По России одна за другой проходят конференции «Информационные технологии в образовании-2010». Они состоялись уже в Москве, Санкт-Петербурге, Йошкар-Оле, Петрозаводске, Ростове-на-Дону и еще ряде городов. Впереди конференция в Архангельске. Министерство образования и науки России совместно с региональными департаментами образования год от года собирает все более массовые мероприятия, чтобы объяснить педагогам, методистам, директорам школ – представителям всех образовательных сфер, что такое информационные технологии в образовании и как их использовать в учебном процессе. Сегодня наш разговор с непосредственным участником процесса внедрения ИКТ в образование – руководителем отдела проектов в сфере информатизации образования Национального фонда подготовки кадров Светланой АВДЕЕВОЙ.
– Светлана Михайловна, на недавней конференции ИТО-Москва обсуждалось внедрение электронно-образовательных ресурсов в учебный процесс. Из сказанного там создается впечатление, что, во-первых, процесс в школах идет очень сложно, а во-вторых, все сложности от неожиданности: опять надо что-то непонятное внедрять… – В школах процесс внедрения ресурсов начался с 2005 года, после поставки во все школы страны в конце 2004 года 49 компакт-дисков в рамках создания школьной медиатеки, и с 2005-го учителя смогли знакомиться с электронно-образовательными ресурсами, а многие из них учились использовать готовые и делать свои во время обучения на курсах повышения квалификации по ИКТ-технологиям.Однако эти ресурсы на компакт-дисках не были модульными и тяжело встраивались в учебный процесс. Они подходили в основном для самостоятельной работы учащихся. А сейчас решается задача массового использования ресурсов педагогами-предметниками в школьной образовательной деятельности. Для этого в школах формируется информационно-насыщенная образовательная среда, которая увязывается с освоением учебно-методических материалов нового поколения и формированием новых педагогических практик. Информатизация нашей школы продолжается уже четверть века: сначала ставили компьютеры в школы, оснащая компьютерные классы, потом оснастили компьютерами рабочие места учителей-предметников, подключили все школы к Интернету, открыв информационное пространство для школы, а сейчас пришло время изменения содержания, форм и методов подготовки учащихся с использованием электронно-образовательных ресурсов.Это очень сложная задача, затрагивающая все стороны школьной жизни, поэтому ей так много времени уделялось на конференции «ИТО-2010».В регионах страны внедрение ЭОРов в школы идет по-разному. Самыми близкими и востребованными учителями на сегодняшний день стали наборы образовательных ресурсов, дополняющие учебники двумерными и трехмерными динамическими моделями, интерактивными плакатами, диаграммами и картами, видеофрагментами, иллюстрирующими изучаемые процессы и явления, текстами исторических документов, тестами и многим другим. Но есть регионы, которые очень много уделяют внимания разработке и реализации программ развития своих школ и соответственно программам информатизации как их части. В таких школах начинают использоваться компьютерные лаборатории по химии, физике, биологии, а в наиболее «продвинутых» школах внедряться инновационные учебно-методические комплексы. Эти комплексы за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий активизируют самостоятельную и исследовательскую деятельность школьников, способствуют приобретению ими компетенций XXI века.Используя электронно-образовательные ресурсы, педагоги начинают формировать индивидуальные траектории обучения детей, с их помощью учитель дает «продвинутым» школьникам возможность более глубоко изучить материал, выполнить проекты по интересующим темам, а отстающим разобраться в пройденном, изучая динамические пространственные модели, выполняя работы в компьютерных лабораториях.То, чего действительно не хватает и над чем надо работать, – методические материалы, связывающие электронно-образовательные ресурсы с учебно-тематическим планированием, сценарии занятий с использованием ЭОРов. – А насколько сами педагоги владеют информационно-коммуникационными технологиями и ЭОРами?- Во-первых, все учителя, кто мог и хотел, прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ, а некоторые и по несколько раз, постепенно углубляя свои знания и навыки.Во-вторых, по активности на портале сетевых педагогических сообществ «Открытый класс» (openclass.ru) мы видим, как много учителей хотят изучить новые педагогические приемы, практики, получить для себя новые знания, а также поделиться своим опытом и ресурсами. Все эти знания и практики так или иначе связаны с ИКТ и с электронно-образовательными ресурсами.Понятно при этом, что, как правило, они используют более простые ресурсы: иллюстрации, интерактивные карты,фрагменты видеозаписей. А ведь сейчас на федеральных образовательных порталах есть более сложные и интересные ресурсы. Например, география – для географа есть географические информационные системы (ГИС), которые дают в распоряжение школьника инструмент, позволяющий «накладывать» события на пространственные и статические характеристики, стимулируя выявление тенденций, анализ и синтез информации. Простая истина о том, что все совершаемое в мире происходит в пространственных и временных координатах и что школьник должен учить не «все подряд на всякий случай», а стараться разобраться в соотношении событий и явлений, нигде так не воплощается в жизнь, как при применении ГИС. Они также могут применяться в преподавании истории, обществознания, математики (а это еще и межпредметное взаимодействие и формирование общеучебных навыков). Представляете, как интересно проводить уроки с такими ресурсами! И сам ребенок будет с гораздо большим интересом ходить в школу, где он работает в таких средах.Самый большой вопрос – мотивация педагога к использованию ресурсов. Есть пять – семь процентов «пионеров» и пятнадцать – двадцать пять процентов людей, склонных осваивать новое. Есть критическая масса, которая все равно «подтянется», но присутствуют и десять – пятнадцать процентов, которых как ни зови, они все равно будут плестись в хвосте. Такие начинают что-то делать только при угрозе увольнения или снижения зарплаты. Так вот, «пионеры» (я на самом деле считаю, что в области освоения и использования ЭОРов их больше – около двадцати процентов) уже «пропитались» идеями, что компьютер – это инструмент, а ресурсы – существенная образовательная поддержка для того, чтобы дети с удовольствием приходили на их уроки. Многие научились эффективно встраивать ресурсы в образовательный процесс и делятся этим опытом с коллегами.У нас сильные горизонтальные связи учителей через Интернет, которые формируют сетевую культуру обмена опытом и непрерывного профессионального развития учителей. И сейчас стоит задача вовлечь остальных педагогов в планомерное использование электронных ресурсов. По статистике органов управления образованием регионов от шестидесяти пяти до восьмидесяти пяти процентов учителей используют ЭОРы. Но если мы начинаем детализировать степень использования ЭОРов у этих восьмидесяти пяти процентов учителей, то выясняется, что многие из них используют ЭОРы фрагментарно, не чаще нескольких раз в четверти.При этом понятно, что мы сейчас находимся в сложном переломном периоде, когда внедрение таких ресурсов требует огромной временной нагрузки на учителя, что в должностных обязанностях педагога не прописано использование ЭОРов. Поэтому необходимы изменения в нормативной базе организации школьного процесса, связанные с построением информационно насыщенной среды школы. Есть проекты и наработки, сейчас они рассматриваются и обсуждаются.- Электронно-образовательные ресурсы неразрывно связаны с дистанционным образованием. В этом контексте насколько они помогут получить качественное образование, например, детям с ограниченными возможностями?- Для детей же со специальными потребностями, которые не всегда могут выйти из дома по причине плохого самочувствия, ЭОРы и дистанционное обучение очень часто единственная возможность получить образование и не отстать от сверстников. Компьютер, подключенный к Интернету, – это поистине окно в мир. Ребенок может получать новые знания, проходя школьную программу, общаться, социализироваться.Безусловно, в этом случае нужны сетевой педагог и сетевой тьютор, нужно внимание родителей, но дети могут дома самостоятельно осваивать ресурсы учебной программы, и, главное, на достаточно высоком уровне: у нас есть лаборатории, у нас есть практикумы, есть математические конструкторы, есть наборы задач, которые ребенок, используя возможности ИКТ, решает и отправляет учителю.Я была не так давно в школе Александра Анатольевича Ездова, «i-Школе», которая уже около пяти лет работает с детьми с ограниченными возможностями не только в Москве, но и по всей России, и очень успешно работает. В его школе используется большое количество ресурсов Единой коллекции, много ресурсов сделано педагогами школы, прежде всего учитывающих специфику детей с ограниченными возможностями.- А каковы конкретные механизмы дистанционного образования, разработанные для ЭОРов?- Эксперименты такого рода проводятся в ряде регионов – в Ханты-Мансийском автономном округе, в Хабаровском и Красноярском краях. Когда регион понимает, что учителей-предметников в отдаленных школах не хватает, он заключает договор с организацией, осуществляющей дистанционное обучение школьников (например, эти три региона работали с «Телешколой»). И удаленные школы получают канал доступа к консультации и поддержке школьников в изучении, например, курсов физики и химии. Другой вопрос, что учебные материалы пересылаются не по Интернету (его мощности просто не хватает для таких объемов информации), а на твердых носителях – дисках. Эти диски дети используют при изучении нового материала, а результаты отправляют обратно через Интернет, также получают консультации. Учитель, прежде чем стать «сетевым» педагогом, должен пройти обучение.Технология дистанционного обучения пока не стала массовой. С одной стороны, это достаточно дорогое обучение: и каналы, и «сетевые» педагоги, и «сетевые» тьюторы. С другой – недостаточно проработаны организационные, нормативные и финансовые механизмы организации и проведения дистанционного обучения. Это необходимо реализовать в ближайшем будущем. – Я так понимаю, что вузы и учреждения НПО и СПО в плане введения ЭОРов стоят особняком. Как у них дела?- Сейчас двадцати девять университетов получили очень мощную государственную поддержку по проекту создания сети национальных исследовательских университетов. В рамках федерального финансирования программ развития университетов, получивших категорию «национальный исследовательский университет», за 2010 год разработано большое количество электронно-образовательных ресурсов. Ведь большинство предметов в вузе – это авторские курсы, на которых преподаватель использует собственный демонстрационный материал. У преподавателя вуза нет базисного учебного плана и возможности для своих авторских программ, понятно, шире. Поэтому лучше, чтобы вузы, используя потенциал своих преподавателей, сами разрабатывали электронно-образовательные ресурсы, которые, безусловно, должны быть в открытом доступе. Сейчас как раз прорабатывается вопрос предоставления в открытый доступ ЭОРов, разработанных в вузах страны.Что касается учреждений НПО и СПО, то для них разрабатываются ресурсы в рамках Федеральной целевой программы развития образования.- Светлана Михайловна, ну а в целом какое объективное будущее у электронно-образовательных ресурсов? Учитывая скорость, с которой развиваются технологии, угонятся ли нормотворчество и модернизация за Интернетом?- Сейчас очень непростое время. Первоклашки, которые в этом году только пошли в школу, окончат ее в 2020 году. И мы, по сути дела, должны их научить жить и работать в обществе, которое себе довольно смутно представляем, мы лишь знаем, что та техносфера, которая нас будет окружать в двадцатом году XXI века с учетом развития наноматериалов и нанотехнологий, будет существенно отличаться от нынешней. Ясно одно: школа должна готовить выпускников жить и работать в информационном обществе, а для этого нужны инновационные электронно-образовательные ресурсы, применение которых будет стимулировать появление новых педагогически результативных практик и технологий.
Комментарии