search
main
0

Реструктуризация. Карельский вариант

Реструктуризация сети образовательных учреждений, особенно в сельской местности, в Республике Карелия понимается комплексно, как изменения во всей региональной сфере образования, ключающей образовательные учреждения, организационно-педагогические системы, управление и ресурсное обеспечение образовательного процесса, а также взаимоотношения с внешней средой.

Комментарий «УГ»КомментарийАлександр МИХАЙЛОВ, начальник отдела анализа, стратегического планирования и информатизации Министерства образования Республики Карелия:- Начиная с 2001 года в Карелии было реализовано три этапа республиканской программы реструктуризации сетей общеобразовательных учреждений как в сельской местности, так и в городах. Восемь лет показали, что анализ, проектирование и реализация муниципальных программ комплексного развития сетей осуществляются значительно медленнее, чем развитие тех факторов, которые определяют социальную, педагогическую и экономическую целесообразность этого процесса. Кроме того, позитивные результаты, эффективные инновационные модели организации образовательного процесса порождают новые противоречия и требуют поиска управленческих решений.Выход на модели магнитных школ (притягивающих другие малокомплектные школы своими образовательными ресурсами как в сельской местности, так и в городских округах), формирование сетевой формы организации образовательного процесса, возникновение модульной структуры планирования учебной познавательной деятельности разновозрастной группы школьников, сетевых классов с индивидуальными программами, аудиторной и дистанционной формой ее реализации, а точнее, отказ от традиционной формы урока и нормированного понимания класса-комплекта, ушли значительно вперед по сравнению с существующими нормами организации образовательного процесса, зафиксированными в Законе «Об образовании» и в типологии образовательных учреждений. Изменения структуры муниципальных систем образования – как общего среднего, так и дошкольного, дополнительного и профессионального – столкнулись с противоречиями нормативного соответствия инновационных форм организации образования, которые отмечаются сегодня территориальными службами Рособрнадзора и другими службами надзора. Развитие же дистанционных сетевых форм организации образовательного процесса как стратегическая задача повышения доступности современных образовательных ресурсов, особенно для сельских территорий, легче сегодня обеспечивается технологическими и кадровыми ресурсами, чем нормативно-правовыми, которые по многим аспектам и не разработаны на федеральном уровне.Расходы на общее образование демонстрируют сегодня самый большой процент неэффективных бюджетных расходов в целом в России, да и практически во всех регионах. Методика оценки эффективности расходования бюджетных средств в общем образовании, предложенная Минрегионразвития РФ, задает новые противоречивые нормы показателя «ученик/учитель» и сбалансированности персонала общеобразовательной школы. Сельская школа, отвечающая всем этим показателям, должна быть по численности не менее 500 учеников, что невозможно (хотя бы в условиях Карелии, да и большинства территорий РФ, особенно северных) при имеющихся сетевых показателях – расселении населения и дорожной инфраструктуре. А наполняемость городской школы более 825 учеников характерна только для крупных городов. Целевой показатель «ученик/учитель», определенный индикатором 15, даже в комплектной школе с показателем класс-комплект – 14 обучающихся невозможен в силу существующего учебного плана 2004 года. Для его выполнения в условиях сельской школы требуются как минимум 16 учителей-предметников (в случае их универсальности в совмещении отдельных предметов естественно-научного цикла), что дает значение индикатора в оптимальном случае 10, т.е. в полтора раза меньше целевого. А соотношение сбалансированности персонала 60 : 40 (учителя : прочий персонал школы) при условиях роста индивидуальных образовательных подходов, повышения качества условий организации образовательного процесса и т.п. вообще недостижимо. Отсюда и противоречия – расчеты экономистов по неэффективности и качественные результаты по обученности.Безусловно, эффективная и результативная школа – это стратегическая цель развития. «Плохое» образование всегда стоит дороже и в прямом, и в переносном смысле. Но обеспечить достижение этой цели сегодня одним только педагогическим усилием, без современного нормативного и экономического обоснования нельзя.Выводы: Формирование новых муниципальных систем образования под комплексное решение задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на основе результатов и эффектов целесообразной реструктуризации возможно в условиях сбалансированности образовательных, социальных и уже затем экономических факторов развития территорий. Необходимы новая, опережающая, гибкая система современной нормативной базы организации образовательного процесса, обеспечивающая внедрение его инновационных моделей, и новая позиция в реализации надзорных функций, не сдерживающая, а развивающая эффективные модели. Не констатация, фиксация несоответствия, а экспертная позиция, указывающая пути преодоления противоречий развития. Нужны новые управленческие решения – межведомственные, межтерриториальные – комплексные проекты развития не только образования, но и территорий – их экономической и социальной, культурной и образовательной сфер.

Повышение доступности качественного образования в Карелии оказалось возможным за счет интеграции образовательных учреждений через создание вариативных моделей различных базовых школ – центральных и магнитных. Такие школы становились центрами, стягивающими образовательные и социокультурные ресурсы муниципальных сетей. Процесс интеграции образовательных учреждений различных уровней и учреждений социокультурной сферы позволяет расширить спектр образовательных услуг по реализации образовательных программ всех видов, типов и уровней для всех групп населения и детей сельских территорий и повысить результативность образовательного процесса.

В Карелии главной целью реструктуризации стало повышение ресурсной эффективности интегрированных образовательных учреждений, что привело к оптимизации бюджетных расходов.

Республиканская программа развития образовательной сети включает следующие основные позиции:

– региональный проект развития сети интегрирует 18 муниципальных проектов на каждой конкретной территории;

– каждый муниципальный проект строится на общих принципах стратегического проектирования, с учетом особенностей развития каждого образовательного учреждения, интегрируя программы развития всех подсистем муниципальной системы образования;

– в условиях децентрализации управления сохраняется управляемость системы за счет новых методов и общественно-государственных механизмов соуправления, опережающих процессов модернизации системы подготовки и переподготовки управленческих и педагогических кадров.

Программа реструктуризации – составная часть программы развития образования в Республике Карелия – разрабатывалась на основе анализа социально-экономического развития, прогноза демографической ситуации и социально-географических аспектов каждой конкретной территории. Муниципальные программы – результат комплексного анализа и прогноза развития сельских администраций, органов управления образованием, педагогических коллективов и местного сообщества. Каждая муниципальная программа развития образовательной сети проходила общественно-государственную экспертизу на основе изучения общественного мнения, расчета социально-экономических показателей, оптимального выбора моделей и вариантов реструктуризации и обеспечивалась бюджетами и ресурсами органов местного самоуправления. Допускалась возможность консолидированного бюджетного финансирования муниципальных программ развития сети на основе договорных отношений из бюджетов разных уровней.

Основные принципы реструктуризации образовательной сети:

Формирование общественно-государственного характера и механизмов управления и соуправления процессами образования.

Повышение эффективности использования материально-технических, финансово-экономических и интеллектуальных ресурсов в условиях их общей ограниченности.

Повышение динамики развития каждой структуры интеграционной системы, мобильности и готовности к изменениям.

Расширение влияния образовательных систем и комплексов на социально-экономическое развитие территорий.

Формирование образовательной среды развития территории через проекты и структуры межотраслевого взаимодействия.

Среди новых интеграционных моделей образовательных учреждений в сельской местности Республики Карелия основное место занимают магнитные и центральные школы.

Магнитная школа – базовая школа территориального (школьного) округа, обеспечивающая организацию образовательного процесса для детей данной территории, сетевое взаимодействие со своими структурными подразделениями или партнерами на договорной основе – начальными школами, школами-садами, учреждениями дополнительного образования, начального профессионального образования и учреждениями социокультурной сферы.

Магнитная школа получила свое название за активность в организации образовательной и социокультурной сети вокруг себя. Эта активность, «примагничивание» партнеров, учеников и родителей качеством и условиями организации образовательного процесса, сложилась в ходе реализации в республике первого этапа реструктуризации естественным образом – школы благодаря своим результатам и выгодному географическому положению получили признание и статус базовых данного школьного округа.

Центральная школа – базовая школа муниципального района или городского округа – образовательный ресурсный центр. На базе этой школы организуются методическое и информационно-технологическое обеспечение развития образования и профильное обучение в старшей школе. Статус центральной обычно присваивается школе, расположенной в районном центре и признанной лидером в освоении инновационных образовательных программ.

Именно эти школы стали межшкольными методическими центрами муниципальной сети в реализации многочисленных проектов программы «Информатизация системы образования». Почти половина из них стали лауреатами конкурса приоритетного национального проекта «Образование» как лучшие школы республики, осваивающие инновационные образовательные программы.

В ходе реализации муниципальных программ развития образовательной сети центральные и магнитные школы становятся «точками роста» нового образовательного пространства. Центральные школы, по сути, являются звеном управленческой деятельности муниципальных органов управления образованием. Муниципальные управления делегируют центральным школам функции обеспечения образовательного процесса в магнитных школах, взаимодействующих с ними, – информационные, методические, повышения квалификации и аттестации образовательных учреждений. Районные методические кабинеты также размещаются в центральных школах.

Таким образом, центральные школы – узлы сетевого муниципального и межмуниципального взаимодействия в решении задач модернизации и инновационно-проектной деятельности образовательных учреждений.

Учреждения, взявшие на себя ответственность и роль лидеров в процессах интеграции образовательных учреждений и учреждений социально-культурной сферы, названы общественно активными школами. Их деятельность основывается на следующих принципах:

– обучение для опыта и посредством опыта;

– активное участие каждого в жизни школы и сельского социума;

– подготовка школы к работе в сообществе;

– ориентация на социальное партнерство;

– социальная активизация школы.

Татьяна АБАНКИНА, директор Центра прикладных экономических исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте