Как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценимы? Как обеспечить равное отношение ко всем, но создать необходимые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности? Об этом рассказывает директор школы №949 Ирина АНТОНОВА.
– Ирина Петровна, как вам удалось создать уникальные условия для детей с особыми образовательными потребностями?- Все началось с идеи организации пространства, необходимого для развития инклюзивного образования в школе. На данный момент все больше родителей хотят, чтобы их ребенок с особенностями в развитии обучался вместе со своими сверстниками и был включен в обычное детское сообщество. На протяжении многих лет мы обучали детей нашего микрорайона, имеющих особые образовательные потребности, на дому, каждый раз понимая, что, создавая максимально комфортные условия, охватить все образовательные аспекты и дать ребенку, находящемуся на надомном обучении, максимум невозможно. Также сложно социализировать такого ученика. И каждый раз, вручая аттестат таким детям, я думала: «А почему бы в зданиях школы не создать такие особые условия, чтобы все дети, без исключения, могли посещать школьные и дошкольные учреждения комплекса и обучаться в коллективе, а не обособленно?»На пути к ресурсной школе нашим девизом стал: «Кто не хочет, ищет причины, кто хочет, ищет возможности». И такие возможности мы нашли! XXI век – век высоких технологий. Мы не сомневались, что даже обычную типовую школу можно превратить в современный, отвечающий всем техническим и санитарным нормам комплекс, приспособленный для детей с особыми потребностями. Но главное, чтобы у руководителя было большое желание создать такую образовательную среду, а у педагогического коллектива – поддержать это желание!Сегодня здания школы полностью оснащены для приема детей с ограниченными возможностями здоровья. Безбарьерная среда, пандусы, подъемные устройства в дошкольных отделениях, лифт для детей в здании начальной школы, слаботочные системы, азбука Брайля, звуковое сопровождение для слабослышащих, тактильные элементы, специализированные программные комплексы для детей с ЗПР, УО, ТНР, РАС, комнаты психологической разгрузки (сенсорная, соляная пещера), многофункциональный оздоровительный класс, бассейн.Уникальность зданий школы состоит в том, что мы можем предоставить качественное образование различного уровня по месту жительства, так сказать, в шаговой доступности.- Кто в нашей школе занимается с детьми с особыми образовательными потребностями?- Конечно, работа в ресурсной школе требует высокой квалификации и большой отдачи от учителей и других педагогических работников. Учителя нашей школы прошли необходимую дополнительную подготовку по инклюзивному образованию.Для обучения детей с особыми потребностями созданы специальные адаптированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты. Дополнительно с ними работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, тьюторы.- Что это значит – «ресурсная школа»?- Все очень просто! Это проект Департамента образования города Москвы. Он создан с целью организации целостной системы поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях работы межрайонных образовательных комплексов столицы.И кроме того, ресурсная школа оказывает помощь педагогам школ-соседей по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями.Школам, реализующим данный проект, выделяется дополнительное финансирование.- Что, на ваш взгляд, самое важное для ребенка с особыми образовательными потребностями, учеников и воспитанников нашей школы?- Самое важное, что нашим особенным детям доступно продолжение обучения в школе, начиная с дошкольного отделения и до выпускного вечера в 11-м классе. Именно таким образом нам удается бережно передавать детей с одной ступени образования на другую.Давид ДАР,Вероника АНЦИФЕРОВА,корреспонденты школьного телевидения «Школандия» школы №949
Комментарии