search
main
0

Революция или бег на месте? Оставят ли готовые решения место для творчества

В конце января в Карельском институте развития образования прошел республиканский общественно-педагогический форум «ФГОС – 7 лет: движемся вперед!?». Семь лет – много это или мало? Можно ли уже подвести итоги? И каковы они? Дискуссия по этой непростой теме вызвала интерес и живейшие отклики ее участников. Одни говорили о том, что федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют слишком жесткие требования, причем не только к педагогам. Другие, наоборот, увидели во ФГОС новые возможности для творчества…

Елена СЕРГИНА, доцент Петрозаводского государственного университета, научный руководитель полисистемного образовательного округа «Центр»:- В федеральных стандартах второго поколения, которые, на мой взгляд, написаны неплохо, предложен в качестве основного системно-деятельностный подход. В итоге по ним мы получаем человека функционального, готового к исполнению конкретных действий в системе по достижению гарантированного результата. В данном случае системно-деятельностный подход как способ подготовки исполнителей очень хорош. Но наш соцзаказ, поставленный перед школой, – это воспитание творческого человека, способного социально и лично адаптироваться к любой нестандартной ситуации. Противоречие очевидно: с одной стороны,  исполнитель, а с другой – тот, кто может принять творческое решение.У меня ощущение, что ФГОС писали в большей степени психологи, но точно не учителя, потому что они не содержат никаких методических указаний. Как мы должны формировать учебные действия, если у нас нет набора тех самых универсальных учебных действий, которые должен выполнить учитель, чтобы в конце получить аналогичное действие ученика? Почему сегодня учитель должен тратить на подготовку урока в два-три раза больше времени, чем это было лет восемь назад? Это заставляет нас задуматься: либо нагрузка учителя велика, либо учеников много в классе. И самое серьезное, что заставляет стандарты работать вхолостую,  – стандарты не предложили индикаторы качества образования. В первую очередь ни по метапредметным, ни по личностным результатам. Сегодня наш учитель точно понимает, что, давая диагностическую контрольную работу ученикам, он должен включить наблюдение педагогическое, одновременно провести ряд психологических методик, которые он еще не отработал, не изучил и не принял, не умеет ими распоряжаться. Поэтому про результат мы не знаем – достигаем его или нет, потому что у нас нет механизмов его измерения.Елена ГЕРАСИМОВА, директор Дома творчества детей и юношества №2, Петрозаводск:- Я как физик знаю, что всякое движение относительно. Конечно, мы движемся! С разной скоростью, темпами, результатами, но никто не обещал одинакового старта и финиша.  Помните золотое правило – черепаха тоже может прийти первой. Теперь, правда, программу мы должны заполнить относительно себя. Что мы туда вкладываем своего? Там есть люфт – то, что должно быть обязательно, по данности, это минимальное, но там же есть слово «может». Может учитель, управленец, ученик. И эту часть прописываю я, учитель, и понимаю, что можно раскрыть. Я сама себе поставила задачу и решаю ее, задаю планку. В нынешних школах много современного оборудования, к которому раньше подходили не все учителя, но теперь и они научились. В чем же отставание? В методических материалах, пособиях. Учителя ночами сами создают пособия. Думаю, это хорошо для учителя. Да, это очень затратное дело, работать приходится ночами, но результат того стоит. Кстати, каким должен быть этот результат? Если мы говорим о старой школе, то тут знаниевый компонент. Сейчас идут и личностные, и метапредметные результаты. Конечно, мы учимся погружению ученика в процесс научных, мыслительных операций. Мало кто помнит первый закон Ньютона через пять лет после окончания школы, но если ребенка научили  сравнивать, классифицировать, систематизировать – все это он возьмет с собой. Конечно,  сложно  понять, что будет нужно ребенку в будущем. Я на днях читала список профессий будущего. От выпускников потребуются новые функции и компетенции, к которым пока мы даже не готовим.  Поэтому ситуация сложная, но движение вперед, безусловно, есть.Нина ЗАЛЫСИНА, учитель математики средней школы поселка Надвоицы, победитель конкурса «Учитель года Республики Карелия»-2001: – Я не пойду назад, потому что надо идти вперед. В этом году исполнится 50 лет, как я окончила вуз. Представляете, сколько программ всяких видела? Нередко говорят, что родители не понимают новых стандартов. А вы знаете, кто больше всех пострадал от стандартов? Учителя русского языка и математики. Учителям биологии, географии, физики просто повезло – у них есть учебники, по которым можно великолепно эти ФГОС внедрять. А что происходит, например, с математикой? Ни один учитель, который ведет ее в пятом-шестом классе, не понимает, что он должен иметь на выходе. Нет учебников! Вы говорите, что легко написать на тройку математику. Ничего подобного! Калькулятор оставили, а дети ведь считать не умеют. Им на ЕГЭ нужно пример не просто решить, а решить правильно, иначе поставят «два». Ребенок решает задачу. Раньше мы оценивали так: решил две трети задачи, значит, тройка. Он мне сейчас решил все, в арифметике ошибся, потому что считать не умеет, я ему должна поставить «два». Нонсенс! Лес рубят – щепки летят. Слишком много щепок. Надо, чтобы человек, работая по ФГОС, понимал, что он должен получить.Не мы должны писать технологические карты.Карты и учебники должны нам выдаваться в готовом виде.  Тогда я буду знать, куда  иду. Поэтому мы застряли и буксуем – мы не понимаем, куда идем. Ольга СИВЕРЧЕНКО, директор школы №460 имени дважды Героя Советского Союза А.А.Головачева, Москва:- Год назад ко мне подошла четырехлетняя дочка и спросила: «Мама, а что такое конвекция?» Позже выяснилось, что дочка смотрела мультфильм «Фиксики», где этот процесс был описан. Вечером мы читали книжку «Незнайка на Луне», главу, посвященную путешествию на воздушном шаре, который нагревался теплым воздухом и поднимался. Дочка меня спрашивает: «А это конвекция?» Здесь я поняла, что физику я забыла. Спросила у коллег… Оказалось, что там действовала сила Архимеда. Дочка сама залезла в Интернет, чтобы выяснить, кто это такой, посмотрела картинки… А через три года дочка придет в первый класс изучать букву «а».Говорить, что советское образование было хорошим, – да, для своего времени. Но оставаться в парадигме советского образования – это все равно что совершать преступление против наших детей.Да, многие методики, которые сейчас используются в школах, открыты были раньше. Но мы не топчемся на месте. Я вижу прогресс в школе, и я вижу, как дети сдают ЕГЭ. Для детей это громадный стресс, но экзамен изменился по сравнению с 2004 годом. Даже самые слабые ученики моей школы в тестовом режиме ЕГЭ сдают очень хорошо. ЕГЭ усложняется постоянно, и это ли не признак динамики развития нашей системы образования?Зинаида ЕФЛОВА, заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета, исполнительный директор Ассоциации сельских малочисленных малокомплектных школ Республики Карелия:- Почему после удачной апробации ФГОС в начальной школе может быть провал в средней и старшей школе? Потому что поменяться должен учитель! После игры в начальной школе дальше нужно общаться. Общаться с подростком – это не с младшим школьником играть. Это взаимоуважение, принятие, конкуренция, дискуссия, это вплоть до того, что ты должен доказать, что право имеешь с ним рядом стоять. И вот здесь у нас есть ФГОС…  Учителя сами должны задать интонацию федеральным государственным образовательным стандартам,  так  они  и задуманы. Вопрос только в том, как учителю меняться, в какой динамике, в чем. Не ждите методистов и методических пособий, вы сами их можете модернизировать и написать.Татьяна ВАСИЛЬЕВА, первый заместитель министра образования Республики Карелия:- Понимаю, что со мной многие могут не согласиться, но меня пугает, что учителя просят дать им что-то готовое. И просят хорошие учителя. Но ведь у нас, когда, например, я начинала работать в школе, готового не было. А сейчас технологическую карту дайте, то дайте, это дайте и не лишайте нас творчества при этом…Ирина ВЕЛЕСЛАВОВА, учитель русского языка и литературы Пряжинской средней общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой, лауреат конкурса «Учитель года Республики Карелия»-1995, заслуженный работник образования Республики Карелия:- С 2010 года я прочитала ФГОС уже несколько раз. Как учитель я меняюсь, я перестроила урок.  Но почему  в новых ФГОС все сброшено на педагогов? Почему я в пятом классе получаю старый учебник, по которому должна работать, а другой, более современный и интересный, у меня отобрали? Почему мне не дали учебник и стандартизированные карты с 1-го по 11-й класс, на основе которых я буду думать, творить, давать интересные уроки, от которых детям будет хорошо? Почему меня не берегут как учителя? От автораУже в кулуарах – к сожалению, строгих временных рамок дискуссий никогда не хватает на то, чтобы высказались все и обо всем, – педагоги сошлись во мнении: движение вперед есть, но только ли благодаря ФГОС? Карельские педагоги не уверены… К тому же стандарты в республике реализуют в основном за счет энтузиазма самих учителей – поддержки, и особенно методической, педагоги здесь не чувствуют и сами в режиме нон-стоп стараются приспособиться к меняющимся правилам игры. Среди таких неожиданных перемен – совершенно иной образ выпускника начальной школы, отучившегося но новому стандарту. «Фгосовские» дети любят играть, и это прекрасно, но средняя школа нацелена на решение сложных задач, а ребята порой не готовы показать все, на что они способны. И, чтобы перестроиться, им нужна помощь точно так же, как и их педагогам.Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте