и… дает интервью.- Николай Евгеньевич, расскажите, каково это – быть первым?- Да я об этом особенно и не задумываюсь. Сама жизнь подвела к решению этой задачи. Где-то только приступают к внедрению электронного журнала, а мы уже 5 лет используем электронный журнал AВЕРС как единственную форму учета текущей успеваемости. То есть бумажный журнал мы не ведем! В рамках России это уникальный опыт. Даже в Москве только недавно решились на такой эксперимент. Но это только фрагмент школьной биографии. Идеология нашей работы строится на информатизации всех процессов в логичной последовательности.- Говорят, в вашу школу строятся очереди из родителей с детьми…- Не буду скрывать, желающих у нас учиться больше, чем мы можем принять. Наверное, это и есть признание правильности выбранного нами пути.- Что стало для вас движущей силой для всеобщей информатизации своей школы?- Как директор я обязан создавать условия для развития своих учеников и плодотворной работы учителей. А нормальной работе очень мешают кубометры бумажных отчетов. Справиться с ними нам удалось с помощью электронного журнала. Впрочем, введение ЭЖ никогда не было самоцелью. Я считаю, что учитель не должен использовать компьютер только для заполнения электронного журнала, это большая роскошь. Он должен служить для обучения, развития. Поэтому в нашей школе появилось две «фишки». – Интересно…- Первая «фишка» – информатизация образовательного процесса. Убежден, информатика сегодня – это универсальный предмет, который нужен всем. Со второго класса мы ведем его по авторской программе, а с 5-го по 7-й класс – по углубленной. В профильных 8-9-х классах дети изучают информатику, ИКТ и программирование, а в 10-11-х классах идет целенаправленная подготовка специалистов с присвоением квалификации «оператор ЭВМ». Вторая «фишка» – у нас все-таки многопрофильная школа, поэтому в начальных классах никакого углубления! Но мы уже с первого класса привлекаем детей к научно-исследовательской работе, робототехнике. – У вас должна быть очень мощная материальная база.- Да, каждый класс оборудован интерактивным комплексом – компьютер, проектор, интерактивная доска. Есть два стационарных компьютерных кабинета и один мобильный. Две интерактивные системы опроса и голосования. Есть локальная сеть, есть точки доступа wi-fi там, где трудно было провести сеть, например в спортзале. И наш учитель физкультуры работает с планшетником, заполняет электронный журнал на уроке…- Очень впечатляет. И вызывает закономерный вопрос: где вы взяли деньги на этот амбициозный проект? – Все, что мы имеем, нам никто не подарил, мы сами заработали.- ???- Сначала были гранты! Силами упорного труда всего коллектива и администрации мы дважды – в 2006 и 2008 гг. – выигрывали по миллиону, а в 2010-м получили областной грант по конкурсу социально значимых проектов в номинации «Электронная школа», это еще 2 миллиона. Приобретя новейшее оборудование, мы постарались сделать все, чтобы оно работало максимально эффективно. – С таким мощным техническим оснащением не так-то просто справиться. Оно должно работать как часы, без сбоев и остановок.- Это особая и очень важная тема. Я принципиальный противник того, чтобы всю технику обслуживал учитель информатики, как это принято в школах, потому что учитель должен учить. И не обязан преподаватель физики работать электриком, а учитель труда – столяром. Мы ввели в штат системного администратора, трех инженеров-программистов и трех техников-программистов. – Но им же надо платить зарплату.- Конечно! И уверяю вас, грамотное профессиональное обслуживание техники позволяет сэкономить солидные средства. Например, вовремя заметить неисправность вроде сломанного кулера гораздо дешевле, чем потом менять сгоревший процессор, который стоит тысячи. – То есть перед тем как электронный журнал вошел в жизнь школы, вы проделали большую работу по информатизации, подготовили педагогов, и дальше процесс пошел сам собой…- Не так все просто. Когда я решил внедрять электронный журнал, далеко не все приняли идею на ура. Учителя консерваторы по своей природе и считают, что не нужно менять то, что можно не менять. Я сначала рассказал, потом показал, затем сделал так, чтобы учителя обучали друг друга. Очень скоро они сами увидели реальные преимущества ЭЖ, оценили возможность легко посчитать средний балл, присвоить разный статус отметке, «подсветить» двоечника. Спустя год, когда стало очевидным, что система работает эффективно, я объявил: мы отменяем бумажный журнал! Коллектив зааплодировал. Это было в 2009 году. – Расскажите, как вы работаете с журналом.- Раньше, когда заканчивалась четверть, учителя писали отчеты: это баллы, динамика, проценты, диаграммы. Теперь в электронном журнале нажатием кнопки можно получить всю статистику. То есть машина берет на себя самые трудоемкие этапы, а нам остается сделать анализ, выявить проблемы и принять управленческое решение. Сотрудничая с АВЕРС, я сам участвовал в постановке задач разработчикам, составлял ТЗ. И никогда не отказался бы от бумажного журнала, не убедившись в стабильности работы программы, в том, что могу контролировать архивы и обеспечить резервное копирование данных.- Директор может видеть ситуацию по всем предметам по всем классам. А учителя?- Только по своему предмету и своему классу. Есть разграничение доступа. А зачем учителю сравнивать, как ребенок учится по другим предметам? Пусть он относится к этому беспристрастно. Есть свой предмет, класс, есть ребенок, есть стандарт, вот и давай, оценивай! – Есть ли у учителя возможность исправить двойку?- Да, это очень важно! Ученик, получивший двойку, боится наказания и прячет дневник. Учитель потом эту двойку закрывает хорошей отметкой, но двойка-то остается. А теперь есть возможность исправить отметку, когда учитель убедился, что ученик действительно освоил тему. При этом исправления, сделанные учителем, видны завучу и директору. – Как оценили нововведение родители?- Позитивно. У них есть возможность следить за успеваемостью своего ребенка через sms: посылают запрос на телефон и получают отметки за неделю. За запрос платит родитель, за ответ – школа. Это все работает много лет, люди привыкли и очень довольны. – Как можно войти в систему?- Очень просто: ввести логин и пароль. У каждого учителя и ученика есть свой логин и пароль, который позволяет войти не только в журнал, но и в информационный киоск, на школьный сайт. – Электронный журнал интегрирован в сайт школы?- Да! Я категорический противник облачных технологий в работе электронного журнала! Знаю, многие проекты навязывают школам – они бесплатные, но иногда имеет смысл заплатить, чтобы ни от кого не зависеть. Поэтому у нас все находится на своем сервере и доступно по локальной сети независимо от Интернета. А на сервере нашего провайдера есть зеркало ЭЖ, куда дважды в день автоматически отсылаются сведения об отметках, причем без персональных данных. – А как быть с тем, что у нас документом официально признается только бумажный журнал?- На самом деле нет. В 2011 году, после того как президент посоветовал активнее работать с электронными журналами, Минобрнауки выпустило методрекомендации. В сопроводительном письме было четко написано: на основании Закона «Об образовании» учет текущей успеваемости находится в компетенции ОУ и существующая нормативная база позволяет полностью отказаться от бумажных журналов. Немного погорячились… И в феврале 2012 года вышло нормативное письмо Минобрнауки, где отмечено, что современная база пока не позволяет повсеместно отказаться от бумаги. Так вот AВЕРС дает возможность в конце года создавать вариант журнала для печати! Остается лишь переплести его, заверить печатью и подписью. Кстати, нормативным документом, регламентирующим ведение журнала, до сих пор является письмо от 1974 года. Там сказано, что журнал надо заполнять чернилами. А в картридже принтера тоже чернила, так что все формальности соблюдены. Но я теперь просто перевожу журналы в Excell и в любой момент могу просмотреть и предъявить для проверки их все за прошлые годы. Дополнительно итоги года мы закатываем на диск в формате для печати и отправляем в архив. – В Москве всем предлагают использовать одну систему, для единообразия. У вас AВЕРС…- У нас в Кирове у всех AВЕРС. Но это ведь не столь важно. Главное, чтобы руководители наверху собирали итоговые сведения, а их может предоставить любая система – в doc, pdf или в Excell. Устанавливать везде одну систему необходимо, когда руководство действительно захочет избавиться от ненужной отчетности. Ведь внутри школы я свел эту отчетность к минимуму, и все благодаря AВЕРС. То же самое можно сделать и на уровне города, района, области! Сегодня чиновники часто запрашивают у директоров сведения, которые могли бы получать независимо от нас, одним нажатием кнопки. – Как вы оцениваете отдачу от работы с электронным журналом?- Нельзя выразить в процентах то, что мы получили. Учителя теперь гораздо больше времени уделяют работе с детьми и подготовке к урокам, а не писанине. Стали уверенными пользователями ИКТ, что позволило наладить контакты со школами Великобритании, Гонконга, Дании, Венгрии, Шотландии и даже Индонезии! Мы участвуем в международных проектах, дети переписываются, делятся информацией. Вот уже три года активно работаем по программе обмена со школой из немецкого Бремена, которую тоже нашли через Интернет.- Итак, с чего нужно начать директору школы, который готов к инновационным решениям, чтобы справиться с бумажным валом?- Первое – оснастить школу техникой, создать условия для того, чтобы каждый учитель работал с ЭЖ на своем рабочем месте. Второе – обучить всех работать с этой техникой и программами. Третье – обязательно создать локальную сеть, без этого вся затея теряет смысл. Четвертое – найти людей, которые обслуживали бы парк техники. Пятое – смело ставить перед собой новые задачи и двигаться дальше!Анна ЕЛАНСКАЯ, Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии