search
main
0

Реверсивное движение на школьной трассе

Новый подход к наставничеству

В Екатеринбурге состоялась научно-практическая конференция с международным участием «Наставничество в образовании: культура, идеи, технологии». Ее организаторами стали Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ).

 

Тема заинтересовала многих, на участие было подано более 1500 заявок из 75 субъектов РФ. В течение двух дней было проведено около двадцати самых разных мероприятий как в очном, так и в онлайн-форматах: дискуссии, круг­лые столы, педагогические мастерские. Большой интерес вызвал телемост «Региональные модели поддержки наставничества». Представители 29 регионов России делились эффективными наставническими практиками.

УрГПУ на протяжении многих лет тесно сотрудничает со странами Центрально-Азиатского региона. В рамках конференции состоялся международный круглый стол «Наставничество как ресурс профессионального роста педагогов».

Обсуждались вопросы развития наставничества и в реальном секторе экономики. В работе круглого стола «Наставничество на производстве» приняли участие представители семи предприятий Свердловской области, в том числе такие крупнейшие в стране промышленные организации, как Уральская горно-металлургическая компания, Машиностроительный завод имени Калинина.

О результатах конференции рассказывает ректор Уральского государственного педагогического университета доктор психологических наук, профессор Светлана Алигарьевна Минюрова.

– Одна из задач конференции – поиск новых подходов к организации наставничества…

– Педагог-наставник – новая профессия для российского образования. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет как педагог передавать знания, а поможет обучаемому выстроить свою индивидуальную образовательную программу.

Участники конференции были едины в мнении, что педагогическое наставничество работает с принципом индивидуализации. Это личная образовательная траектория обу­чающегося, составленная по уровню его образовательных запросов, способностей, умений, навыков и мотивации. Реализуя индивидуализацию обучения, педагог-наставник в рамках нетрадиционной педагогической практики работает с неклассическими педагогическими принципами открытости, вариативности.

– Был ли обнародован конкретный полезный опыт наставничества, возможный для распространения? Поделитесь, пожалуйста.

– Команда из Кемерова представила региональный опыт построения модели наставничества с участием всех субъектов образовательного процесса. Участники педагогической мастерской ознакомились с нормативно-правовым полем реализации целевой модели, обсудили алгоритмы запуска программы по наставничеству. На площадках десяти школ города идет апробация инструментов наставничества с целью анализа и выявления лучших практик. Коллеги продемонстрировали на мастер-классе приемы формирования наставнической пары с использованием игр, анкетирования, цифровых методов. Уникальность опыта целевой модели наставничества в том, что происходит интеграция общего и дополнительного образования.

Об интересных технологиях наставничества рассказали Лариса Осечкина, директор Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки, и Наталия Солодухина, заведующая кафедрой непрерывного образования Московского государственного областного педагогического университета. В частности, речь шла о технологии «12 шагов», которая приводит педагогов к профессиональному успеху.

Занятие «Понимание эмоций в цифровом взаимодействии: трудности и варианты их решения» провела Ирина Воробьева, начальник управления научных исследований Ур­ГПУ. На мастерской обсуждали, как по-разному интерпретируются эмоции в Интернете. Одна группа писала сообщение другой, затем проводился совместный анализ, правильно ли была понята эмоция в тексте. Школьники (согласно исследованиям) более грамотно подбирают графические символы в цифровой коммуникации, а значит, в развитии навыков адекватного восприятия сообщений учеников педагогам может помочь модель реверсивного наставничества.

В рамках конференции состоялась проектная сессия по разработке модели реверсивного наставничества. На четырех площадках – детский сад, школа, колледж, вуз – шла работа в формате проектного офиса, участники которого решали практические кейсы по выявлению профессиональных дефицитов педагогов, разрабатывали план мероприятий по их восполнению и создавали модели внедрения реверсивного наставничества в конкретных образовательных организациях.

– Светлана Алигарьевна, важная тема для современного образования: как удержать молодые кадры в школе. Какова в этом вопросе роль наставников?

– Проблеме привлечения и удержания молодых учителей в школах было уделено большое внимание на круглых столах и телемостах. Молодые учителя являются наиболее активной и восприимчивой к инновациям частью учительского корпуса.

Результаты исследования факторов, влияющих на привлекательность работы в школе, показывают, что помимо объективных системных факторов есть и субъективные, которые зависят в том числе от школьной среды. Участники отмечали, например, такие, как качество школьного пространства, оборудование кабинета, комфортные условия труда. Были озвучены и вопросы важности взаимовыручки, поддержки молодого педагога в коллективе, со стороны коллег, конкретного учителя-наставника и всего административного корпуса.

Особое внимание в выступлениях было уделено вкладу педагогических вузов в решение данной проблемы. Высокую оценку получила деятельность психолого-педагогических классов, выпускники которых имеют более осознанную и мотивированную позицию в профессии и проявляют большую устойчивость в первые годы работы в школе. Выступления участников конференции подтвердили: изменение условий практической подготовки будущих учителей серьезно влияет на успешность профессиональной адаптации.

Марина РОМАНОВА, Екатеринбург

Справка

Реверсивное наставничество – взаимодействие двух педагогических работников, когда высококвалифицированный профессионал консультирует менее опытного учителя и сам становится подопечным более молодого педагога в вопросах, где испытывает затруднения.

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте