Международный фестиваль патриотического фильма имени Сергея Бондарчука «Волоколамский рубеж» уже шестой год проходит в западном Подмосковье без лишней помпы, но с большим чувством собственного достоинства. Фестиваль памяти – он и не может, и не должен быть другим. На экране тут всегда шумно: редкий фильм про войну обходится без криков, стрельбы и взрывов. А в зале – билетов, кстати, никто не проверяет, потому как вход на все сеансы бесплатный – обычно очень тихо, хоть и полон он школьников, чьи манеры в другое время далеки от безупречности. Может, потому, что в Волоколамске, пережившем жестокую оккупацию, в городе, который помнит героев-панфиловцев, казненных партизан и сотню заживо сожженных красноармейцев, дети уже рождаются с обостренной внутренней признательностью к ушедшим.
У каждого кинофестиваля своя задача: одни диктуют моду и задают тон, на них заключаются миллионные сделки и решаются судьбы. Другие открывают новые имена и предрекают будущее, третьи, их еще называют зрительскими, дают возможность жителям какого-нибудь, как правило, небольшого города, посмотреть кино редкое, которое ни при каких других обстоятельствах они не увидят, потому что до больших экранов оно в жизни не дойдет. «Волоколамский рубеж» стоит особняком. Он, конечно же, делается для зрителей, в первую очередь для совсем юных. Впервые ребята попадают в зал, как правило, по школьной «разнарядке», но потом остаются и уже на следующий день приходят сами. Правда, только на художественные фильмы, так как смотреть кино документальное их никто не научил.
В фундаменте этого фестиваля не кино как чистое искусство, когда, выйдя с сеанса, можно с жаром обсуждать достоинства и недостатки операторской работы или актерской игры, но кино как повод провести ревизию в собственном сердце. С художественной точки зрения многие ленты, представленные в большом игровом конкурсе фестиваля (всего их было двенадцать из одиннадцати стран), отнюдь не безупречны. Но для критических выводов создано русско-французско-мексиканское жюри, и его председатель режиссер Владимир Грамматиков клятвенно пообещал оценивать картины не только с идейных, но и с профессиональных позиций. Зрители же шли в зал за иным…
Свое слово – выбрать лучшего – судьи сдержали, присудив главный приз фильму «Подарок Сталину», совместному проекту Казахстана, России, Польши и Израиля. Дети – главные герои всех фильмов режиссера Рустема Абдрашева. Он умеет с ними работать, рисует их портреты акварельно, но с юмором, дешевых слез у зрителя старается не выжимать, за что ему отдельное человеческое спасибо. История, рассказанная им на сей раз, расхожа, но от этого не теряет пронзительности. Путевой обходчик Касым, одинокий старик, потерявший семью во время голода, случайно спасает от гибели еврейского мальчика-сироту Сашу. За окном 49-й год, и каждый двор в этой далекой казахской степи может поведать о своей трагедии: и красавица Вера, бывшая узница АЛЖИРа – печально известного лагеря для жен «врагов народа», и ссыльный польский врач Ежи, и китайский мусульманин, дунганин Фаты. Такие сюжеты не приедаются, потому что вечны и не фальшивы. Они про настоящую любовь, а потому беспроигрышны, особенно если еще и блестяще воплощены.
Куда менее совершенна белорусская лента Александра Ефремова «Снайпер. Оружие возмездия». Приключенческий сюжет местами откровенно нелепый, местами захватывающий и даже в лучших традициях романтичный. Но чаще нелепый, хотя школьники смотрели «Снайпера», раскрыв рты, и за это режиссеру можно простить многое, даже ничем неприкрытое заимствование у своего коллеги Тимура Бекмамбетова его фирменных спецэффектов. Рассказывать о фильме подробно нет смысла, так как весной, в канун юбилея Победы, его разобьют на несколько серий и покажут по одному из центральных каналов. И пусть для актеров Дмитрия Певцова и Марии Мироновой это всего лишь еще одна работа, одна из многих и не более того, важно другое: сегодняшних школьников захватила история, где первую скрипку играют благородство и честь, категории порядком подзабытые.
Кроме того, «Снайпер» – детище «Беларусьфильма», киностудии, переживавшей в последние годы не лучшие времена, и то, что она наконец смогла позволить себе собственный недешевый полнометражный проект, заслуживает поддержки. Такой, например, как приз Ассоциации Героев России «За память о героях Великой Отечественной войны».
Поощрили (не могли не поощрить) и документальные картины «Август 2008. Сильные духом» Ленгиора Гусова и «Ночь длиною в жизнь» Гурама Амкуаба производства двух еще совсем молодых кинематографий – югоосетинской и абхазской. Ленты скорее выстраданные, чем выстроенные, их основная ценность в неприкрытых, несыгранных, «документальных» эмоциях. Даст Бог, пройдут годы, новорожденные киношколы обретут собственный стиль и язык, и в будущем подобные награды станут не просто жестами гостеприимства, но заслуженным признанием.
Совсем иной уровень осмысления событий в Цхинвале в картине мэтра российской документалистики Сергея Мирошниченко «Сумерки богов». Вслед за дирижером Валерием Гергиевым и его оркестром автор отправляет нас в практически стертую с лица земли столицу Южной Осетии, где под открытым августовским небом среди скорбных свечей прославленные музыканты играют выжившим горожанам Чайковского и Рахманинова. Дорожные размышления Гергиева о войне и мире, о том, где проходит та грань, за которой еще вчера человек сегодня превращается в нелюдя, перемежаются сценами репетиций и премьеры в Лондоне знаменитой тетралогии Вагнера «Кольцо Нибелунга». А потом вместо блещущих лож оперного театра музыка Вагнера разливается над уличным боем и кажется, что вот они, сумерки, но не богов, а наши собственные.
Каждый вечер на «Волоколамском рубеже» гости. Аркадий Инин председательствовал на встрече «Юмор на войне». Никита Михалков выступил со своим уже традиционным номером «Презентация фильма «Утомленные солнцем-2». На открытие фестиваля режиссер Александр Котт и привез короткий ролик нового фильма «Брестская крепость», премьера которого начнется в 4 часа утра 22 июня на территории самой крепости. Пары рекламных минут, конечно, недостаточно, чтобы делать даже самые аккуратные предположения, но финансовая мощь картины, посвященной первым дням Великой Отечественной, видна уже сейчас. Говорят, одной бутафорской крови на съемках пролили больше 100 литров.
По-домашнему теплый вечер – «Они сражались…». Его герои – Бондарчук, Шолохов, Шукшин. Президент фестиваля народная артистка России Ирина Скобцева-Бондарчук вспоминала о том, как Сергей Федорович ездил по ночам к Шолохову читать стихи, чтобы тот разрешил ему снимать фильм по рассказу «Судьба человека». И о том, как после первого просмотра картины Шолохов стремительно выбежал из зала, не дождавшись, пока зажгут свет, а потом извинялся перед режиссером, мол, прости, не хотел на людях «рассопливиться»… А потом на сцену вышел Павел Полунин, тот самый сирота Ванька, что в финале картины кидается на шею главного героя с криком: «Папка, родненький! Я знал, что ты меня найдешь!» Многое с тех пор в жизни случалось, но ничего ярче не было… Вспоминали и «Они сражались за Родину», последнюю роль Василия Шукшина. И словесник местной гимназии Татьяна Бабурова напомнила землякам, что когда-то именно в Волоколамске Шукшин снимал свой дипломный фильм «Из Лебяжьего сообщают», а значит, хоть он и знаменитый писатель и режиссер, а им все равно вроде как родня. И волоколамцы согласились: у них сердца большие, в них каждому место найдется.
Анна ХРУСТАЛЕВА, Борис КРЕМЕР (фото)
Президент фестиваля «Волоколамский рубеж» народная артистка России Ирина СКОБЦЕВА-БОНДАРЧУК
В Волоколамске умеют и воевать, и танцевать
Комментарии