search
main
0

Ресурсный класс как норма жизни?

Опыт регионов

Пока в Российской Федерации открытие каждого ресурсного класса – событие, которое требует согласованной работы образовательной организации, регионального Министерства образования и управления образования. Именно работа ресурсных классов стала темой круглого стола Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы».

 

Эксперты из разных регионов представили срез вариативности практики внедрения и реализации ресурсных классов в разных школах и региональных условиях. Был представлен опыт Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Челябинской областей, а также Москвы. В каждом из этих регионов есть хорошие результаты работы, каждый субъект Федерации ищет собственные пути и стратегии нормативного и правового обеспечения этой практики. В каждом из этих регионов при высоком прогрессе деятельности существуют преграды и собственное понимание трудностей, преодоление которых может ускорить и поддержать их работу.

 

Белгородская область

Так, например, Николай Рухленко, первый заместитель начальника департамента – начальник управления образовательной политики Департамента образования Белгородской области, рассказал, что в регионе создано более 30 ресурсных классов и не менее 25 ресурсных групп для школьников и дошколят области, в которой зарегистрированы более 600 детей с расстройством аутистического спектра (РАС). За время создания этой системы помощи детям в регионе обучили более 1000 педагогов. Сейчас в Белгородской области планируют развивать физкультурно-спортивное направление для детей с ОВЗ.

Ресурсную группу и класс здесь считают наиболее эффективной моделью обучения для детей с РАС. Опыт Воронежской области для региона оказался полезным.

Между тем в Белгородской области отмечают, что ощущают нехватку нормативных документов от федерального центра. Поэтому в регионе разработали девять проектов документов. Из проблем обозначены:

– отсутствие оформленных статусов у куратора, супервизора;

– не прописан порядок оплаты труда этих специалистов;

– дефицит дефектологов;

– отсутствие системы повышения квалификации и роста поведенческого аналитика.

 

Челябинская область

Елизавета Кириллова, руководитель челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце», рассказала, что в работу ресурсных классов в регионе включены дети с синдромом Дауна. В ближайшие три года здесь планируют открыть еще 20 ресурсных классов. Работа началась в 2019 году при поддержке Министерства образования области. Уже создана ресурсная карта развития региона.

Елена Тюрина, начальник управления общего образования Министерства образования и науки Челябинской области, в своем выступлении отметила, что в регионе сохранили сеть коррекционных школ – их 50, они охватывают все нозологии. Между тем ресурсный класс считают здесь перспективной моделью обучения, благодаря которой дети имеют план жизни. Ресурсный класс, уверена Елена Тюрина, создан для детей, которые требуют эксклюзивного подхода. Этот подход в регионе поддержали губернатор Алексей Текслер и детский омбудсмен Евгения Майорова.

С 2022 года всех специалистов, которые работают в ресурсных классах в Челябинской области, планируют ввести в штатный режим, чтобы гарантировать заработную плату и занятость независимо от того, получит ли инициатива грантовую поддержку.

В регионе отмечают, что не хватает методических разработок по расчетам стоимости обучения каждого ребенка. По оценкам экспертов, цена обучения ребенка с ОВЗ в ресурсном классе может быть в десять – пятнадцать раз выше стоимости обучения школьника в обычном классе.

 

Требуется синхронизация!

Любовь Евгеньевна Олтаржевская, директор Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы, пояснила, что в столице живут не менее 5 тысяч детей и подростков с РАС. Эта особенность настолько индивидуальна, что требует выверенного подхода. Иногда школьнику нужен только тьютор, в другом случае – сопровождение нескольких специалистов, поэтому норматив по финансированию на каждого ребенка может быть разным.

Екатерина Мень (Москва), президент АНО «Центр проблем аутизма: образование, исследования, защита прав», подводя итоги дискуссии, подчеркнула, что ресурсный класс – это технология, которая позволяет работать с ребенком с разными нозологиями.

Сомодератор дискуссии Артур Хаустов (Москва), кандидат педагогических наук, директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, рекомендовал регионам внимательно изучать нормативную базу, которая позволяет отстроить модель ресурсного класса в регионах. Эксперт особо подчеркнул, что основной блок решений необходимо принимать на региональном уровне.

Во время обсуждения была четко озвучена потребность в некотором общем регулирующем правовом документе федерального уровня, который интегрировал бы все необходимые позиции легитимности данной деятельности, давал обоснования для ее ресурсного обеспечения и синхронизировал бы все региональные органы образования в части методического стандарта модели инклюзии «Ресурсный класс». Выводы и запросы, озвученные в дискуссии, будут включены в резолюцию, которую программный комитет конференции передаст в профильные министерства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте