Цели урока
1. В ходе урока ученики должны получить углубленное представление о государственном устройстве Российской Федерации.
2. Ученики получат представление об особенностях и различиях субъектов Российской Федерации.
3. Изучат вопрос распределения властных полномочий между федеральным уровнем власти и уровнем субъектов Российской Федерации.
Понятия: субъект Федерации, республика, край, область, автономная область, автономный округ, города федерального значения, Российская Федерация, статус субъекта Федерации.
Ход урока
1. Правовое оформление РФ.
В настоящее время на наших глазах идет процесс строительства Российской Федерации. Создаются законы, регулирующие отношения центральной власти и субъектов Федерации, республики и области создают структуры власти, разрешаются противоречия, возникающие из различного понимания и трактовки положений Конституции страны.
Так, в марте 1992 г. был заключен федеративный договор между большинством регионов России. Он определил три типа составных частей России:
а) Республики в составе РФ.
б) Края, области, города – Москва и Санкт-Петербург.
в) Автономная область и автономные округа.
Договор имел важное значение, поскольку провел разграничение полномочий между центром и субъектами Федерации. Однако он был документом компромиссным и имел много недоговоренностей. Осталась нерешенной проблема статуса субъектов Федерации и было закреплено их неравенство.
Но надо отметить, что подписание федеративного договора положило начало строительству Федерации в нашей стране.
Конституция 1993 года продолжила процесс совершенствования федеративного устройства России. В Конституции закреплены основные принципы государственного устройства России: ее государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов России. Эти принципы могут быть применены только путем принятия новой Конституции.
2. Особенности устройства РФ.
а) Россия является суверенным государством, полноправным субъектом международного сообщества.
б) РФ обладает высшей властью в отношении всей своей территории. Ее территория включает территорию объектов.
в) Россия представляет собой единый рынок. Все товары, услуги, финансы на ее территории перемещаются свободно: недопустимо установление таможенных границ и пошлин. Существует единая денежная система (рубль). Правом установления налогов обладает как Федерация, так и ее субъекты.
г) Единое гражданство. Республики в составе РФ имеют свое гражданство. Граждане республики являются одновременно гражданами России.
д) Государственным языком на всей территории страны является русский язык (часть 1, ст.68). Республики могут устанавливать свои государственные языки и употреблять их в органах власти и государственных учреждениях наряду с русским.
е) Народы могут получать основное общее образование на родном языке.
ж) РФ устанавливает международные отношения с другими государствами, представляет и защищает интересы как всей страны, так и ее субъектов.
3. Состав РФ (ст.65).
89 субъектов это: 21 республика,10 автономных округов, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область.
Все республики имеют свою конституцию, остальные субъекты – устав, республики имеют право вводить помимо общегосударственного русского свой государственный язык. Все субъекты посылают в Совет Федерации по два представителя, их границы не могут быть изменены без их согласия.
а) Республика – это национальное образование, имеет статус государства в составе РФ; имеет свою конституцию, государственные символы, свои названия органов.
б) Край – историческое название периферийных территорий. Всего шесть таких регионов: Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский, Хабаровский, Приморский.
в) Область. На старославянском облада означало владение.
г) Города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург.
Город с некоторыми столичными функциями, по статусу приравненный к области.
Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями, в них в основном живут русские. Они принимают свои уставы в отличие от республик, имеющих конституции. В уставе закрепляется организация государственной власти, порядок принятия законов, организация местного самоуправления.
д) Автономная область – форма территориальной автономии для народов, которые не достигли в своем развитии уровня нации. Позже преобразовывают в автономные республики.
е) Автономный округ – форма территориальной автономии по этническому признаку для малых (малочисленных) народов Севера.
4. Разграничение полномочий центра и субъекта РФ.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по Конституции РФ.
Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст.73) и осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 76, ч.4).
Вопросы:
1. Каков статус РФ?
2. Какими документами регулируются федеративные отношения в нашей стране?
3. Что является субъектом РФ?
4. Сколько субъектов в РФ?
5. Что такое край, область, город федерального значения, что между ними общего и что отличает их от республики?
6. Что находится в ведении РФ?
7. Какой смысл имеет термин “центр”?
8. Назовите атрибуты государственной власти. Их описание и порядок официального использования.
9. Что находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ?
Олег ТАЛЫЗИН,
учитель истории и права, школы N 11
Чайковский
Комментарии