Елена САМСОНОВА, руководитель Ресурсного центра: – Процесс организации инклюзивной образовательной практики очень сложный и требует комплексной работы на всех уровнях общества. Чтобы решить эту задачу, общество должно включиться в социальное проектирование новых форм организации образовательного пространства: должны быть созданы законы, спроектированы образовательные учреждения, доступные для детей с ОВЗ, разработаны новые программы и методики, организованы совместные формы работы семьи и образовательных учреждений и т. д.
Наиболее актуальными сегодня становятся задачи обобщения и анализа опыта инклюзивного образования в России и за рубежом, создания целостной технологии организации педагогического процесса в инклюзивных группах, внедрения новых видов и форм работы служб и структурных подразделений образовательного учреждения, налаживания тесных взаимосвязей внутри образовательной вертикали и горизонтали, создания сообщества инклюзивных образовательных учреждений, транслирования практического опыта педагогов, разработки проектов нормативной документации.
Для решения этих задач в 2007 году в рамках пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» создан Ресурсный центр инклюзивного образования «Детский сад для всех».
В настоящее время в Ресурсном центре на базе детского сада №288 создана и реализуется модель инклюзивного образовательного учреждения, включающая целую систему служб, таких как инклюзивные группы, консультативный пункт, лекотека, служба ранней помощи, группа развития «Особый ребенок», деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям детей от 0 до 7 лет.
Ресурсный центр активно сотрудничает с МППГУ, педагогическими колледжами №№16, 10 и 4, организуя практику студентов и участвуя в разработке новых программ по инклюзивному дошкольному образованию.
Ресурсный центр регулярно проводит «круглые столы», практические семинары, стажировки и мастер-классы для сетевых площадок города. В ходе их проведения к работе центра присоединились около 67 детских садов города. По количеству человек, которые посещают наши мероприятия (одновременно на практический семинар могут прийти до 80 человек), можно судить, насколько сильно затронула эта проблема педагогические и общественные круги. Вопросы о том, что такое инклюзивное образование, зачем оно и после этого: а как же все это организовать – волнуют людей, которые по разным причинам выбирают инклюзивный курс для своих учреждений. И ответы на эти вопросы будут приходить постепенно по мере реализации инклюзивной практики на разных образовательных площадках. Пока мы не можем говорить о созданной системе инклюзивного образования – на создание такой системы в Англии ушло более 20 лет. При этом инклюзия – это такой процесс, в котором у каждого, кто будет ее реализовывать, появится возможность сделать свой вклад. Поскольку в самом подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию в соответствии с новыми условиями прихода в класс или группу нового, необычного ребенка, который всегда будет выделяться своими особыми возможностями и потребностями. Таким образом, инклюзия требует от ее реализаторов творческого подхода, образования в точном смысле этого слова, так как транслировать готовые формы в новую ситуацию будет уже затруднительно, а придется образовывать новые формы организации взаимодействия разных детей в одном образовательном пространстве.
Комментарии