search
main
0

Революция может быть цифровой

Мы живем в очень интересную эпоху – эпоху цифровой революции. Именно благодаря стремительно развивающимся цифровым технологиям преподавание иностранных языков (как, впрочем, и других предметов) неизбежно претерпевает принципиальные изменения. Школьные кабинеты перестают быть единственным местом, где учащиеся получают знания: благодаря Интернету и мобильным сетям доступ к информации открыт 24 часа в сутки практически везде. Учитель и учебники уже не единственные источники информации. Более того, у издательств, публикующих учебники, нет больше монополии на создание учебного контента – сегодня тысячи учителей во всем мире создают и публикуют в Сети учебные материалы, которые зачастую оказываются более удачными и удобными для использования. И наконец, новые цифровые технологии позволяют переосмыслить процесс обучения и разработать новые формы организации и проведения занятий.

Для того чтобы говорить сегодня с детьми на одном языке, нужно понимать, что они родились и растут в цифровой среде. То, что для нас новая технология, что-то незнакомое и необычное, для них естественная и неотъемлемая часть повседневной жизни. Другими словами, начальная школа, в которой у ребенка нет возможности пользоваться компьютером и другими привычными для него гаджетами, вряд ли может стать ему вторым домом.

Маленькие дети приходят в школу, имея значительный учебный опыт. Этот опыт они получили, играя в многочисленные компьютерные игры, множество которых предлагается на рынке программных продуктов. В процессе игры они учатся быть внимательными, концентрироваться, быстро принимать решения, делать самостоятельный выбор, определять причинно-следственные связи, выстраивать стратегию. Можно смело сказать, что в компьютерной игре ребенок может приобрести много положительных качеств.

Принципиальное отличие компьютерной игры от школьного опыта состоит в том, что игры разрабатывают специалисты-игротехники. Главная задача игротехников – зацепить детей: сделать так, чтобы они возвращались к игре снова и снова, тогда как у учителей в школе нет такой задачи. Как правило, учитель твердо убежден в том, что самое главное – это передача содержания его учебного предмета. При этом форма подачи материала вторична и не столь существенна. Такой учитель исходит из того, что ученики обязаны учиться. Их долг – делать все то, что им предлагают. Однако многие из детей такие взгляды не разделяют и выполнять неинтересные задания не хотят. Такие дети очень быстро разочаровываются в школе – им там просто скучно. Говоря о начальном образовании, мы вряд ли сможем настаивать на долге учиться. Игра – естественная потребность детей этого возраста, а ответственность за выбор подходящих методик и учебных материалов, позволяющих эту потребность удовлетворить, лежит на нас, взрослых.

Сегодня все более популярным подходом к созданию учебного контента становится принцип эдьютеймента («edutainment» – слово, образованное слиянием двух английских слов: «education» («образование») и «entertainment» («развлечение»), который гласит: образование должно быть максимально развлекательным, а развлечение -максимально образовательным. При этом для огромного количества детей понятие «развлечение» неразрывно связано именно с компьютерами и Интернетом.

В нашей школе в распоряжении учителей и учеников есть большое количество оборудования, позволяющего реализовать этот подход в урочной деятельности: интерактивные доски, мобильные классы Apple, цифровые видео- и фотокамеры, специальный сервер для подкастов и айпэ-ды – планшетные компьютеры компании Apple. Наши ученики уже с первого класса начинают работать с компьютерами и айпэ-дами. Мы стараемся найти для детей лучшие учебные программы и ресурсы.

Одним из самых востребованных онлайн-ресурсов для изучения английского языка в начальной школе оказался GickNKids -американский интерактивный анимационный курс обучения чтению и письму. С точки зрения содержания программа состоит из огромного количества упражнений на формирование и закрепление навыков чтения и письма. Но приложение так забавно сделано, что учителя довольны -дети проделывают большое количество упражнений, а дети счастливы, потому что им кажется, что они не работают, а просто играют. Они с удовольствием работают с этой программой и зачастую отказываются уходить на перемену, не доделав задание до конца. Это один из примеров того, как в своей работе мы реализуем принцип косвенного целе-полагания.

Помимо онлайн-ресурсов мы активно используем базовое программное обеспечение компьютеров Apple. Для закрепления полученных при работе с GickNKids навыков мы пользуемся текстовым редактором Pages, который есть как на компьютерах, так и на айпэдах. Удивительно, но, поработав с GickNKids, дети с удовольствием готовы печатать любые тексты в Pages, так как процесс печатания на компьютере уже ассоциируется с положительными эмоциями. Для отработки навыков произношения мы часто используем приложение для записи видео Quicktime Player на компьютерах и Camera на айпэ-дах. Естественно, при этом учитель формулирует некоторую коммуникативную задачу, дети ее решают, с удовольствием записывая себя на видео. Учитель контролирует ход выполнения задания и поправляет ошибки. Интересно, что при таком подходе замечания учителя вызывают у ученика не чувство досады, а чувство благодарности, ведь учитель помогает им создать хороший итоговый продукт, которым они смогут похвастаться перед своими друзьями и родителями. Учитель становится союзником и помощником, а не ментором и карателем.

Вообще если говорить о гад-жетах, айпэды пользуются наибольшей популярностью среди школьников, поэтому мы стараемся максимально задействовать их в процессе обучения. С помощью этих устройств очень просто на уроке организовать индивидуальную, парную и групповую формы работы. Сегодня в распоряжении учителя английского языка есть около 30 увлекательных интерактивных приложений, а мы постоянно ищем и загружаем новые. Сюда помимо специализированных программ для изучения языка входят словари и интерактивные книжки, а также програм-мы-«контейнеры» – так мы назвали программы, которые можно использовать на любом предмете, к ним относятся, например, PuppetPals, SockPuppets – виртуальные театры, для которых можно написать, а затем поставить сценку/пьесу. Озвучивают героев сами дети, для этого в программах предусмотрена возможность записи голоса. После окончания записи сценку можно загрузить на Youtube и показать своим друзьям и родителям. При таком подходе принципиально меняется целеполагание – дети не просто читают тексты ради самих текстов, а заняты созданием продукта. Для того чтобы продукт получился качественным, необходимо подготовить грамотно оформленный текст и записать его без ошибок.

Недавно мы начали активно использовать при работе с айпэ-дами еще один интересный программный продукт – BookCreator. Программа позволяет создавать книжки с иллюстрациями и просматривать их в программе iBooks. У этого приложения удивительно простой интерфейс, дети довольно быстро осваивают работу с ним. Учителя тоже учатся делать книги в программе Pages. Если взглянуть на эти книги, сделанные для работы на ай-пэде, то можно подумать, что попали в Хогвартс – иллюстрации на страницах двигаются, книга умеет разговаривать, менять типы и размеры шрифтов. Работая с подобными приложениями, дети примеряют на себя взрослые роли (профессии) – кинорежиссера и сценариста, актера и оператора, издателя и дизайнера. С этой точки зрения мы по мере возможностей работаем над тем, чтобы приблизить школу к реальной жизни.

Количество западных школ, использующих айпэды, неуклонно растет – во многих американских школах, например, айпэды вытесняют обычные компьютеры. Практически все, что может понадобиться сделать ученику в школе, можно сделать с помощью айпэда – печатать тексты, делать презентации, снимать и обрабатывать видео, делать фотографии, искать информацию в Интернете. Это ни в коем случае не означает, что ребенок становится придатком айпэда – объем работы с гаджетами можно и нужно контролировать, совсем необязательно каждый урок (или весь урок) тратить на это. Речь идет о том, что, имея возможность использовать современные технологии, мы просто обязаны использовать их в том или ином виде и объеме, если хотим, с одной стороны, заинтересовать детей, а с другой -подготовить их к взрослой жизни.

Как утверждают многие специалисты, анализируя особенности восприятия «цифровых аборигенов» (так сегодня называют тех, кто родился и вырос в окружении компьютеров, Интернета, электронной почты, игровых приставок, сотовых телефонов, и других гаджетов), видео стало для детей текстом. Если детям необходимо найти какую-нибудь информацию, они в большинстве случаев начинают свой поиск с Youtube, который становится все большей частью их интернет-жизни. Чтобы учитель и учебные материалы были по-настоящему успешны, они должны быть не менее интересными, чем Youtube. Поэтому одним из направлений работы преподавателей иностранных языков нашей школы стала работа по созданию учебных ви-деоподкастов. На школьном подкастном сервере у каждого учителя есть свой блог. Мультимедийный материал, который мы там размещаем, становится доступным всем ученикам. Родители и дети могут подписаться на подкасты через iTunes и автоматически получать новые выпуски. Для себя мы определили два типа подкастов – подкаст-видеорепор-таж, рассказывающий о том, чем занимаются дети на уроках, и учебный видеоподкаст, в котором учитель представляет какой-либо учебный материал. Если первый вид подкаста интересен детям и их родителям, то второй представляет интерес и для других учителей, которые, естественно, могут им воспользоваться. Создавая свои ролики, мы пытаемся нащупать наиболее оптимальный формат материала по времени и по форме подачи. Например, в качестве эксперимента мы использовали онлайн-сер-вис по созданию мультфильмов – goanimate.com. Эксперимент оказался успешным, и мы планируем использовать этот ресурс на постоянной основе.

Другой пример – многие учителя не раз отмечали, что ученики очень поздно узнают, что в английском языке есть 3 формы глагола. Мы хотели так построить обучение, чтобы дети естественным образом во втором – третьем классе через мультики и песни выучили три формы 30 неправильных глаголов. В сотрудничестве с телешколой (http:// www.internet-school.ru/) мы создали мультсериал про кота Макса, которому все время не везет.

Три серии уже можно посмотреть на Youtube, сейчас готовится четвертая. Чтобы посмотреть ролики, поставьте в поиск на youtube.comIrregularverbssong, MaxtheCat, Part 2. Кстати, ролики оказались успешными – более 25000 просмотров.

Для того чтобы эффективно применять ИКТ-технологии на уроке, учителям необходимо научиться работать с различными компьютерными приложениями и техникой. Для этого в нашей школе постоянно работают курсы повышения квалификации, все учителя кафедры раз в неделю собираются на учебу. Нельзя сказать, что все с легкостью осваивают новые технологии. Не все поначалу верят в эффективность использования новых подходов. Но мы исходим из того, что если считаем себя профессионалами, то должны развиваться и овладевать новыми технологиями. Овладев ими, каждый учитель самостоятельно может принимать решение, в каком объеме и как часто он будет использовать полученные знания и навыки, и это будет осознанный выбор профессионала. Однако, как показывает наш опыт, если учитель чувствует, что благодаря новым подходам отношение учеников к занятиям меняется к лучшему, он становится активным сторонником использования ИКТ в школе. Поэтому желаю всем учителям иностранного языка, а особенно тем, кто работает с маленькими детьми, не бояться начать изучать ИКТ и не откладывать на потом их использование в образовательной деятельности уже сегодня. Цифровая революция идет очень быстро, давая нам все новую почву для размышлений и педагогических экспериментов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте