Красноярская региональная молодежная общественная организация центр “Сотрудничество” была создана в октябре 1996 года как ресурсный центр для развития местного сообщества на базе школы по инициативе красноярских учителей, государственных должностных лиц, жителей сообщества и американской некоммерческой организации Educated Choices Heighten Opportunities, Inc. (ЕСНО).
Наша цель: повышение гражданской активности на местном уровне через развитие общественно активных школ.
Центр “Сотрудничество” первым в России начал работать над развитием идеи общественно-ориентированного образования.
Это, во-первых, философская концепция образования; во-вторых, подход к развитию сообщества.
Принципы философской концепции:
Образование есть непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека.
Все члены сообщества, включая как отдельных граждан, так и деловые круги и общественные и частные организации, несут ответственность за повышение уровня образования всех членов сообщества.
Выявление потребностей и ресурсов сообщества и удовлетворение этих потребностей является правом и обязанностью каждого члена сообщества.
Общественно-ориентированное образование как подход к развитию сообщества – это:
Процесс, который собирает вместе членов сообщества для того, чтобы выявить его потребности и ресурсы, сочетая их так, чтобы это позволило повысить качество жизни в сообществе.
Возможность для местных жителей, общественно активных школ, местных организаций и учреждений стать активными партнерами в решении проблем образования и сообщества.
Центр “Сотрудничество” является автором уникальной российской модели общественно активной школы, которая ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг ученикам, но и развитие сообщества, привлечение родителей и жителей сообщества к решению социальных и других проблем. Она принимает концепцию общественно-ориентированного образования и в своей деятельности реализует модель общественно активной школы или один из ее компонентов – партнерство школы и окружающего сообщества. Она стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным ресурсным центром микрорайона, поселка, села.
Российская модель такой школы состоит из трех компонентов: партнерство школы и окружающего сообщества, демократизация школы, добровольчество.
Партнерство
Программа направлена на установление сотрудничества школы с жителями и организациями сообщества для совместного решения социальных и образовательных проблем; повышение социальной значимости школы и ее востребованности как гражданского института; привлечение внебюджетных средств.
Центром “Сотрудничество” разработаны уникальные технологии:
создание попечительских советов как формы общественного управления школой; общественных благотворительных фондов и других некоммерческих организаций на базе школы; установление взаимовыгодного социального партнерства; разработка и организация мероприятий, направленных на развитие местной благотворительности; вовлечение каждого в решение проблем школы и сообщества.
Разрабатывается новая программа по созданию некоммерческой организации на базе школы “Ассоциация выпускников”. Это еще один механизм установления взаимовыгодного социального партнерства.
Демократизация школы
Это программа, направленная на реализацию демократических принципов и ценностей во всех аспектах школьной жизни – на уроке, в организации внутришкольной жизни и внеклассной работе, в работе с родителями, в управлении школой.
Основные компоненты направления: демократизация урока; демократизация отношений на уроке, внутри ученического и педагогического коллективов, внеклассной жизни, управления школой.
Принципы: обучение через общественно полезную деятельность (привлечение учащихся к работе в сообществе); привязанность школьной программы к реальной жизни; упор на гражданское образование и воспитание; широкое использование интерактивных методов; подготовка школы к работе в сообществе; социальная активизация школы.
Добровольчество. Это программа, направленная на повышение социальной активности населения. Она включает в себя разработку, организацию и проведение различных мероприятий, призванных улучшить жизнь вокруг нас.
“Неделя добровольцев” – первая неделя декабря, во время которой проходят акции, направленные на оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Также в это время организуются различные конкурсы и семинары для молодежи.
“Весенняя Неделя добра” – праздник, в рамках которого проходит множество благотворительных и добровольческих мероприятий. Идея акции, каждый день которой имеет собственное название, заключается в том, чтобы привлечь внимание средств массовой информации и общественности к роли добровольчества, пригласить к участию в нем как можно больше отдельных граждан и организаций.
Обучающие программы
“Я, Ты, Сообщество” – программа подготовки молодых людей к самостоятельному решению проблем сообщества.
В настоящее время центром “Сотрудничество” разрабатывается программа привлечения взрослых добровольцев к участию в социально значимых проектах, которые реализует в своей деятельности общественно активная школа.
Есть у нас общероссийская программа подготовки кадров и инструкторов для общественно активных школ.
Цель ее: дать участникам необходимые знания, навыки, материалы в вопросах демократизации образовательного процесса, создании школьных фондов и попечительских советов, помочь реализовать потенциал, имеющийся у них как у ресурсных центров местного сообщества с целью изменения общественного статуса школы, а также привлечение новых школ к реализации модели общественно активной школы.
Программа проводится уже четыре года. За это время обучение прошли более 170 человек. Представители 73 школ из 9 регионов Сибири и 6 регионов России получили необходимые навыки, материалы и поддержку для реализации модели общественно активной школы. Программа подготовки привела к реальным положительным результатам. Были разработаны уникальные социальные технологии создания общественных школьных фондов, управляющих ими попечительских советов, других некоммерческих организаций, таких, как ассоциация выпускников, на базе школ. Эти технологии позволяют закрепить отношения социального партнерства школы в сообществе, они легко адаптируются к условиям и сельских, и городских школ.
Татьяна БУЙНОВСКАЯ,
координатор
Комментарии