Ранее в статье “К вам едет ревизор. Виды, формы и методы финансового контроля” (1 ноября 2001 года) было указано: “финансовый контроль в зависимости от субъектов, его осуществляющих, подразделяют на следующие виды – государственный и негосударственный (независимый аудиторский и общественный) финансовый контроль”. Сегодня мы рассмотрим вопросы организации общественного финансового контроля.
До настоящего времени законы о государственном и общественном финансовом контроле не приняты, действует лишь Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ. Указом Президента РФ от 25.07.1996 г. N 1095 Правительству РФ поручалось подготовить и внести на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона “О государственном финансовом контроле в Российской Федерации”. Однако до сих пор вопрос о принятии такого закона окончательно не решен.
И если в упомянутых выше нормативных правовых актах дается определение понятий о государственном и негосударственном аудиторском финансовом контроле, то понятие негосударственного общественного финансового контроля законодательно не определено. В этих условиях целесообразно рассмотреть, как трактуют понятие “Общественный финансовый контроль” наши отечественные ученые (экономисты, финансисты и юристы).
Обобщая высказывания отечественных ученых, положения отдельных законов и нормативных правовых актов, в которых нашли отражение некоторые вопросы общественного финансового контроля, а также практики его осуществления, можно сделать следующие выводы.
Общественный финансовый контроль по принадлежности является неотъемлемой частью негосударственного финансового контроля. Предназначен он для осуществления финансового контроля в общественных объединениях для содействия реализации финансовой политики государства. Основные его направления – проверка исполнения финансового законодательства, соблюдения финансовой дисциплины при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений, влияние отдельных граждан и общественных организаций на обеспечение финансовой стабилизации в стране. При проведении общественного финансового контроля учитываются интересы: отдельных граждан; трудовых коллективов и общественных объединений; государства и всех других экономических субъектов. Органами общественного контроля и его участниками являются: специальные контрольно-ревизионные структуры, создаваемые внутри общественных объединений; отдельные граждане и общественные объединения, осуществляющие свои права на участие в управлении делами государства, в выполнении государством своих контрольных функций.
Представляется целесообразным вначале рассмотреть организацию общественного финансового контроля, осуществляемого специальными контрольно-ревизионными структурами, образованными внутри общественных объединений, а затем – участие отдельных граждан и общественных объединений в проведении контрольных мероприятий органами государственной власти, предание гласности результатов контроля и принятых по ним мер.
Начать следует с законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность общественных объединений и их контрольно-ревизионных структур.
Значительный интерес представляет справочник “Правовой статус общественных объединений в Российской Федерации” (под общей редакцией профессора Г.А.Жиганова, Москва, издательство “ЮКЭА”, 2000 г.). Справочник включает в себя основные федеральные законы, нормативные акты и примерные документы по вопросам определения правового статуса, а также порядка создания, регистрации и деятельности общественных объединений в Российской Федерации по состоянию на 15 марта 2000 года.
Актуальность осуществления общественного финансового контроля объясняется и все возрастающими масштабами общественной деятельности граждан. Так, в указанном справочнике отмечается, что на территории России функционирует более 180 тысяч общественных объединений, созданных по инициативе граждан на добровольной основе для представления и защиты общих интересов и достижения общих целей. Некоторые из них созданы с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставляются равные права с гражданами Российской Федерации при создании общественных объединений и участии в их деятельности.
Значимость общественного финансового контроля объясняется также большими объемами привлекаемых для осуществления уставной деятельности общественных объединений денежных средств (в рублях и иностранной валюте, на территории России и из-за рубежа), а также различных материальных ценностей, включая здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, земельные участки.
Основными законодательными актами, предусматривающими реализацию прав граждан на объединение, регламентирующими деятельность общественных объединений являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральные законы “Об общественных объединениях” (от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ), “О некоммерческих организациях (от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ), “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (от 07.07.1995 г. N ), “О национально-культурной автономии” (от 17.06.1996 г. N 74-ФЗ), “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ), “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” (от 28.06.1995 г. N 98-ФЗ), “О свободе совести и о религиозных объединениях” (от 26.09.1997 г. N 125-ФЗ).
В сфере образования о деятельности общественных объединений говорится также в федеральных законах “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.
Необходимо руководствоваться и иными нормативными правовыми актами – постановлениями Правительства РФ и решениями других государственных органов, сгруппированными по видам общественных объединений.
Законами и другими нормативными актами следует руководствоваться с учетом всех позднее внесенных в них дополнений и изменений.
В Федеральном законе “Об общественных объединениях” предусмотрено (ст.7), что общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” определено (ст.14), что образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм и другие организации и учреждения, действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, вправе создавать и вступать в объединения юридических лиц (ассоциации, союзы), которые могут иметь права юридических лиц и участвовать на основании своих уставов или не являясь юридическими лицами, действовать на основании договоров о совместной деятельности.
Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования являются некоммерческими организациями, создаются и действуют в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Наименование объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) должно содержать указание на характер деятельности его участников и включать слова “объединение”, “ассоциация” или “союз”.
Деятельность объединения юридических лиц (ассоциации, союза) в системе высшего и послевузовского образования, а также деятельность его участников (если они не образовали юридических лиц и действуют на основании договоров о совместной деятельности) по реализации производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется на непосредственные нужды участвующих в указанном объединении (ассоциации, союзе).
Объединения юридических лиц в системе высшего и послевузовского профессионального образования, имеющие статус юридических лиц и лицензии, имеют право на льготы по налогообложению, предусмотренные для образовательных учреждений Законом РФ “Об образовании”.
Управление такими общественными объединениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и их учредительными документами.
Кроме того, в указанном законе предусмотрено (ст.15), что общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Интересы обучающихся в вузах и конкретные взаимоотношения администрации вуза могут представлять общественные организации студентов. Конкретные взаимоотношения администрации вуза и общественных организаций обучающихся определяются уставом высшего учебного заведения и договором между ними.
Государственные органы управления высшим профессиональным образованием, ученые советы вузов рассматривают и учитывают в своей деятельности рекомендации общественных организаций и государственно-общественных объединений.
В целях содействия подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием, развитию научных исследований, а также поддержки отдельных вузов могут учреждаться фонды поддержки и развития высшего и послевузовского профессионального образования, как не имеющие членства некоммерческие организации. Порядок создания и статус указанных фондов определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Если говорить о других образовательных учреждениях, то необходимо отметить, что они, например, содействуют деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и осуществляют координацию работы фунционирующих в образовательных учреждениях общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенных законом.
Федеральным законом “Об общественных объединениях” определено, что устав общественного объединения должен предусматривать, в частности (ст.20): название, цели общественного объединения; его организационно-правовую форму и структуру; руководящие и контрольно-ревизионные органы; территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; источники формирования денежных средств и иного имущества; права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
Общественное объединение регистрируется в соответствующих органах юстиции, например, государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, а региональных и местных общественных объединений – органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.
Органы, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего обозрения (ознакомления).
Общественное объединение обязано (ст. 29): ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с его деятельностью в связи с достижением уставных целей и соблюдения законодательства Российской Федерации.
В соответствии с уставом общественной организации ее органами являются Общее собрание, Совет, Президент и Ревизионная комиссия. Общее собрание принимает решения: об избрании Совета, Президента и Ревизионной комиссии; об утверждении их отчетов. В периодах между проведением Общего собрания высшим органом общественной организации является Совет, который организует и проверяет выполнение решений предыдущего Общего собрания; распоряжается финансовыми и материальными средствами общественной организации, рассматривает и утверждает сметы доходов и расходов, а также отчеты об исполнении; определяет и утверждает структуру и штат аппарата Организации; принимает решения о назначении и проведении ревизий.
Ревизионная комиссия общественной организации избирается сроком на один год. В сфере ее интересов находятся: контроль финансовой и хозяйственной деятельности организации, ревизия финансово-хозяйственной деятельности не реже одного раза в год; проверка состояния и учета материальных ценностей организации. Решения Ревизионной комиссии принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов. Положение о Ревизионной комиссии утверждает Совет.
Аналогично организуется контрольно-ревизионная работа в общественных фондах и общественных учреждениях. Особенностью здесь является то, что ревизор Фонда избирается Собранием учредителей, а Ревизионная комиссия общественной организации – Советом этого учреждения сроком на пять лет (в обоих случаях).
Должностные лица общественных объединений обязаны представлять все необходимые материалы, бухгалтерские и иные документы и личные объяснения членам Ревизионных комиссий (ревизорам).
Ревизионные комиссии (ревизоры) составляют заключения по годовым отчетам общественных объединений, которые должны учитываться при утверждении результатов финансово-хозяйственной деятельности. При необходимости по требованию Ревизионной комиссии (ревизора) могут создаваться и внеочередные собрания.
Принципы общественного финансового контроля – компетентность, объективность, гласность.
Принципы компетенции и объективности предполагают безусловное соблюдение действующего законодательства, уставных задач и функций, применение наиболее эффективных методов контроля, непредвзятое, объективное рассмотрение документов финансово-хозяйственной деятельности. Принцип гласности подразумевает информацию всех членов и руководящих органов общественных объединений о результатах контроля и принятых по ним мерах. При необходимости общественность информируется через средства массовой информации.
Как указывалось в начале данной статьи, граждане и общественные объединения могут привлекаться к проведению контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его финансовые права. Общественные объединения вправе вносить предложения и участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам общественной жизни, использования общегосударственных финансовых ресурсов, осуществления эффективного и действенного финансового контроля.
Совершенствованию организации общественного финансового контроля в России, по нашему мнению, будут способствовать: принятие федерального закона о финансовом контроле, включая общественный финансовый контроль; научно обоснованное и более четкое формирование понятия “общественный финансовый контроль” в законодательных актах, например, в Федеральном законе “Об общественных объединениях” законодательное определение порядка взаимодействия государственного и общественного финансового контроля фактов злоупотребления, коррупции, бесхозяйственности, усиление роли и ответственности контролирующих (ревизионных комиссий и ревизоров общественных объединений) за качество проводимых контрольных мероприятий.
В.ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
кандидат экономических наук,
заслуженный экономист РФ,
член-корреспондент Международной
академии информатизации
Комментарии