search
main
0

Ресурс столицы – ресурс образования

Эта тема стала предметом обсуждения на третьей секции съезда, которая работала под руководством директора гимназии №1520, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года-2012» Виты КИРИЧЕНКО.

Москва – город образования. Все ресурсы столицы (объекты культуры, науки, отдыха, общественные организации и предприятия, даже средства массовой информации) являют собой единое образовательное пространство. Между тем не все обучающиеся и учителя осознают большие возможности мегаполиса. Современная школа должна учить детей и педагогов управлять ресурсами культурного и научно-образовательного пространства столицы. Москва – наиболее емкий образовательный ресурс во всем многообразии форм. Город представлен даже в виртуальном пространстве: сетью порталов Правительства Москвы, сайтами библиотек, музеев, школ, электронными образовательными ресурсами.Московский школьник обладает массой преимуществ по сравнению с жителями других городов нашей страны. Сегодня на первый план выходит проблема результативного использования социокультурного и интеллектуального потенциала столицы. Это одно из условий успешного достижения метапредметных и личностных результатов освоения программы, поступления в вуз.Поступить в вуз проще, чем успешно его окончить, достигнув при этом основной цели обучения. Хороший выпускник хорошей школы – это не только тот, кто успешно сдал ЕГЭ, а тот, в ком развиты интерес к жизни, активная гражданская позиция, способность к осознанному и взвешенному выбору, желание и умение работать. Это человек, обладающий определенным интеллектуальным багажом и кругозором. Все мы знаем, что успешных детей может вырастить только успешный учитель, глубоко знающий и любящий свой предмет. Такой, как учитель математики школы №1741 Алексей Зубов (соросовский лауреат, лауреат Премии мэра, лауреат Премии Президента, финалист конкурса «Учитель года Москвы-2004»). Особенность его преподавания – это опора на анализ и синтез в решении задач различного уровня сложности.Образование во все времена выступало ведущим фактором прогресса и ярким показателем уровня развития общества. Именно образование стало незаменимым инструментом формирования самосознания и гражданской идентичности личности. Вот почему современная школа ориентируется на человека, который способен не просто воспроизводить полученные знания, но и импровизировать в предлагаемых обстоятельствах, находить ответы на самые непростые вопросы, мыслить масштабно и перспективно, уважительно относиться к достижениям цивилизации. Иными словами, школа ориентируется на «человека культуры».Сегодня на первый план выдвигается задача формирования восприимчивости и интереса к наследию предыдущих эпох. Безусловно, мы должны знать и уметь многое, иначе будем неинтересны своим ученикам.Интересный мастер-класс представил учитель истории, директор школы №1241, финалист конкурса «Учитель года Москвы» Антон Алексеев.Юные москвичи выбирают нынче не только хорошую школу, но и формы организации обучения: индивидуальную образовательную траекторию, углубленное изучение отдельных предметов, естественно-научный, гуманитарный или социально-экономический профиль – иными словами, те образовательные учреждения, где созданы условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников. Один из самых востребованных лабораторно-технологических комплексов Москвы – Дом детского творчества «Полигон-Про», ориентированный на практическое обучение школьников: учебно-научные исследования, проектную деятельность и использование современных технологий. Об этом рассказал на секции заслуженный учитель России, директор МУК №15 Сергей Ловягин. Современный учитель должен сделать шаг вперед и перейти от учителя-практика к учителю-исследователю. Только тогда он сможет вести за собой учеников. Эксперименты, моделирование, наблюдение – вот что отличает учителя новой школы. Сегодня перед нами стоит более сложная задача: не только научить, но и заинтересовать детей наукой. Как это сделать, рассказала в своем мастер-классе учитель химии школы №1388, финалист конкурса «Учитель года Москвы» Татьяна Хасянова.В названии нашей секции было два ключевых слова – «город» и «школа». Главный в школе, конечно, ученик, именно ему отвечать на вопросы, поставленные городом. Но умеют ли дети мегаполиса ориентироваться в огромном объеме информации, которую представляют многочисленные тексты, окружающие нас? Умеют ли они их читать, расшифровывать, а главное – понимать? С введением новых ФГОС работа с самыми разнообразными, отдельно взятыми текстами становится особо актуальной. «Вся наша жизнь – текст», – утверждал на своем мастер-классе учитель русского языка и литературы московской школы №1205 Андрей Романов.Хорошо, когда рядом с домом есть хорошая школа. В такой школе комплексно используются все образовательные ресурсы района и города в целом. Именно это должно стать визитной карточкой столичного образования. Одна из приоритетных задач, стоящих перед нами, – расширение сферы использования современных технологий наравне с привлечением социокультурного и интеллектуального потенциала Москвы. Уроки в музеях позволяют расширить знания учащихся в обществознании, истории, экологии, географии, социологии. Они помогают формировать гражданскую идентичность личности и приобщать детей к базовым национальным ценностям российского общества. Важной составляющей в такой работе становится активное использование ИКТ. Предварительно подготовленные учителем рабочие или маршрутные листы дают учащемуся возможность выйти на уровень проектно-исследовательской работы в результате самостоятельной деятельности по поиску и анализу информации. Такая технология позволяет достигать метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, формировать активную деятельностную позицию учащегося. Подробно об этом говорил в своем мастер-классе методист ГМЦ Иван Смирнов. Ускорение темпов развития общества влияет на ситуацию в сфере образования. Дети, которые пришли в первый класс в 2005 году, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Поэтому школа должна готовить мобильных и динамичных, конструктивных и конкурентоспособных учеников. Только из хорошего ученика получится хороший специалист. Новый учитель понимает, что нельзя научить, можно лишь научиться. Правильно организовать деятельность учащихся умеет педагог, искусно владеющий методикой преподавания. В таком случае любой предмет (например, физика) поможет разобраться даже в городских проблемах. Об этом шла речь в мастер-классе учителя физики гимназии №1514 Юрия Бобринева. Хороший учитель – современный учитель. В век информационных технологий невозможно представить образовательный процесс без использования достижений технического прогресса.За последние пять лет в системе образования резко увеличился объем поставок компьютерной техники: это и современные компьютеры, и интерактивные комплекты, аудио- и видеотехника, мультимедийные проекторы и многое другое. В школы проведен высокоскоростной Интернет, без которого уже не только учителя, но и ученики не видят свою образовательную деятельность. Современные педагоги активно и профессионально используют инструменты, предоставленные им для вывода своего «образовательного продукта» на качественно новый уровень. Естественно, демонстрация такого опыта не может не отражаться на уровне авторитета педагога среди учеников. Используя в работе интерактивные технологии, учитель прививает ученикам культуру поведения в Сети, раскрывает потенциал информационных ресурсов как объектов, способствующих эффективному использованию времени, расширению кругозора. Погружаясь в сетевое пространство и отправляя в свободное плавание по просторам Интернета своих учеников, учитель должен знать несколько несложных правил для обеспечения безопасности этого путешествия. О них нам рассказал учитель информатики и ИКТ школы №1323, финалист городского этапа конкурса «Учитель года-2012» Петр Зобков.Когда я попросила участников секции высказать свое мнение о прошедших мастер-классах, то услышала такое: «Такие мастер-классы важны для всех нас: во-первых, мы увидели своих коллег, которые, как здесь было сказано, часто не печатают свои работы, а не мешало бы это делать; во-вторых, мы видим, как интересно можно рассказать о своем предмете»; «Мне очень приятно, что мастер-классы показывали учителя-мужчины, значит, в школу мужчины возвращаются, и этому «Ура!»; «Очень приятно, что мы слушали настоящих носителей русского языка вне зависимости от того, какой предмет они представляли: физику или русский с литературой. Для нас это очень важно».Думаю, после съезда у нас всех разные впечатления, но разный профессиональный и творческий багаж, полученный на мастер-классах, будет работать и сегодня, и завтра. Все смогли ознакомиться с презентациями различных проектов, выставками. Распространение опыта, безусловно, станет следствием проведенных мастер-классов, а это, на мой взгляд, один из главных итогов съезда.Мнение по поводуГород – поле для нашей воспитывающей деятельностиТатьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования:- Основная миссия съезда – увидеть новые, а может быть, немножко иные практики в педагогике, в организации деятельности на уроке и вне урока. Секция «Москва: город и школа» как раз и показала те практики, которые сложились, которые успешно работают в установлении взаимодействия, обучения во всей городской среде. Наверное, город как социокультурная среда понятие не новое. В Сети я нашла высказывание академика РАО Бориса Бим-Бада: «Мы воспитываем не тогда, когда мы воспитываем. Человек развивается не всегда зависимо от сознательной педагогики: иногда под ее влиянием, иногда противоположно, иногда совершенно независимо. Незаметное воспитывающее воздействие на человека оказывают все формы жизни: материальные условия, религия, нравы, обычаи, политика, суды, трудовая деятельность. Мы воспитываем, когда мы просто живем. Иными словами, мы воспитываем и учим в школе, а город – поле для деятельности».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте